Приложение МААМ

«Моя семья». Конспект ООД по развитию речи для детей старшей группы

Екатерина Гудина
«Моя семья». Конспект ООД по развитию речи для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ООД по развитию речи для детей старшей группы

Тема «Моя семья».

Цель занятия: расширение представлений воспитанников о семье и родственных отношениях.

Задачи занятия:

Образовательные:

Познакомить воспитанников с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.

Учить строить элементарные родственные связи, ориентироваться в родственных отношениях.

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

Закреплять знания воспитанников о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.

Активизировать словарь воспитанников на основе углубления знаний о своей семье (генеалогическое древо, родословная, прадедушка, прабабушка, фамилия, отчество, семья).

Воспитательные:

Воспитывать у воспитанников интерес к истории своей семьи, доброжелательное отношение к родным и близким.

Вызывать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

Развивающие:

Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать умение рассуждать и доказывать, развивать мышление.

Побуждать открыто и искренне выражать свои чувства.

Словарная работа: генеалогическое древо, родословная, прадедушка, прабабушка

Планируемые результаты занятия: воспитанники могут создать генеалогическое древо своей семьи, знают и объясняют понятие «семья».

Предварительная работа воспитателя:

- работа с родителями по составлению характеристик имени ребенка;

- создание лэпбука «Семья»;

- составление группового альбома «Что означают наши имена?»;

- изготовление атрибутов для занятия (плоскостное изображение родословного древа; схематичные картинки «членов семьи», для практической деятельности детей);

- подбор стихов о родственниках.

Предварительная работа с воспитанниками:

- составление рассказов о своей семье;

- рисование на тему: «Моя семья», «Портрет моей мамы», «Мой родственник»;

- рассматривание семейных альбомов с фотографиями;

- чтение художественной литературы;

- изготовление подарков для родителей, бабушек и дедушек к праздникам;

- заучивание стихотворений о семье, родственниках;

- беседы с детьми о семье;

- дидактические игры на тему: «Моя семья» - «Кто главный?», «Как зовут членов семьи», «Моя семья - самая…», «Наша дружная семья», «Угадай, о ком я говорю», «Кто прячется за дверью» (загадки)», «Кто живет в квартире», «Открой окно, которое назову», «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее»;

- игры с мячом «Кто ты?», «Назови ласково», «Назови отчество» и т. д. ;

- сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семейные хлопоты»;

- просмотр мультипликационного фильма «Мама для мамонтенка».

Раздаточный материал:

схема родословного древа, карточки со схематическими изображениями членов семьи.

Демонстрационный материал:

фотографии группового коллектива, мяч, куклы, лэпбук «Моя семья», групповой альбом «Что означают наши имена»

ХОД:

У нас сегодня необычное занятие, к нам в гости пришла «белка» и будет проводить с нами занятие. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи.

Организационный этап:

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

А теперь не зевай – свое имя называй! (передается белка, дети по очереди называют свои имена.

(Ответы детей.)

Основной этап:

Воспитатель: - Вот как много красивых и разных имен в нашей группе!

- А знаете ли вы, как появилось имя у человека? (О)

- Хотите узнать? (О)

- У наших имен есть своя история и, чтобы ее узнать, мы отправимся на экскурсию в музей, где вы узнаете много интересного, а я буду вашим экскурсоводом.

- Пройдемте к этому столу (на столе – куклы со светлыми и темными волосами, фотография коллектива группы, лэпбук «Семья», групповой альбом «Что означают наши имена»)

- Посмотрите, у нас в музее есть фотография нашей группы.

- Как можно назвать того, кто изображен на фото? (О) Как вы обращаетесь друг к другу? (О)- Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, они отмечали особенности человека: светлые волосы – звали Светлана, темные – Чернава. А еще Пискун, Прыгунок, Рева.

- Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? (О)

- Ребята, почему человек стал придумывать имена? - Скажите, а кто выбирает имена детям? (О)

- Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители хотят видеть ребенка сильным, умным, здоровым. Давайте посмотрим, что же означают ваши имена.

