Лариса Сидоренко
Проект «Моя Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Моя Родина - Россия»
Тип проекта: Познавательно-творческий.
Вид проекта: Краткосрочный.
Сроки проведения проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети 5 - 6 и 6 - 7 лет, воспитатели, родители.
Актуальность проекта.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных тем. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Публикация «Проект „Моя Родина — Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
По мнению многих авторов, дошкольное детство – это важнейший этап становления его личности, воспитания нравственности и патриотизма. Поэтому основная задача, которая встает перед педагогами и родителями - это вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, надо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни. Много написано стихотворений и рассказов о нашей Родине, ее природе!
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Именно в этот период закладываются такие чувства, как любовь к семье, к детскому саду, своему городу и стране – любовь к своей малой и большой Родине, гордость за свой народ, и ощущение своей связанности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и регионально-культурным наследием и историей страны, края.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических
условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.
Знакомство детей с малой Родиной, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Многие родители сами не знают истории города, области, страны. Основная масса родителей не могут посещать культурно – массовые мероприятия совместно с детьми по разным причинам. Поэтому у детей сформирован недостаточный уровень познавательного интереса к истории и культуре города, страны.
С связи с этим необходимо усиление работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края, страны. Решением данной проблемы стала реализация проекта «Моя Родина- Россия».
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта:
Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения и любви к своей Родине.
Задачи проекта:
- понимать значение государственной символики России;
закреплять знания о флаге, гербе, гимне России;
- развивать представления о том, что Российская Федерация-огромная,
многонациональная страна;
- обогащать знания детей о родном крае, главном городе Оренбуржья, его
достопримечательностях;
- закрепить такие понятия, как «Родина», «малая Родина», «Россия»,
«россияне»;
- познакомить дошкольников с географическим, природно-экологическим
своеобразием России;
- иметь представление о том, что Россия территориально огромная страна, с
множеством красивых мест (полей, лесов, рек т. д.);
- знать название столицы нашей Родины; иметь представление о городе Москве, правительстве, президенте России;
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу, Родине;
- воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное
отношение к своей стране.
Проблема:
Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решается в ДОУ. Но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается средний уровень знаний о родной стране, а у некоторых отсутствует познавательный интерес. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализация проекта: «Моя Родина – Россия».
Ожидаемый результат:
- Расширение и пополнение знаний детей о России, Оренбурге, повышение
интереса к истории своего города, России.
- Осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками.
- Бережное отношение к природе своего края.
- Освоение доступных знаний детей в символах родного города, области,
государства.
- Воспитание любви к своему родному краю и государству.
- Осознанное желание быть полезным своей Родине.
После завершения проекта дети будут знать:
- что такое - «Родина», «Малая Родина», пословицы о Родине;
- символику России (флаг, герб, гимн России, значение символов России;
- название столицы нашей Родины – Москвы и иметь представление о
городе Москве, о правительстве, президенте России;
- об истории названия родного города - Оренбурга, его достопримечательностях.
- природу родных мест, бережно относиться к ней; знать, что дерево берёза
– символ России.
Формы работы:
- занятия;
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, музыкальные,
народные);
- художественное творчество;
- слушание музыки.
Работа с родителями:
- Консультация «Как воспитать маленького патриота».
- Информационные стенды.
Этапы:
1-й этап - подготовительный:
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
- подбор методической, научно-популярной, художественной литературы,
детской литературы по тематике проекта;
- подбор демонстрационного материала по данной теме.
- выбор материалов для реализации проекта.
– подбор материала для продуктивной деятельности.
2-й этап – основной:
1. Беседы:
«Мое отечество - Оренбуржье»,
«Наша Родина – Россия»,
«Слава великих городов России»,
«Государственные символы», «Символы Оренбурга»,
«Путешествие по природным зонам России»,
«Жители России», «Славные люди России»,
«Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской кухни»,
«Русская народная игрушка»,
«Дымковские, городецкая роспись, гжель»,
«Традиции и обряды в жизни русского народа»
2. Занятия:
«Государственные символы России».
