Шкотова Вера
Проект «Моё любимое домашнее животное» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
У многих моих детей есть домашние животные, и дети с воодушевлением рассказывают о них. Детям нравятся домашние животные, они любят играть с ними, они любят рассматривать иллюстрации с их изображением. Мир животных чрезвычайно привлекателен и животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми.
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Все материалы
- Животные. В мире животных
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Воспитание любви к животным, ответственного отношения к тем, кого приручили. является важнейшей составляющей нравственного воспитания дошкольников. Чтобы воспитать наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, доброта нужно хорошо знать повадки и нужды своих животных.
Проект позволяет расширить представления детей о домашних животных (кошка, собака, рыбки, попугаи, кролик, черепаха) и правила ухода за ними. Животные – источник для различных видов деятельности: наблюдение, игра, труд, творчество и т. д. В результате формируется наблюдательность, развивается память, логическое мышление.
Тип проекта : познавательный
По составу участников: групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
По продолжительности: краткосрочный (2 недели).
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель проекта :
расширить знание детей о домашних животных, сформировать у детей такие положительные качества как доброта, сочувствие, ответственность, формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи проекта :
- дать знания об особенностях и повадках домашних животных;
- учить делиться со сверстниками полученной информации;
- воспитывать ответственное отношение к домашним питомцам;
-провести беседу, организовать мероприятия и образовательную деятельность по теме;
-организовать выставку детских рисунков по теме "Я и мое любимый домашний питомец";
-ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
-разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с повадками домашних животных;
-подготовить совместными усилиями детей и родителей рассказ о домашнем животном;
-систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме "Домашние животные"
-провести итоговое мероприятие- выставка рисунков и фотографий на тему "Мой домашний питомец"
Ожидаемые результаты проекта :
• дети узнают и называют домашних животных;
• имеют посильные трудовые обязанности дома в уходе за домашними питомцами;
• несут ответственность за их выполнение, умеют составлять рассказ о домашнем питомце.
Необходимые материалы и оборудования:
описательный рассказ, игрушки и иллюстрации с домашними животными и их детенышами, предметные картинки с различными породами собак, кошек и т. д, тексты рассказов Г. Остер "Котенок по имени Гав", Н. Носов "Живая шляпа", японская сказка "Плотник и кошка", "Теремок", загадки о животных, стихи "Верный друг- лучше сотни слуг" М. Скребцова, "Кискино горе" Б. Заходер, потешки "Пошел котик на Торжок", "Козонька рогатая", предметы рисования. аудиозаписи песен "Черный кот", "Песенка о кошке и собачке", пластилин и предметы для оригами, геометрические фигуры.
Этапы реализации проекта :
подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап: Знакомство участников с содержанием проекта. Обозначение, определение цели проекта и его мотивация. Беседа о домашних питомцах. Воспитатель предлагает детям сфотографироваться дома со своими животными и подготовить интересные рассказы о них.
Основной этап: Привлечение детей и родителей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
Направления проектной деятельности :
1. Речевое развитие: - речевые игры: "Путаница"; " Кто где живет?", "Сосчитайка".
- прослушивание рассказов: Г. Остер "Котенок по имени Гав", Н. Носов "Живая шляпа", сказок: Сказка о верности, "Голубая кошка", стихот: М. Скребцова "Верный друг- лучше сотни слуг", Кискино горе" Б. Заходер, потешки "Пошел котик на Торжок", "Козонька рогатая"; загадки о домащних животных;
- заучивание стихотворения Б. Заходер "Кискино горе"
- рассматривание картин с изображением домашних животных и беседы по их содержанию;
- прослушивание и обсуждение музыкальных произведений: "Черный кот", "Песенка о котенке", "Песня о любознательном щенке";
- упражнение в описательном рассказывании (рассказ о своих домашних питомцах)
2. Познавательное развитие:
- беседа о диких и домашних животных;
- беседа об особенностях и повадках домашних животных.
