Наталья Сапиева
Проект «Мой город Оренбург»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Мой город Оренбург»
Описание проекта :
Актуальность проекта
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Проект „Мой город Оренбург“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Оренбургская область
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. И важно научить видеть красоту того, что его окружает, видеть заботу людей о своем городе, научить ребенка ценить и сохранять наследие своего народа и воспитывать желание сделать город еще краше, комфортнее для жизни.
Цель проекта :
- развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма;
- воспитание любви к Отечеству, к городу в котором живем, гордости за её культуру.
Задачи проекта :
-Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Оренбурга.
- Расширять представления детей о достопримечательностях родного города
-Воспитывать любовь к родному городу. Вызывать восхищение родным городом, чувство уважения к своему народу, бережное отношение к тому, что сделано их трудом.
– Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами великих людей Оренбурга, их достижениями;
- Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности
Участники проекта : дети старшей группы; родители; воспитатели.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предполагаемый результат:
Создать оптимальные условия для изучения детьми истории и культуры Оренбурга. Поднять интерес к городу, его прошлому и настоящему. Учить проявлять эмоционально – положительное и бережное отношение к городу. Помочь детям реализовать знания о городе в собственной деятельности (рассказы, рисунки, игры).
Создать благоприятный микроклимат в детско-родительском коллективе.
Развить креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Содержание проекта :
Этапы реализации проекта :
1 Этап – Подготовительный
Планирование проекта
Анализ предметно-развивающей среды в группе
Подбор методической литературы по теме
Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, дидактические и настольно-печатные игры)
Подбор литературно-поэтических произведений о городе в книжном уголке
Подбор репродукций картин, открыток, фотографий с видами Оренбурга
Подбор материала на тему: «Профессии города».
2 этап – Реализация проекта :
Проходит через непосредственную образовательную деятельность, совместную деятельность педагога и детей, самостоятельную, игровую деятельность, т. е через все виды деятельности в детском саду.
В образовательной области «Познавательное развитие», в форме НОД мы проводим работу по ознакомлению:
- с историей создания нашего города;
- с архитектурными памятниками;
- символикой Оренбурга и РФ;
- с жизнью, творчеством, достижениями людей, прославляющих наш город;
Создание альбомов «Мой Оренбург», «Природа Оренбурга».
Ведем работу по воспитанию толерантных качеств к людям других национальностей и культур. Проводим экскурсии по городу.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» включает в себя:
Составление рассказов:
- О достопримечательностях нашего города;
- «Моя воскресная прогулка по городу» (из личного опыта)
Беседы:
– «Как мы бережем наш город»
– «Все работы хороши, очень все они важны.»
– «Правила культурного поведения в общественных местах»
– «Правила культурного поведения в общественном транспорте»
– «Как вести себя в музее»
- «Опасные ситуации в городе»
- «Гуляем по городу» (ПДД)
- «Безопасная прогулка»
Обсуждаем проблемные ситуации:
- «Я потерялся на улице; в магазине»
-«Если со мной заговорил незнакомый человек»
-«Я нашел какой-то чужой предмет» и т. д.
Интервьюирование детей: «За что я люблю свой город?»
Разучивание стихов об Оренбурге.
Продуктивная деятельность (конструирование). Такие темы, как:
-«Строим крепость»
- «Наша улица»
- «Город будущего»
- «Построй по схеме/плану»
- «Макет нашего района» и др.
В трудовом воспитании проводятся:
-Наблюдения за трудом взрослых (в магазинах, аптеках, поликлиниках, общественном транспорте, за трудом сотрудников детского сада,
-Беседы: «Чистые улицы города», «Реставраторы лечат здания»
- Трудовые поручения по уборке участка от снега, листьев
-Дидактические игры («Кому, что нужно для работы»)
-Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
При ознакомлении с художественной литературой и с музыкальными произведениями по теме могут использоваться произведения:
Музыкальные произведения:
Слушание: «Гимн Оренбурга» Юрия Энтина ; детской и классической музыки Оренбургских композиторов
Слушание аудиозаписей детских песен об Оренбурге и другие.
