Тараньжина Екатерина
Проект «Моя планета» как условие формирования представлений о климатическом и природном многообразии Земли у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Собственная ценность дошкольного возраста заключается в наиболее благоприятном для развития личности в ребенке, а также его способностей как физических, так и психологических. В таком возрасте происходит активное формирование самопознания дошкольника: ребенок начинает понимать собственное место в своем окружении, отделяет себя из мира предметов, учится осознано разбираться в находящемся вокруг вещественном и природном мирах и понимать их значения [12, с. 77]. В этот период формируются также основные принципы взаимодействия с окружающим миром и природой, осуществляется обучение ребенка при помощи взрослых пониманию самого себя как единой значимости для абсолютно всех людей.
Темочки:
- Космос. Проекты
- Планета Земля - наш дом
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В общих чертах процесс познавательного развития, приобретения знаний об окружающем мире непосредственно связан с тем, что знания и опыт не только приобретаются, но и увеличиваются, трансформируются в морально – нравственные императивы. При этом чувственная, эмоциональная сторона представляет собой итог воспитания, поэтому у ребенка в его процессе закладываются правильные представления об отношениях природы и социума.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.01.2019г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)» закрепил позицию экологического образования дошкольников. [3]
Актуальность нашего проекта заключается том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания.
Для лучшего усвоения детьми 5-6 лет материалов по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой по разделу «Ознакомление с окружающим миром» [4, с. 234] был выбран метод проектной деятельности по теме «Моя Планета». Непосредственно образовательная деятельность направлена на развитие умственных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Их содержание доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о планете Земля.
Возникает противоречие между необходимостью формирования представлений о планете Земля у детей старшего возраста и недостаточным включением проектов в педагогическую деятельность дошкольной образовательной организации МАДОУ детский сад № 10 для решения данной проблемы.
Проблема исследования: какое содержание проекта «Моя планета» будет способствовать формирования первичных представлений о климатическом и природном многообразии планеты земля у детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс формирования первичных представлений о климатическом и природном многообразии планеты земля у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования : содержание проекта «Моя планета», направленного на формирование представлений о климатическом и природном многообразии планеты земля у детей старшего дошкольного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка и реализация проекта «Моя планета», направленного на формирование представлений о климатическом и природном многообразии планеты земля у детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ детский сад№10.
Задачи исследования:
• Рассмотреть возрастные особенности у детей 5-6 лет.
• Описать способы формирования представлений о климатическом и природном многообразии планеты земля у детей старшего возраста.
• Разработать конспекты и методический материал для реализации проекта «Моя планета».
• Реализовать проект «Моя планета» в старшей группе МАДОУ детский сад № 10.
• Проанализировать результаты реализации проекта «Моя планета»
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение материала, поиск информации в системе интернет, работа с нормативными документами, обработка и анализ полученных результатов; практические – проектирование, наблюдение, реализация проекта.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Сильные климатические изменения, уменьшение запасов питьевой воды, идет угроза исчезновения многих видов животных, а также множество других экологических проблем, которые являются следствием эксплуатации, потребительского отношения природных ресурсов, постоянных разного вида загрязнений окружающей среды. По нашему мнению, данная проблема порождается отчуждением от природы, низким уровнем сформированности экологической культуры современного населения планеты.
В п. 2.6. ФГОС ДО отмечено, что содержание программ дошкольных образовательных учреждений должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей : а) социально-коммуникативное развитие; б) речевое развитие; в) познавательное развитие; г) художественно-эстетическое развитие; д) физическое развитие. Достижение перечисленных задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания дошкольников. [3. с. 5]
При этом, в соответствии с ФГОС ДО, любые воспитательно – образовательные задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей дошкольников, а также в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. При этом ребенок не только знакомится с окружающим миром, познает его реалии в области растительного, животного, мира живой и неживой природы, социума, но и учится с ним взаимодействовать, оперируя полученным опытом. В работах И. Б. Дуденко, А. Н. Захлебного и И. Д. Зверева говорится, что современный критерий воспитанной и образованной личности совмещает в себе не только знания об окружающем мире, но и умение жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Именно на это направлено познавательное развитие в современном ДОУ.