3. Художественно- эстетическое развитие:
- выставка рисунков и фотографий в группе "Мой домашний питомец"
4. Социально- коммуникативное развитие:
- игра "Зеркало", "Разговор через стекло","Кошки и мышки";
- сюжетно- ролевая игра"Ветеринарская клиника".
Работа с семьей:
- беседы родителей с детьми о домашних животных;
- показ детям мультфильма "Кошка, которая гуляла сама по себе"
- чтение рассказов Е. Чарушина "Кошка", сказок В. Г. Суеева "Три котенка, "Кот- рыболов";
- предоставление фотографий для выставки "Мой любимый питомец"
- изготовление наглядного материала для детей по теме.
Заключительный этап: Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации и ее оформление на основе детских фотографий с домашними животными и его озвучивание детьми (дети читают стихи или рассказывают о питомцах из альбома).
Содержание работы.
Подготовительный этап:
1. Сформулированы проблемные вопросы, их изучение и обсуждение: («Что хотим узнать?»)
- Зачем нужны домашние питомцы?
- Почему собаки кусаются?
- Зачем человек приручил животных?
- Почему у животных разные хвосты?
- Почему у кошки на лапках мягкие подушечки?
- Как ухаживать за домашними питомцами?
2. Учебные вопросы:
- Каких животных можно держать дома?
- Какова роль домашних питомцев в жизни людей?
- Что мы можем дать домашним питомцам?
3. Сформулированы интересующие вопросы
4. Разработка плана и содержание мероприятий:
- Подборка художественной литературы, произведений фольклора:
«Первая охота» В. Бианки, «Кошка, гулявшая сама по себе» Р. Киплинг, «Кто сказал «мяу»?» В. Сутеев, «Про кошку» В. Приходько, «Котенок» В. Берестов, «Спор животных» К. Ушинский, «Щенок» И. Логерев.
Сказки: «Кот – серый лоб, козел да баран», «Кот, петух и лиса».
Потешки: «Наши уточки с утра», «Кошкин дом».
Считалки: «Кто как считает?» М. Карем, «Шла коза по мостику».
Загадки о домашних питомцах.
Подборка игр на тему «Домашние питомцы» :
Дидактические игры: «Я знаю 5 названий домашних питомцев», «Кто у кого?», «Кто чем питается?», «Чего не хватает?», «Закончи предложение».
Пазлы: «Кошки», «Собаки», «Детеныши».
Подвижные игры: «Мыши и кот», «Кто сказал «мяу»?», «Мышеловка».
Конструктивные игры: «Будка для собаки».
Образные упражнения: «Кто я, угадай?».
Подборка пособий и игрового материала (фигурки животных, иллюстрации, наборы открыток и др.).
День1:
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты)
День2:
Подбор наглядно- дидактического материала; художественной литературы о животных; дидактических игр, разработка бесед о домашних животных.
День3:
Разработка рекомендаций для родителей: "Решили завести домашнего питомца", "Повадки домашнего питомца".
Подбор репродукций художественных картин на тематику "Животные и их детеныши"
День4:
Организация развивающей среды в группе старших дошкольников
Основной этап:
День 1:
Беседа о диких и домашних животных (см. приложение 2);
Рисование детьми щенка (см. приложение 3);
Организация выставки работ детей "Щенок по имени Шарик"
День 2:
Рассмотрение книг, картин и плакатов на тематику "Домащние питомцы";
День 3:
Закрепление счета до 10. Аппликация дома для собаки из геометрических фигур;
Конструирование из деревянного и пластмассового конструктора дома для любимого животного и его друзей (коллективная работа)
День 4:
Чтение потешек и прослушивание песен, обсуждение
День 5:
Разучивание стих-я Б. Заходер "Кискино горе";
Разгадывание загадок о домашних питомцах (см. приложение 4)
Проведение дидактических игр "Отгадай, кто к нам пришел", "Изобрази домашнее животное";
День 6:
Оформление стендовой консультации для родителей: "Решили завести домашнее животное", "Повадки домашних питомцев" (см. приложение 1)
Чтение и обсуждение японской сказки "Плотник и кошка", стих М. Скребцова "Верный друг- лучше сотни слуг".