Игровая деятельность может включать в себя:
Сюжетно-ролевые игры:
- «Семья»,
- «Строители»,
Дидактические игры:
- «Что построил архитектор»
- «Найди лишнее»
- «Сложи квадрат» (на основе игры Никитина)
- «Найди пару»
Настольно-печатные игры:
- «Лото»
- «Пазлы»
- «Домино»
- «Лабиринты»
- Игры по ознакомлению с правилами дорожного движения
художественное творчество
Рисование: «Моё любимое место в Оренбурге»
Образовательная область «Физическое развитие» может быть реализована в непосредственной образовательной деятельности, которая сопровождается:
- Пальчиковой гимнастикой
- Гимнастикой для глаз
- Беседами о здоровом образе жизни «Какие опасности подстерегают наше здоровье» и т. д.
- Созданием альбомов «Что нужно, чтобы расти здоровым?»,
Создание альбомов «Мой Оренбург», «Природа Оренбурга»
Разучивание считалочек: «Бумажный кораблик», «Апельсин», «Белый снег», «Аты- Баты».
3 этап – итог проекта
В ходе работы над проектом были созданы :
- Альбом «Мой город» (фото, рисунки, рассказы детей о достопримечательностях города,
- Альбом «Гуляя по городу» (фото и рассказы детей о прогулках по городу с родителями)
- Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Оренбургская ёлка» (Новогодние украшения)
- Выставка творческих работ «Город глазами детей» (Рисование в разных техниках, аппликация, коллажи и т. д.)
План работы
Месяц № Тема Цель Содержание работы Литература
Сентябрь 1 Город, что сердцу
дорог. - Расширять представления
о городе, в котором они живут.
-Воспитывать уважение к жителям города.
-Дать первоначальные представления
о крае, в котором мы живем.
Занятия из цикла
«Путешествие в
Оренбург»
Занятия «История
нашего города»
Знакомство с гербом нашего города. Географический атлас
Оренбургской области.
А. А. Чибиляев «Оренбуржье
-край
благословенный».
И. Храмов
«Оренбург».
Проекты :
И. З.
Казанцева.
«Мое
Оренбуржье».
Ф. Р. Шиян.
«Оренбург
исторический».
Е. П. Плужнов
а. «Моя малая
родина».
Т. С. Давыдова
. «Кладовая
земли».
Октябрь 2 Оренбург
исторический.
-Продолжить формировать интерес к «малой Родине»,
рассказывать о
достопримечательностях города, истории, народных
традициях. Формировать представление об исторических
корнях города. Рассматривание
альбома «Наша малая Родина - Оренбург»
Посещение краеведческого музея. Создание и
рассматривание
альбома «Страницы
прошлого»
10. Создание альбома «Старинные здания города»
3 Улицы родного
города.
-Подвести детей к
пониманию того,
что в городе много
улиц.
-Формировать навыки правильного
поведения на
улицах города,
различать проезжую часть дороги, тротуар.
-Обращать внимание на то, какие
дома на улицах,
какая природа
окружает город.
Улицы города :
название и рас-
положение (экскурсия). Рассматривание
карты Оренбурга.
Ноябрь
4
Архитектура города.
-Расширяются представления о достопримечательностях города, их
значимости и
ценности для его
жителей.
Фотовыставка «Наш город сего-
дня»
Выставка детских работ «Мой
любимый город»
Декабрь 5 Великие люди
Оренбурга. -Познакомить с
людьми, прославившими город.
Подготовить вместе с детьми выставку фотографий
почетных людей
города. Знакомство с героями гражданской и
отечественной войн Чтение сказок
Бажова «Голубая
змейка», «Серебряное копытце»
Просмотр диафильмов, видеофильмов по сказкам Бажова. И. И. Мячин.
«Орденоносное
Оренбуржье».
Ф. Р. Шиян.
«Оренбург
исторический».
Январь 6 Отдых оренбуржцев. Познакомить с
разными по назначению зданиями города, историческими памятниками.
Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города. Рассказать о местах отдыха. Места отдыха горожан (парки, фонтаны, кинотеатры,
театры). Посещение выставок в детской
художественной
школе.
4. Рассматривание
фотоальбома достопримечательностей города. А. А. Чибиляев
«Оренбуржье
-край
благословенный».
Стр. 359.