«Достопримечательности города, в котором я живу».
«Моя Родина – Россия».
3. Пересказ рассказа С. А. Баруздина «Страна, где мы живем»,
чтение р. н. с. «Иван царевич и серый волк»,
4. Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота».
5. Просмотр презентаций «Моя малая Родина», «Наша Родина – Россия».
6. Чтение и заучивание стихов о России:
«Российский триколор» А. Александров;
«Российский флаг» М. Бебина,
«Песня» В. Степанова,
«Москва» Ф. Глинка,
«Родине» С. Дрожжин.
«Родина» З. Александрова
«С чего начинается Родина» М. Матусовского.
7. Игры:
Дидактические игры - «Собери герб, флаг своей страны», «Костюмы народов
России», «Народные промыслы», «Наша Родина», «Природа родного края»,
«Расскажи про свой город», «Назови улицу», «Экскурсия по родному городу».
Сюжетно-ролевые игры - «Семья», «К нам гости пришли»,
«Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Космонавты».
Подвижные игры - «Как у наших у ворот», «Карусель», «Перетяни канат»,
«Ловишки с мячом», «Жмурки», «У медведя во бору», «Горелки», «Пятнашки».
Народные игры - «Гори, гори, ясно», «Золотые ворота».
8. Музыкальная деятельность:
слушание песни «У моей России…», муз. Г. Струве,
прослушивание гимна России, Оренбурга, песен о России.
9. Рисование:
«Берёзка - символ России»,
«Русская народная одежда», «Роспись тарелки хохломским узором»,
раскрашивание раскрасок данной тематики.
Аппликация:
«Кремль», «Цветы гжели».
Беседы:
«Мое Отечество- Россия». Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре; формировать интерес к получению знаний о традициях и обычаях своей страны с показом презентации «Наша Родина - Россия».
«Мы все – жители планеты Земля». Формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране.
«Мой родной край: заповедные места и памятники природы».
Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.
«Природные зоны России». Познакомить с основными природными зонами России, их климатическими условиями, животным и растительным миром.
Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина». Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна», запомнить произведение.
«Главный город нашей страны». Расширять представление о Москве-главном городе, столице России.
«Российский флаг». Формировать патриотические чувства на основе беседы о родной стране.
Продолжать знакомить детей с государственной символикой герб, флаг, гимн. С функциональным назначением флага России, о символичном значении цвета, что означают цвета на Российском флаге. Сформировать эстетическое отношение к флагу России.
Учить детей изображать Российского флага нетрадиционным способом рисования, при помощи трафарета, акварели и ниток. Воспитывать аккуратность в работе.
«Российский гимн». Закреплять знания о гимне.
«Российский герб». Закреплять знания о гербе.
«С чего начинается Родина». Разучивание отрывка стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина».
«Какие народы живут в России». Рассказать детям о том, что в нашей стране проживает много разных народов и о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, традиции, обычаи.
«Знакомство дошкольников с родным городом и страной».
«Физическая карта России». Познакомить с физической картой и основными обозначениями на ней.
«Знакомство дошкольников с родным городом и страной».
«Дадим шар земной детям». Передавать детям средствами изобразительного искусства знания о дружбе детей мира, их играх, песнях, танцах.
Воспитывать эмоциональное отношение детей к видам и жанрам искусства
(изобразительному, музыкальному, литературному, художественный вкус, чувство уважения к детям мира; средствами искусства закреплять эстетическое восприятие, стремление передавать свои знания в разных видах деятельности.
«По дороге в детский сад». Продолжать знакомить с достопримечательностями города.
«Новые дома на нашей улице». Учить создавать несложную композицию: по –разному располагать на листе изображения домов, дополнительные предметы.
Заключительный: 3-й этап: итоговый.
Провести анализ и обобщить результаты работы.
Создание презентации по проекту.
План работы над проектом:
1 неделя:
Беседы: «Наша Родина – Россия», «Государственные символы»,
«Слава великих городов России»,
«Путешествие по природным зонам России».
Занятия: «Государственные символы России», «Моя Родина – Россия».
Просмотр презентации «Наша Родина – Россия».
Чтение стихотворений «Российский флаг» М. Бебина, «Москва» Ф. Глинка,
Заучивание стихотворения «С чего начинается Родина» М. Матусовского.
Дидактические игры - «Собери герб, флаг своей страны», «Костюмы народов
России», «Наша Родина»,
Сюжетно-ролевые игры - «Семья», «К нам гости пришли», «Космонавты».
Подвижные игры - «Ловишки с мячом», «Жмурки», «Горелки», «Пятнашки».
Народные игры - «Гори, гори, ясно», «Золотые ворота».
Слушание песни «У моей России…», муз. Г. Струве,
прослушивание гимна России.
Рисование «Берёзка - символ России».
2 неделя:
Беседы: «Жители России», «Славные люди России»,
«Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской кухни,
«Традиции и обряды в жизни русского народа».
Пересказ рассказа С. А. Баруздина «Страна, где мы живем».
Заучивание стихотворения А. Александрова «Российский триколор».
Чтение стихотворения «Родине» С. Дрожжин.
Дидактические игры - «Собери герб, флаг своей страны», «Костюмы народов
России», «Народные промыслы», «Наша Родина», «Назови улицу».
Сюжетно-ролевые игры - «Семья», «К нам гости пришли», «Парикмахерская».
Подвижные игры - «Как у наших у ворот», «Карусель», «Ловишки с мячом».
Слушание песен о России.
Рисование «Русская народная одежда».
Аппликация «Кремль».
3 неделя:
Беседы: «Мое отечество - Оренбуржье»,
«Символы Оренбурга»,
Занятие: «Достопримечательности города, в котором я живу».
Просмотр презентации «Моя малая Родина».
Чтение стихотворения «Родина» З. Александрова
Дидактические игры - «Собери герб, флаг Оренбурга», «Природа родного края», «Расскажи про свой город», «Назови улицу», «Экскурсия по родному городу».
Сюжетно-ролевые игры -«Больница», «Космонавты».
Подвижные игры - «Перетяни канат», «Горелки», «Пятнашки».
Народная игра - «Гори, гори, ясно».
Прослушивание гимна Оренбурга, песен о России.
Раскрашивание раскрасок данной тематики.
4 неделя:
Беседы: «Русская народная игрушка»,
«Дымковские, городецкая роспись, гжель».
Чтение р. н. с. «Иван царевич и серый волк».
Чтение стихотворения «Песня» В. Степанова,
Дидактические игры - «Костюмы народов России», «Народные промыслы»,
«Назови улицу».
Сюжетно-ролевые игры - «Семья», «К нам гости пришли», «Магазин».
Подвижные игры - «Как у наших у ворот», «Карусель», «Горелки»,
«У медведя во бору».
Народная игра - «Гори, гори, ясно».
Слушание песен о России.
Рисование «Русская народная одежда», «Роспись тарелки хохломским узором».
Аппликация «Цветы гжели».
Итог проекта:
-оформление альбома «Россия – многонациональная страна»,
-итоговое занятие «Моя Родина - Россия!»
Список литературы:
1. Т. А. Шорыгина Моя семья методическое пособие Издательство «ТЦ
СФЕРА», 2012
2. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н. Нравственно-
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013
3. Н. В. Алешина «Знакомство дошкольников с родным городом и страной».
4. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Издательство «Мозаика-синтез», 2014г.
5. Т. С. Комаров «Изобразительная деятельность в детском
саду».Издательство «Мозаика-синтез», 2014г.