(воспитатель читает в альбоме значение имен присутствующих детей)

- Кроме имени у каждого человека есть отчество, оно переходит к нам от отца. Когда к человеку относятся с уважением, называют его по имени-отчеству. А знаете ли вы свое отчество, мы сейчас проверим.

Игра «Рамка»

(«рамка» сделана из мягких модулей в виде арки)

Ребята, нам нужно перейти в другой зал музея, а попасть туда мы сможем, если пройдем вот в эту «регистрационную рамку». Она пропустит только тех, кто назовет свое имя и отчество.

(Дети называют свое имя и отчество)

- Мы попали в следующий зал музея. Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Ее никто не выбирает, она переходит к нам от отца. А как появилась у человека фамилия, на то есть своя история. Послушайте внимательно и подумайте, зачем человеку фамилия?

Когда-то, очень давно, людей на земле было мало и, чтобы различать друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии. Некоторые придумали фамилию по имени отца: сын Ивана – Иванов; или по профессии: кузнец – Кузнецов, пастух – Пастухов; а некоторые по названию села, где жили: село Бабино – Бабины, село Пушкино – Пушкины. В фамилиях звучат названья рыб и птиц, зверей и насекомых: Лисин, Раков, Рыбаков, Селедкин, Мышкин, Волков, Мотыльков, Бобров и Перепелкин.

- И вот исстари фамилии стали переходить от отца к детям.

- Без фамилии не получишь документы. Какие? (О)

- А без документов – никуда: не попадешь в детский сад и школу, не устроишься на работу.

- Так зачем же человеку фамилия? (О)

Фамилия в переводе с латыни означает семья. Мир ребенка начинается с его семьи. А, что такое семья? (О)

Игра с мячом «А ты мне кто?»

Подходит к любому ребенку, бросает ему мяч и спрашивает: «Я – мама (я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д., а ты мне кто?».

Динамическая пауза.

Физкультминутка «Семейная зарядка» Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй (шаг на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)

-Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево

- Чем оно необычно? - Это генеалогическое дерево. Оно помогает нам увидеть состав нашей семьи, ее историю – или нашу родословную.

- Как называется дерево? (О)

- Что мы видим на нем? - У каждого в семье есть корни. Видите сколько здесь корешков – это наши предки – прадедушки и прабабушки. Повторите кто наши предки? (О)

Дальше – нижние ветки – это дети прабабушек и прадедушек – наши бабушки и дедушки.

- Сколько у нас бабушек и дедушек? (О)

- Верхние ветки – это наши родители. Кто? (О)

- Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? (О)

- И самая макушка – это вы, дети. Вот такая дружная семейка живет на нашем дереве.

- Ребята, а хотите составить для истории свою родословную? Садитесь за столы и наклейте карточки с родственниками на ваши родословные дерева.

- Кто расскажет нам о своей семье: сколько в ней человек, как их зовут, какие традиции у вас в семье? (О)

Заключительный этап. Рефлексия.

- Ребята, где мы сегодня побывали? (О)

- Что интересного вы узнали на экскурсии? (О)

- А что такое семья? (О)

- Что вам понравилось больше всего? (О)

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, а из ваших деревьев мы в группе посадим сад, чтобы все видели какие у нас дружные семьи.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Я и моя семья» Тип НОД: познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром. Цель: посредством формирования у детей представлений о семье, создать.

Конспект НОД по развитию речи «Дружная семья» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Дружная семья» в старшей группе Цели: способствовать накоплению и обогащению представлений о семье, о празднике «День семьи, любви и верности», о его символе - ромашке;.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме «Моя семья»Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме «Моя семья» Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме «Моя семья». Цель: формирование у детей правильного представления о семье. Рассказать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Моя семья». Конспект ООД по развитию речи для детей старшей группы
Опубликовано: 14 января 2025 в 19:20
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Моя семья». Конспект ООД по развитию речи для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Гудина (УИ 3071041) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД