Ирина Полякова
Проект «Моя семья» во второй младшей группе
Паспорт проекта
Название учебного учреждения МБДОУ детский сад №1.
Тема проекта : «Моя семья»
Тип проекта : познавательный, творческий, исследовательский.
Срок реализации проекта : 27.06.2022-08.07. 2022 г.
Участники проекта : воспитатель, дети второй мл. группы, родители.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Актуальность
Публикация «Проект „Моя семья“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Проблемой выбора данной темы проекта стали недостаточные знания детей о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья».
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта : формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.
Задачи проекта :
Обучающие: формировать у детей интерес к своей семье, семейным традициям; воспитывать любовь и уважение к членам семьи. Развивать у детей навыки исследовательской работы совместно с воспитателями и родителями, развивать творчество. Активизировать словарь.
Развивающие: Развивать любознательность и познавательную активность.
Побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Воспитательные: Обогащать знания детей о семейных традициях, о праздниках, о взаимоотношениях между членами семьи. Воспитывать любовь и уважение к родителям.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать партнёрские отношения между педагогами, родителями и детьми.
Этапы реализации проекта
1-й этап
Подготовительный 2-й этап
Реализация проекта 3-й этап
Итоговый
Формы работы с детьми:
Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
• Опрос детей «Что я знаю о семье»
• Предварительное чтение детям русских народных сказок на тему «Семья» : «Жихарка», «Репка» и др.
Формы работы с родителями:
- консультация;
- папки – передвижки;
-домашнее творческое задание. • Изучить историю составления родословной и составить рекомендации по ее составлению для родителей.
• Анкетирование родителей «Ценности и семейные традиции нашей семьи».
• Привнесение в группу предметов семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;
• Подбор дидактического и наглядного материала для НОД, бесед и игр с детьми.
• Изготовление дидактических игр и пособий «Кому, что нужно для работы», «Обязанности в семье».
• Организация тематической библиотеки: иллюстрации, открытки, сюжетные картинки.
• Составление картотек стихов, загадок, подвижных и пальчиков игр по темам «Семья», «Профессии», «Посуда», «Мебель».
• Подбор пословиц и поговорок о семье и доме.
• Подбор предметов заместителей для игр, костюмов и атрибутов к игровой деятельности;
• Организация выставки семейных родословных «Семья вместе - так и душа на месте» • Выставка фотографий «Моя семья».
• Оформление выставок детских работ по теме.
Схема реализации проекта
Образовательная деятельность. Совместная деятельность с детьми Работа с родителями
Социально– коммуникативное развитие: • Рассматривание семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций.
• Рассказ педагога о своей семье.
• Беседы: «Что такое семья»; «Традиции нашей семьи»; «Права и обязанности членов семьи»; «Как я провожу выходной день в моей семье»; «Как я помогаю дома», «Кем работают мои родители»; «Наши имена» .
• Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.
• Загадки о семье, профессиях, мебели и посуде.
• Заучивание стихов и потешек о семье.
• Проблемные ситуации «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка»
• Игра-ситуация «Я потерялся», «Один дома».
• Игра «Свой, чужой, знакомый».
• Дидактические игры: «Разложи по порядку», «Собери портрет», «Радость или огорчение», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?», «Что из чего?», «Маленькие помощники», «Сложи картинку». Лото: «Собери матрешку», «Что сначала, что потом» (сервировка стола)
• Сюжетные игры: «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шофер». Консультация «Семейные ценности»
Памятки: «Защитим своих детей» (права ребенка, «Семейные традиции»
Выставка фотографий «Моя семья»
Познавательное развитие: (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора). • Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность: опыты с песком, водой.
Конструирование из строительного материала «Мой дом - моя крепость».
Конструирование из бумаги «Подарок маме».
Экспериментирование: песок, вода (о свойствах материала).
• Формирование целостной картины мира:
наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.
Просмотр мультимедийных презентаций «Моя семья», «Профессии», «Веселая мебель», «Путешествие в мир посуды».
Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Федорино горе». Папка-передвижка «Как рассказать детям о своих родителях»
Консультации «Играем с водой и песком», «Как организовать поисково– познавательную деятельность детей».
Речевое развитие: • Разучивание стихов, песен, хороводов.
• Рассматривание иллюстраций картин.
• Дидактические игры: «Назови, чья мама?», «Скажи ласково», «Помоги малышу найти свою маму», «Один-много», «Какой? Какая? Какие?»;
• Чтение и обсуждение литературных произведений: стихи, рассказы, соответствующей тематики: С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», С. Маршак «Сказка об умном мышонке».
• Чтение сказок: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса», «Теремок».
• Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
• Загадки по теме
• Составление рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом», «Что если бы?», «Хочу быть похожим на маму и папу»
• Словесные игры: «Кто старше, младше?», «Скажи, как тебя дома называют ласково?». Разучивание и закрепление потешек, стихотворений, подбор загадок о семье.
Физическое развитие:
• Подвижные игры: «Кто быстрее соберет игрушки», «Бегите ко мне», «Наседка и цыплята», «Угадай, кто зовет», «Птички и птенчики».
• Физминутки: «Кто приехал?», «Семейная зарядка».
• Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей»
• Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Мамины помощники», «Кто живет у нас в квартире»
Содержание подвижных игр. Помощь в оформлении фото отчёта по материалам проекта.
Художественно-эстетическое развитие • Прослушивание песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.
• Разучивание колыбельных песен
• Рисование «Моя мама», «Украшение платья», «Цветы для мамочки», «Мой дом».
• Аппликация «Украшение платочка», «Букет для мамы»
• Лепка «Цветы для бабушки». Подбор песен для детей о семье.
Ожидаемые результаты для детей:
Предполагается, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
имена дедушек, бабушек;
профессии своих родителей;
народные игры, колыбельные;
пополнят словарный запас;
научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи;
у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители будут знать:
приобретут знания о семейных и народных традициях;
будут уважительно относиться к своим предкам;
научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
научатся организовывать семейные праздники;
сделают презентации семейных праздников и традиций.
Педагоги будут знать:
разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
будут лучше знать семьи своих воспитанников, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
создадут копилку семейных праздников.