Чтение Н. Носова "Живая шляпа" и лепка котенка.
Рисование детьми любимого животного;
Организация выставки работ детей "Любимое животное" (см. приложение 5)
День 7:
Оригами «кошка»
Итоговое мероприятие- прослушивание рассказов детей о своих домашних питомцах.
Заключительный: выставка детских работ по теме.
Итоги проекта :
Данный проект открыл детям и родителям удивительный мир домашних животных. Он способствовал размышлению о взаимоотношениях людей и животных, помог ответить на вопросы «Какое место в нашей жизни занимают домашние питомцы?», «Что они приносят в нашу жизнь?», «Что мы можем им дать?».
Проект пополнил знания детей об особенностях домашних питомцев, их роли в жизни человека, подчеркнул необходимость гуманного отношения к животным.
Созданный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из разных источников, анализировать факты, высказывать собственное суждение.
Таким образом, благодаря проделанной работе, у детей развился устойчивый интерес к домашним питомцам, закрепились и улучшились их знания по данной теме, отметилось активное включение родителей в педагогический процесс, позитивные детско-родительские отношения.
Список литературы:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, 2004.
2. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 2008.
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М., 2003.
4. Молодова Л. П. Экологические занятия с детьми. – М., 2006.
5. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников. Дошкольное образование, № 6, 2008.
6. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. – М., 2002.
7. Учимся сопереживать животным. Ребенок в детском саду. № 5, 2007.
Приложение 1
Консультация для родителей «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце»
Маленькие дети начинают знакомиться с окружающим миром. Они с неподдельным интересом впитывают все новое. Тянутся к каждому листочку, камушку или травинке. Тем более их интересуют животные. Для ребёнка животные являются источником новых впечатлений, ощущений, переживаний, общение с ними раздвигает границы познания окружающего мира. Так малыш накапливает позитивный опыт, а его эмоциональная жизнь становится насыщеннее, что положительно сказывается на его психическом развитии и способствует более раннему становлению его как личности.
Почему ребёнок мечтает о питомце?
Психологи считают, что стремление приобрести домашнее животное обусловлено желанием ребенка о ком-то заботиться, опекать слабое, зависимое от него существо. Эту склонность проявляют чаще всего единственные в семье дети. Излишек внимания, оказываемого им взрослыми,- это своеобразная нагрузка, и дети как бы переносят часть ее на полюбившееся им животное.
Основные причины появления у ребенка потребности иметь домашнее животное :
• стремление быть ответственным;
• необходимость эмоциональной близости с кем-то;
• недостаток общения;
• слабо развитые коммуникативные способности (необщительный ребенок);
• зависть к другим детям, у которых уже есть домашний питомец;
• желание иметь сильного защитника.
Если вы все-таки решили завести домашнего питомца, следуйте рекомендациям:
1. Если вы любите путешествовать, смело выбирайте собаку.
2. Лучше не держать дома пресмыкающихся, если только ваш ребенок не собирается стать зоологом.
3. Если вы собираетесь завести кошку, знайте, что общение с кошками очень полезно для легко возбудимых, напряженных детей.
4. Четко осознавайте, что животное будет ваше и все обязанности по уходу за животным лягут на ваши плечи. Для меленького ребёнка животное – ещё одна игрушка, а уход за ним – игра.
5. Если ребенок боится животных, то в ближайшее время заводить их не стоит.
6. Если ребенок просит купить животное – задумайтесь, может ребенок одинок? Может этот ребенок имеет и другие психологические трудности?
7. Чтобы исключить аллергические реакции на данное животное, проконсультируйтесь с врачом.
Животные в доме, конечно, приносят всем большую радость. Естественно, их присутствие не решает проблемы воспитания у ребенка гуманного отношения к природе. Но ребенок может разделить вашу любовь, перенять ваше отношение, вместе с вами ощутить себя частью огромного мира природы, почувствовать свою ответственность за него.
