Светлана Зорина
Проект «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Моя малая Родина"
Введение
Научно-технический прогресс, открытия и изобретения стремительными темпами вошли в нашу жизнь, отодвинув на второй план духовные ценности. Проблема воспитания у подрастающего поколения любви к большой и малой Родине выпала из поля зрения государства на долгие годы. С введением в действие закона «Об образовании в Российской Федерации» произошли существенные изменения в развитии системы образования и, одним из приоритетных направлений, стало знакомство обучающихся с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
О воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций говорится и в национальном проекта "Образование".
Говоря о нравственно-патриотическом воспитании ребенка-дошкольника, мы в первую очередь говорим о социализации, как об одном из ответственных этапов развития, главной целью которого является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
Проект «Моя малая Родина» поможет воспитанникам больше узнать о своей малой родине: о животном и растительном мире, государственных символах Кузбасса, о народах, проживающих на территории родного края посредством создания книги «Природа Кузбасса глазами детей» и настольной игры-ходилки «По тропинкам родного края».
1. Актуальность проекта.
Сегодня любить Россию и свою малую родину не всегда звучит гордо. Большинство молодежи уезжает из родных городов под видом учебы, работы и не всегда возвращаются. Об этом свидетельствуют данные опроса, проводимого Domofond.ru и проектом «Заповедник». В опросе приняли участие 2105 человек из 55 регионов России.
Почти треть респондентов (53%) не теряют связи с малой родиной — они время от времени ее посещают. 50% поддерживают тесные связи с родственниками и друзьями, которые там остались, а 89% респондентов следят за новостями, которые касаются жизни городов, поселков и сел, названных малой родиной. Но никто из них не вернулся и не остался жить и работать на своей малой Родине.
По оценкам Минэкономразвития, в ближайшие 20 лет из малых и средних городов страны иммигрируют в крупные города около 15–20 млн. человек.
Опрос детей нашего детского сада на предмет знаний о своей малой родине – Кузбассе показал, что у:
- 70% дошкольников снижен познавательный интерес к природному и культурному наследию родного края;
- 40 % детей затрудняются в названии областей, городов Кузбасса;
- 65 % детей затрудняются в названии народностей, проживающих на территории Кузбасса.
- 20 % детей отмечается низкий уровень знаний государственных символов Кузбасса;
- 80 % детей не посещали культурные учреждения города из-за высокой занятости родителей;
- …% детей когда вырастут, хотели бы уехать жить в другой город или край.
Итак, проблема, побудившая нас к созданию проекта – низкий уровень знаний молодого поколения о своей малой Родине.
Проект «Моя малая Родина» предназначен для детей старшего дошкольного возраста и направлен на формирование нравственно-патриотических чувств, повышение интереса и уровня знаний о своей малой Родине.
Проект реализуется воспитанниками и педагогами дошкольного учреждения.
2. Нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию проекта
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2014г №1155)
• Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
• Основная образовательная программа детского сада
• Рабочая программа группы
3. Субъекты проекта
Воспитатели, родители, дети.
4. Сроки реализации проекта
Для реализации проекта и получения эффектов мы планируем 1 учебный год.
ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ
1. Цель проекта
Цели проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через создания настольной игры.
2. Задачи проекта
1. Расширить знания детей о растительном и животном миром, народах Кузбасса;
2. Повысить познавательный интерес к природному и культурному наследию родного края;
3. Поддерживать детскую самостоятельность и инициативу;
4. Создать настольную игру-ходилку и книгу по краеведению;
5. Воспитывать бережное отношение к природе, патриотизм и любовь к родному краю.
3. Технология реализации проекта.
Технология реализации проекта включает в себя три этапа.
Подготовительный этап
На данном этапе происходит организация диагностических процедур (опрос воспитанников группы) с целью выявления уровня знаний о родном крае – Кузбассе (Опросник детей, Приложение 1).
Сбор информации о растительном и животном мире Кузбасса, народах разных национальностей, городах, полезных ископаемых, государственных символах.
Изготовление объектов и атрибутов для игры и книги.
Основной этап включает в себя проведение основных мероприятий с детьми:
1. Проведение тематических недель. Весь образовательный процесс на протяжении этих недель посвящен родному краю: вводятся образовательные ситуации по теме краеведения (Например, рисование представителей животного и растительного мира Кузбасса). В краеведческом уголке размещаются альбомы «Народы, проживающих на территории Кузбасса», «Животный мир Кузбасса», Красная книга Кузбасса. В центре детского экспериментирования появляются образцы горных пород, угля, полезных ископаемых. В уголке природы размещена карта с изображением растений, рек, гор Кузбасса.
2. Организация экскурсии в краеведческий музей нашего города, просмотр виртуальных экскурсий краеведческих музеев города Кемерово, музея-заповедника «Томская писаница» (http://mincult-kuzbass.ru/vsekuzbasskaya-aktsiya-kulturanadom/virtualnye-ekskursii.php).
3. Создание книги «Природа Кузбасса глазами детей». Дети, познакомившись с объектами растительного и животным миром Кузбасса, выбирают по желанию любое животное или растение и зарисовывают его. Рисунки детей – это иллюстрации к книге, а информация об объекте, подготовленная педагогом - дополнение к ним. Особенность данной книги - QR-код в нижнем углу каждой страницы. С его помощью можно получить полную информацию о любом животном и растении, достаточно навести на него камеру смартфона и воспользоваться одним из многочисленных бесплатных приложений -«ридеров». Данную книгу можно использовать в качестве дополнения к настольной игре-ходилке «По тропинкам родного края»: с ее помощью дети проверяют правильность своих ответов на задания в карточках или получают дополнительную познавательную информацию.
4. Создание настольной игры-ходилки «По тропинкам родного края» в виде карты Кемеровской области. Непосредственное участие в разработке и создании игры принимали дети, проявляя самостоятельность и инициативу: рисовали объекты природы, придумывали вместе с воспитателем задания, разрабатывали дизайн игрового поля. Игра-ходилка задумана с особой любовью к просторам малой Родины, ее достопримечательностям, растительному и животному миру, народам, населяющих ее. Начинается игра с броска кубика, определяющего путь каждого из игроков. В игре две тропинки с разным содержанием. Каждый игрок имеет возможность выбирать понравившееся ему содержание:
- народы, проживающие на территории родного края
- достопримечательности Кузбасса
- реки и озера
Играя в игру-ходилку «По тропинкам родного края», дети закрепляют знания о своей малой Родине: полезных ископаемых, животных и растениях, народах, населяющих территорию Кузбасса, государственных символах и пр. Выполняя задания, отвечая на вопросы в карточках, подразумевающие полные, развернутые ответы, дети развивают связную и монологическую речь, пополняют словарный запас. Необычная форма игры (в виде карты Кемеровской области, карточки с интересными заданиями, книга, созданная детьми вместе с педагогом со встроенными QR-кодами вызывает огромный познавательный интерес и стремление у ребят узнать больше о своей малой Родины.
Заключительный этап проекта:
- Оформление пакета методических документов (конспектов образовательных ситуаций, занятий, разработанных в ходе реализации проекта.
- Проведение заключительной диагностики (опроса детей)
- Презентация результатов работы на педагогическом совете детского сада и мероприятиях различного уровня (городских, областных, всероссийских).
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Качественные:
- рост познавательного интереса и уровня знаний детей о природном и культурном наследии родного края
- рост процента детей, проявляющих самостоятельность и инициативу
- увеличение качества развития связной и монологической речи
Количественные:
- создана Книга «Природа Кузбасса глазами детей» и настольная игра «По тропинкам родного края»;