Екатерина Гудина
«Моя семья». Конспект ООД по развитию речи для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи для детей старшей группы
Тема «Моя семья».
Цель занятия: расширение представлений воспитанников о семье и родственных отношениях.
Задачи занятия:
Образовательные:
Познакомить воспитанников с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.
Учить строить элементарные родственные связи, ориентироваться в родственных отношениях.
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.
Закреплять знания воспитанников о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.
Активизировать словарь воспитанников на основе углубления знаний о своей семье (генеалогическое древо, родословная, прадедушка, прабабушка, фамилия, отчество, семья).
Воспитательные:
Воспитывать у воспитанников интерес к истории своей семьи, доброжелательное отношение к родным и близким.
Вызывать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.
Развивающие:
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать умение рассуждать и доказывать, развивать мышление.
Побуждать открыто и искренне выражать свои чувства.
Словарная работа: генеалогическое древо, родословная, прадедушка, прабабушка
Планируемые результаты занятия: воспитанники могут создать генеалогическое древо своей семьи, знают и объясняют понятие «семья».
Предварительная работа воспитателя:
- работа с родителями по составлению характеристик имени ребенка;
- создание лэпбука «Семья»;
- составление группового альбома «Что означают наши имена?»;
- изготовление атрибутов для занятия (плоскостное изображение родословного древа; схематичные картинки «членов семьи», для практической деятельности детей);
- подбор стихов о родственниках.
Предварительная работа с воспитанниками:
- составление рассказов о своей семье;
- рисование на тему: «Моя семья», «Портрет моей мамы», «Мой родственник»;
- рассматривание семейных альбомов с фотографиями;
- чтение художественной литературы;
- изготовление подарков для родителей, бабушек и дедушек к праздникам;
- заучивание стихотворений о семье, родственниках;
- беседы с детьми о семье;
- дидактические игры на тему: «Моя семья» - «Кто главный?», «Как зовут членов семьи», «Моя семья - самая…», «Наша дружная семья», «Угадай, о ком я говорю», «Кто прячется за дверью» (загадки)», «Кто живет в квартире», «Открой окно, которое назову», «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее»;
- игры с мячом «Кто ты?», «Назови ласково», «Назови отчество» и т. д. ;
- сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семейные хлопоты»;
- просмотр мультипликационного фильма «Мама для мамонтенка».
Раздаточный материал:
схема родословного древа, карточки со схематическими изображениями членов семьи.
Демонстрационный материал:
фотографии группового коллектива, мяч, куклы, лэпбук «Моя семья», групповой альбом «Что означают наши имена»
ХОД:
У нас сегодня необычное занятие, к нам в гости пришла «белка» и будет проводить с нами занятие. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи.
Организационный этап:
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
А теперь не зевай – свое имя называй! (передается белка, дети по очереди называют свои имена.
(Ответы детей.)
Основной этап:
Воспитатель: - Вот как много красивых и разных имен в нашей группе!
- А знаете ли вы, как появилось имя у человека? (О)
- Хотите узнать? (О)
- У наших имен есть своя история и, чтобы ее узнать, мы отправимся на экскурсию в музей, где вы узнаете много интересного, а я буду вашим экскурсоводом.
- Пройдемте к этому столу (на столе – куклы со светлыми и темными волосами, фотография коллектива группы, лэпбук «Семья», групповой альбом «Что означают наши имена»)
- Посмотрите, у нас в музее есть фотография нашей группы.
- Как можно назвать того, кто изображен на фото? (О) Как вы обращаетесь друг к другу? (О)- Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, они отмечали особенности человека: светлые волосы – звали Светлана, темные – Чернава. А еще Пискун, Прыгунок, Рева.
- Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? (О)
- Ребята, почему человек стал придумывать имена? - Скажите, а кто выбирает имена детям? (О)
- Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители хотят видеть ребенка сильным, умным, здоровым. Давайте посмотрим, что же означают ваши имена.
(воспитатель читает в альбоме значение имен присутствующих детей)
- Кроме имени у каждого человека есть отчество, оно переходит к нам от отца. Когда к человеку относятся с уважением, называют его по имени-отчеству. А знаете ли вы свое отчество, мы сейчас проверим.
Игра «Рамка»
(«рамка» сделана из мягких модулей в виде арки)
Ребята, нам нужно перейти в другой зал музея, а попасть туда мы сможем, если пройдем вот в эту «регистрационную рамку». Она пропустит только тех, кто назовет свое имя и отчество.
(Дети называют свое имя и отчество)
- Мы попали в следующий зал музея. Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Ее никто не выбирает, она переходит к нам от отца. А как появилась у человека фамилия, на то есть своя история. Послушайте внимательно и подумайте, зачем человеку фамилия?
Когда-то, очень давно, людей на земле было мало и, чтобы различать друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии. Некоторые придумали фамилию по имени отца: сын Ивана – Иванов; или по профессии: кузнец – Кузнецов, пастух – Пастухов; а некоторые по названию села, где жили: село Бабино – Бабины, село Пушкино – Пушкины. В фамилиях звучат названья рыб и птиц, зверей и насекомых: Лисин, Раков, Рыбаков, Селедкин, Мышкин, Волков, Мотыльков, Бобров и Перепелкин.
- И вот исстари фамилии стали переходить от отца к детям.
- Без фамилии не получишь документы. Какие? (О)
- А без документов – никуда: не попадешь в детский сад и школу, не устроишься на работу.
- Так зачем же человеку фамилия? (О)
Фамилия в переводе с латыни означает семья. Мир ребенка начинается с его семьи. А, что такое семья? (О)
Игра с мячом «А ты мне кто?»
Подходит к любому ребенку, бросает ему мяч и спрашивает: «Я – мама (я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д., а ты мне кто?».
Динамическая пауза.
Физкультминутка «Семейная зарядка» Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй (шаг на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает (приседания)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом)
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)
-Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево
- Чем оно необычно? - Это генеалогическое дерево. Оно помогает нам увидеть состав нашей семьи, ее историю – или нашу родословную.
- Как называется дерево? (О)
- Что мы видим на нем? - У каждого в семье есть корни. Видите сколько здесь корешков – это наши предки – прадедушки и прабабушки. Повторите кто наши предки? (О)
Дальше – нижние ветки – это дети прабабушек и прадедушек – наши бабушки и дедушки.
- Сколько у нас бабушек и дедушек? (О)
- Верхние ветки – это наши родители. Кто? (О)
- Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? (О)
- И самая макушка – это вы, дети. Вот такая дружная семейка живет на нашем дереве.
- Ребята, а хотите составить для истории свою родословную? Садитесь за столы и наклейте карточки с родственниками на ваши родословные дерева.
- Кто расскажет нам о своей семье: сколько в ней человек, как их зовут, какие традиции у вас в семье? (О)
Заключительный этап. Рефлексия.
- Ребята, где мы сегодня побывали? (О)
- Что интересного вы узнали на экскурсии? (О)
- А что такое семья? (О)
- Что вам понравилось больше всего? (О)
- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, а из ваших деревьев мы в группе посадим сад, чтобы все видели какие у нас дружные семьи.