Приложение 2
Конспект занятия в старшей группе «Дикие и домашние животные»
Программное содержание:
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных
Задачи:
Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки
Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок
Материалы и оборудование:
Картинки диких и домашних животных, магнитная доска, конверты с заданиями, животные-игрушки
Аппаратное обеспечение: магнитофон
Программное обеспечение: Аудиозапись «Голоса леса»
Ход ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей). Да, у меня тоже отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.
Загадывание загадки:
Они бывают дикими, живут в лесу дремучем, Домашними бывают и помогают людям. - Кто они такие? Дети: Животные.
Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Ребята, нас в гости к себе на подворье пригласил фермер Егор, он обещала познакомить нас с животными, живущими у нее на скотном дворе. Отправляемся в деревню!
Егор: Здравствуйте, ребята! У меня много домашних животных, вы всех узнали? (Дети называют домашних животных, чьи фигурки расположены на скотном дворе.)
Молодцы, ребята! Но вот что случилось. Потерялся мой кот Василий. Боюсь, что в лес убежала там много зверей, они могут моего Ваську обидеть. Помогите мне, пожалуйста, его найти.
Воспитатель: Ребята, поможем Егору найти Кота?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Тогда отправляемся в лес! А сейчас представьте, что мы в лесу, я буду читать стихотворение и выполнять движения, а вы повторяйте за мной.
Мы пришли в осенний лес. (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в наряде стоит, (отвести руку в сторону, другую)
Листопад, листопад,
Листья кружатся, летят. (дети кружатся)
Вот и зайка прискакал (прыгают на месте)
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет (руки на поясе, наклоны в стороны)
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас, (приседают)
Не найдет тогда он нас!
А вот и серый ежик,
Бежит он без дорожек. (бег на месте)
Улетают журавли, (имитируют полет птиц)
Будем ждать их до весны!
В лесу осеннем красота, (разводят руки)
А нам уже домой пора. (садятся на места)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо размялись. Посмотрите. тут кто-то оставил письмо для нас
Зачитывает письмо. Ребята, пишет вам Лесная Фея. Слышала я что вы много знаете о жизни животных. А если так выполните мои задания. Тогда и помогу вам кота Ваську отыскать
Воспитатель: Ну что ж, ребята, придется нам все задания Феи выполнить.
(Дети вместе с воспитателем находят конверты с заданиями.)
1 задание. «Назови дикого предка»
Воспитатель: Дети, а вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей).
Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье со временем Человек приручил и других животных. У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры.
И первое задание - Я буду называть домашнее животное, а вы назовите его дикого предка (Педагог называет домашнее животное, а дети - дикого предка. Собака - волк, кролик – заяц, свинья - кабан, кошка - рысь и т. д.) Молодцы!
2 задание. «Отгадай загадку»
Загадывание загадки:
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?
(лиса)
Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?
(зайчишка)
3 задание. Дидактическая игра «Кто где живет?» Вспомните, как называется жилище животных?
(Педагог называет животное, дети - название его жилища: собака - конура, волк-логово, корова - хлев, белка - дупло, медведь - берлога, лиса- нора, свинья- свинарник, лошадь-конюшня, корова- коровник и т. п.) Молодцы!
6 задание. «Назови сказку»
Воспитатель: Какие вы знаете сказки о диких и домашних животных?
Дети: «Заяц - хваста»; «Ёж и заяц»; «Два жадных медвежонка»; «Теремок», «Три поросенка», «Зимовье зверей», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и Медведь» и др.
Воспитатель: Ребята, мы свами выполнили все задания Лесной Феи. А вот и кот Васька! Выходи, не бойся, это мы- ребята из детского сада!
(Под музыку идут за воспитателем к ферме)
Заключительная часть;
Воспитатель: Ребята, могут ли домашние животные жить в лесу? Друзья, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: (дети дополняют фразу воспитателя)
- не умеют строить себе жилье,
- самостоятельно добывать для себя пищу,
- защищаться от врагов.
И подводя итоги нашего путешествия, не забудем о диких животных :
- они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,
- лишены привычных условий жизни,
- требуют много мясной пищи,
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? (ответы детей). Какие из животных были вам наиболее интересны? (ответы детей).