Ольга Сулимина
Проект «Моя родословная»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : групповой, творческий, исследовательский.
Продолжительность : долгосрочный
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Актуальность темы:
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Такой простой вопрос, но на самом деле он имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в внутри каждого человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать любой человек.
Публикация «Проект „Моя родословная“» размещена в разделах
Цель проекта : способствовать закреплению интереса к своей семье; воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и своим предкам; формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи:
- познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;
- показать необходимость знания своей родословной;
- способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
Предпологаемый результат:
Реализация проекта позволяет сформировать у детей представления о семье, родственниках, родословной.
Родители получили большое количество советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми.
Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, своей родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
Работа с родителями:
создание генеологического древа семьи;
консультации: «Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 4, «Семейные традиции» (Приложение 5, «Отец как воспитатель» (Приложение 6, «Роль семьи в воспитании дошкольника» (Приложение 7);
музыкальный праздники: «23 февраля», «Праздник мам»;
создание сборника пословиц и поговорок, фольклора, стихов, загадок о семье;
анкеты для родителей: «Взаимоотношения в семье» (Приложение 21, «Благополучны или неблагополучны ваши отношения с детьми» (Приложение 22);
рассказы детей о четвероногих членах семьи.
Ресурсное обеспечение:
модель дома для сюжетно-ролевых игр;
создание предметно-развивающей среды, атрибутов для игр: «Дом», «Магазин», «Больница».
Содержание пректа:
I. Подготовительный
1. Выявление проблемы у детей
2. Создание проблемной ситуации
3. Выбор темы проекта
4. Постановка цели и задач проекта
5. Планирование деятельности по проекту
II. Деятельностный
1. Формы работы по реализации проекта.
Физическое развитие:
Физкульминутки (см. приложение) :
- «Вся моя семья»;
- «Семейная зарядка»;
- «Мамам дружно помогаем»;
- «Кто живет у нас в квартире?».
Здоровье:
Пальчиковая гимнастика (см. приложение) :
- «Десять внучат» О. Новиковская Пальчиковая гимнастика с. 25;
- «Рисуем человечка» О. Новиковская Пальчиковая гимнастика с. 24;
- «Российская семья» А. К. Мячина Маленьким детям - большие права, с. 78;
- «Помощники» ;
- «Здравствуй»;
- «Мы ребята – мастера».
Зрительная гимнастика (см. приложение) :
- «Мамин праздник»;
- «Мамины помощники»;
- «Лучик солнца».
Артикуляционная гимнастика:
- «Вкусное варенье», «Блинчики» Т. В. Буденная.
Социально-коммуникативное развитие:
Беседы:
Рассказ воспитателя о семейных традициях;
"Я и моя семья";
"Тайна имени";
"Самая хорошая, дорогая самая";
"Папа в доме и дом исправен";
"Я с бабушкой своею дружу давным давно";
"Мне дедушка рассказывал";
"Легко ли человеку, когда он один?";
"Происхождение фамилий";
"Что такое генеалогическое дерево?";
Заучивание пословиц и поговорок о семье;
Загадки о семье.
Чтение художественной литературы:
В. Белов «Мамина дочка»;
К. Ушинский «Косточка»;
Л. Толстой «Старый дед и внучек»;
А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»;
В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»;
Шорыгина Т. А. «Похищенное имя»;
Е. Благинина «Посидим в тишине».
Речевое развитие:
Рассказы детей о своей семье;
пересказ знакомых произведений;
чтение стихотворений о семье.
Игры:
1. "Сложи картинку";
2. "Определи возраст";
3. "Закончи предложение";
4. "Подбери признак";
5. "Моя семья»
Организация экспозиции из детских работ и фотографий "Загляните в семейный альбом"; "Моя родословная».
Познавательное развитие:
Рассматривание семейных альбомов.
Н О Д
"Самый дорогой человек";
"Моя семья»;
"Мои младшие братья и сестры";
"Моя семья и родственники»;
«Мое Отечество — Россия»;
"Старшие члены семьи".
(И. Ф. Мулько. Социально-нравственное воспитание З№3, с. 50, З№4 с. 51, З № 5 с. 53.; Н. В. Алешина. Ознакомление с окружающим, с. 26, З№ 19; О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром, с. 29)
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка. Панно из колбасок «Мы с папой». Поделки из пластилина. с. 3
Рисование с элементами аппликации (оригами) «Папин портрет»
Рисование «Картинка к празднику 8 Марта» Т. С. Комарова с. 89
Аппликация «Как мой папа спал, когда был маленький» Лыкова, с. 144, с. 65
Констуктивная деятельность «Мебель для дома», работа с бумагой в технике оригами «Букет тюльпанов».
Музыка
Песня «Семья» ( композитор: Григорий Гладков, слова: Елена Плотникова)
Песня «Наша дружная семья» (сл. Т. Рядчикова, муз. и исполнение А. Комаров)
Слушание: «Кто придумал песенку» муз. Д. Львова- Компеанейца,
«Раскаяние», «Утро», «Вечер» из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
заучивание стихов о семье;
чтение детских художественных произведений о семье;
разъяснения пословиц и поговорок о семье;
дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Найди предметы»;
создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов для игр: «Парикмахерская», «Ремонт квартиры», «Моряки»;
беседы «Один дома: правила безопасности с электроприборами», «Я по улице иду, маму за руку держу»
Самостоятельная деятельность детей:
рассматривание тематического альбома «Семья»;
рассматривание иллюстраций о профессиях;
раскрашивание раскрасок;
сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Помогаю в гараже папе», «Дочки-Матери».
III. Завершающий
1. Для формирования у детей к своей родословной, совместно с родителями дети создали «генеологическое древо», герб семьи, создание сборника пословиц и поговорок о семье.
2. Рефлексия:
обсуждение, чему научились в ходе проекта, что понравилось, что не понравилось.