Февраль 7 Защитники отечества. Расширить знания
о Российской Армии - надежной
защитнице нашей
Родины.
-Познакомить и
расширить
представления о
разных родах
войск. Знакомство с героями оренбуржцами.
Рассматривание альбома "Герои России"
Участие в выставке, посвящённой празднику 23 февраля. Разучивание стихотворений к празднику пап.
Развлечение для детей "Мой папа самый. " Ф. Р. Шиян.
«Оренбург
исторический».
Е. П. Плужнов
а. «Моя малая
родина».
Март
8 Труд взрослых Совершенствовать
знания детей о
занятости
населения степного
края.
-Дать сведения о
зарождении пуховязального
промысла.
- Дать сведения о
хлеборобстве Оренбуржья Знакомство с
русской народной
игрушкой
2. Знакомство с
уральской росписью.
3. Знакомство с
украшениями пасхальных яиц, русского народного
костюма (мужской и
женский) Посещение выставок декоративно-
прикладного искусства в музее.
5. Встречи с интересными людьми.
2. Знакомство с русской вышивкой
(украшение полотенец).
6. Знакомство с украшением русского
пряника.
7. Посещение вы-
ставок декоративно-
прикладного
искусства в музее.
8. Выставка народно-прикладного
искусства детей и
родителей. Л. И. Райкова.
«Русский
народный
костюм».
Стр. 206
9 Транспорт города. -Привлечь внимание детей к определению места транспорта в жизни
людей края.
-Закрепить знания
детей о видах транспорта.
3. Воспитывать
безопасное поведение детей в транспорте и на дорогах города. 1. Беседа «Транспорт
вчера, сегодня, завтра».
2. Д/игра «Найди
свою группу».
3. Песня С. Михалкова «Мы едем,
едем.»
4. П/игра «Разно-
цветные автомобили.
5. Макет улицы,
перекрестка.
6. Дорожные знаки.
Викторина. А. А. Чибиляев
«Оренбуржье
-край
благословенный»
Апрель 10 Культура
традиции города. Знакомить детей с
народными и
современными
традициями города.
Знакомство с
русскими
народными инструментами. Знакомство с
русскими народными песнями и колядками. Знакомство с
культурными
традициями «Масленица», Праздник «День
птиц». И. И. Мячин.
«Орденоносное
Оренбуржье»
.стр. 59, 287
11 Спорт в городе. -Прививать детям
основы здорового
образа жизни,
развивать навыки
двигательной активности.
- Способствовать
сохранению и укреплению физического и психического здоровья. Разучивание с
детьми хороводов,
народных песен. Игротека «Игры
наших бабушек» (с
приглашением
родителей).
Спортивный праздник: "Мама, папа, я - спортивная семья".
Май
12
Оренбург
многонациональный.
Дать представление дошкольникам о народах,
живущих в городе
и культуре, которую они представляют.
Расширять представление об искусстве, традициях
и обычаях народов
Оренбуржья.
Разучивание хороводов, народных
песен. Встречи с увлечеными людьми.
Знакомство с
народным фольклором: загадки,
потешки, заклички,
считалки, пословицы, зауральские
песни и хороводы
Оренбургская
традиционная
кухня.
12. Праздник «Русской березки».
13 Великие люди г. Оренбурга.
Дать элементарные представления
об истории, первопроходцах, героях
труда и Великой
Отечественной
Войны, о защитниках Отечества,
достопримечательностях города, соци-
ально-экономической значимости
города.
-Дать знания о
предках. Показать
преданность Отечеству. Обобщить и расширить знания
детей об истории
Великой Отечественной войны. Дать представления о героях
войны, о том, как
народ чтит их
память: в честь
героев слагают
стихи и песни,
воздвигают
памятники. Знакомство с героями гражданской и
отечественной войн Чтение сказок
Бажова «Хозяйка
Медной горы»,
«Каменный цветок» И. И. Мячин.
«Орденоносное
Оренбуржье».
Ф. Р. Шиян.
«Оренбург
исторический».
Информационное обеспечение проекта : наглядно-дидактические пособия, сюжетно-ролевые игры, различные виды игр, методическая литература, художественная литература, интернет, CD диски.
Методическое обеспечение проекта : материалы для проведения бесед, ориентировочный план занятия.