Содержание познавательного развития детей, согласно ФГОС ДО, предполагает :
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
• формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);
• формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
• формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Экологическая культура является одной из фундаментальных общечеловеческих ценностей и заключается в осознанно-правильном отношении к природе ко всему ее многообразию, а также к материалам и вещам природного происхождения. Это и есть отношение к себе и людям как неотъемлемой части природы, осознание зависимости жизни и здоровья от состояния окружающей среды.
Одним из важных методов развития познавательной активности в познании окружающего мира дошкольником, является игра. Известно, что игра по своей сути есть главное содержание и выражение общения дошкольников, средство их взаимодействия и познания окружающего мира, в данном возрасте [13, с. 28], то вполне логично мы можем ее задействовать и в процессе познавательного развития. Благодаря играм дошкольники проживают ситуации, в которых обучаются установлению контактов с живой и неживой природой, распределению ролей и соблюдению правил. Игра - как ведущая деятельность дошкольника призвана ставить его перед необходимостью сознательного перенаправления своей умственной активности на поиск и выборочное использование тех знаний и действий, которые он уже получил, для решения поставленной в данный момент конкретной новой задачи [14]. Чем интереснее будет такая деятельность, тем большее эмоциональное воздействие она окажет и, соответственно, тем более эффективным будет результат для ребенка. В случае дошкольного возраста по форме и средству адекватнее всего обратиться к дидактической игре. Она хороша тем, что развивает познавательное мышление, интеллектуальные и творческие способности, аналитическое мышление и навыки прогнозирования.
Посредством игры педагоги организуют познавательную деятельность, формируют основы знаний об окружающем мире, игровые приемы обязательно присутствуют во всех видах деятельности ребенка в ДОУ, будь то наблюдение или экспериментирование. Игры хорошо включаются в содержание занятий по изучению окружающего мира и взаимоотношений природы и человека. Используемые игры для формирования у дошкольников экологических знаний, могут быть разными по содержанию, главные критерии их применения — это яркая эмоциональная окраска, которую они придают игровой деятельности и активное участие в ней дошкольников, а также наличие обратной связи, то есть дошкольники должны понимать, какие знания и для чего они приобрели в процессе. Игры способствуют более полноценному и эффективному решению задач экологического воспитания в случае детей дошкольного возраста.
Все дидактические игры можно разделить на следующие три основных типа [15] : Игры с предметами. Здесь используются реальные предметы, игрушки, природный материал - такие предметы, как бильбоке и кегли, ракушки и камешки, бирюльки и шары и т. д. Бывают сюжетно-дидактическими, когда дошкольниками исполняются какие-то конкретные роли, и инсценировками.
Для формирования представлений об окружающем мире, кроме НОД, у воспитателя имеется ряд эффективных методов и методик, которые можно задействовать как во время проведения НОД, так и в других моментах пребывания ребенка в ДОУ :
1. включение ребенка в игровую деятельность (дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые и иные игры, несущие познавательную составляющую);
2. организация проектной деятельности на определенную тему;
3. организация наблюдений за природой;
4 организация экспериментов.
Теоретические исследования Е. В. Бондаревской, Е. В. Гончаровой, Д. Н. Кавтарадзе, Н. Н. Кондратьевой, А. Н. Кочергина, Е. В. Михеевой, А. А. Муратовой, С. Н. Николаевой, С. В. Петериной, Н. А. Рыжовой и т. д. установили, что в формировании экологической культуры особая роль отводится дошкольному детству. [6] Это благоприятный период для развития положительного отношения к окружающей среде, формирования нравственно-этических норм поведения, создания ярких эмоциональных впечатлений, которые надолго остаются в памяти человека. Чем раньше мы начнем закладывать основы экологической культуры, тем выше будет ее уровень, поэтому экологическое образование дошкольников имеет важное значение.
Дети дошкольного старшего возраста имеют особый интерес о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем детей 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут эмоционально относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, замечают отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается именно в этом в возрасте. Это возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научный факт, ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети знают не только основные цвета, но и их оттенки, различают формы. В таком возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим его миром, расширением его кругозора. Хорошим способом получить ребенку научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, понятным для ребенка языком, предоставлена любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и т. д.
Это возраст возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо развивать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
В отличии от малышей они увереннее во всех проявлениях: любознательны, внимательны, хорошо понимают взрослого, активны на познание себя, окружающей социальной и природной среды. В среднем дошкольном возрасте знания о объектах и предметах природы переходят на уровень представлений, заключающийся в желании детей рассказать и поделиться впечатлениями о увиденном в природе [1].
Формирование у детей представлений о планете Земля, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как проектная и опытническая деятельность, просмотр видеофильмов и телепередач. Так же очень важно взаимодействие с семьями воспитанников. К экологическому воспитанию очень важно привлекать родителей воспитанников.
В нашей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы :
• родительские собрания
• мастер-классы
• дни открытых дверей
• совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития
• участие родителей в семейных конкурсах, выставках
• организация совместной трудовой деятельности
• наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки
• консультации по интересующим родителей вопросам
• анкетирование
• индивидуальные беседы и др.
Таким образом в процессе совместной деятельности детей и взрослых происходит усвоение эталонов культурного поведения в природе и социальной среде.
Процесс формирования экологической культуры включает разные виды деятельности, имеющие целью первичное ознакомление дошкольников с объектами, предметами природы, углубляющее и расширяющее их представления о природе.
В установлении причин природных явлений, отношений и связей между предметами и явлениями активно используются поисково-исследовательская деятельность. Благодаря различным экспериментам и опытам дети имеют возможность раскрыть некоторые тайны природы, уточнить знания о качествах и свойствах объектов неживой природы (воды, снега и т. д., о важных условиях для полноценного развития и роста растений. Также дети познают значение красоты, порядка, чистоты в окружающей среде для здоровья каждого человека, знакомятся природными материалами и их использованием в хозяйственной деятельности человека. Данная деятельность оказывает содействие для осознания причинно-следственных связей, развития наблюдательности и мыслительной деятельности.
Что бы ребенку легче было познавать окружающий его мир, мы должны продолжать знакомить дошкольников со способами общения с природой, закреплять умение наблюдать за окружающим миром природы и вещами, продолжать развивать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природой, учить передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности, расширять и систематизировать знания о животном и природном мире [4. c.236]
На современном этапе развития образования и познания окружающего мира актуально использовать проектную деятельности.
Проектная деятельность дает возможность детям независимо или вместе с взрослым получать новые знания поисковым путем, анализируя полученную информацию. «Участвуя в проектной деятельности ребенок ощущает свою субъектность, так как имеет полным образом реализуемую независимость и инициативность активного деятеля, несущего ответственность за результат своей деятельности, свои поступки» [16, с. 64-65].
В проектной деятельности есть разные направления, цели, способы организации детей, временные рамки [16, с. 67].
Главное предназначение проектной деятельности в работе с детьми состоит в том, чтобы была благоприятная образовательная среда, побуждающая ребенка реализовать свой познавательный и личностный потенциал личности, обеспечивая освоение культуры. Не надо забывать, метод проектов содействует «активному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, побуждает активность мышления и вызывает познавательный интерес» [17, с. 21].
Преимущество проектной деятельности в том, что полученный результат становится видимым, в проекте могут участвовать все работники образовательной организации, а также работа может быть индивидуальная, парная, групповая, выполняемая ими в продолжение намеченного промежутка по времени [17, с. 26].
Осуществление проектной деятельности с детьми дошкольного возраста неизменно влечет за собою перемены в педагогической позиции. Из передающего готовую информацию он преобразуется в сопровождающего ребенка человека на пути познания, связанного с самостоятельным исследованием воспитанниками окружающего мира, что, безусловно, приводит к рождению новой атмосферы, характеризующейся комфортностью климата в группе, при которой преимущества отдаются самостоятельности и творческим проявлениям.
Таким образом, проектная деятельность в дошкольной образовательной организации инициируется взрослыми и направляется на разрешение обозначенных проблем, выявленных из реальной жизни, знакомой и важной для ребенка дошкольного возраста.
Мной был проведен опрос в группе МБДОУ детский сад № 10 «Что мы знаем о нашей планете-Земля?»
Поэтому возникла необходимость создания проекта «Моя Планета», который направлен на формирование артистических качеств детей старшего дошкольного возраста.