курлова татьяна геннадьевна
Проект «Мое родное село»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник
укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий, так воспитатель
должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта :
Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована впервые годы жизни ребенка, во многом зависит всё его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Публикация «Проект „Мое родное село“» размещена в разделах
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Проект поможет развить у детей уважение к родной семье, родному дому, краю, поселку, Родине.
Цель проекта :
Привлечь внимание детей к необъятным просторам своей малой Родины, прививать патриотические чувства.
Задачи:
• Сформировать у детей начальные представления об истории родного села, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и словарный запас;
• Познакомить с народными обычаями и традициями
• Поддерживать познавательный интерес к природе своей Родины;
• Развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость и творческие способности;
• Воспитывать желание по-доброму относиться к природе, любить и беречь свою малую Родину, гордиться красотой своего края;
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Мероприятия проекта
1. Подбор картинок о домашней мебели, бытовой техники.
2. Проведение дидактических игр.
3. Подготовить памятку для родителей.
4. Подготовить консультацию для родителей на тему «Воспитание любви к родному краю».
5. Итог проекта : Выставка рисунков, творческой деятельности детей совместно с родителями: «Вот моя деревня, вот мой дом родной»
6. Презентация выставки «Вот моя деревня, вот мой дом родной….»
Ожидаемые результаты проекта
• Ребёнок проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов, объектов природы растения, животные;
• Участвует в наблюдениях; имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице;
• Пытается отражать впечатления в речи и продуктивной деятельности;
• Ладит со сверстниками в непродолжительной игре, умеет делиться своими впечатлениями со взрослыми, может принимать участие в беседе;
• Умеет узнавать и называть достопримечательности посёлка.
№ п/п Наименование мероприятия Дата проведения Возраст Ответственные
1.
Ситуативные беседы: «Какие дома в нашем селе»
02.11.21
5 детей Все возрастные группы Курлова Т. Г.
.
2.
Сюжетно – ролевая игра
«Кукла Катя заболела»
03.11.21
6 детей Все возрастные группы Курлова Т. Г.
3.
Презентация для детей
«Мое родное село» 05.11.21
5 детей Все возрастные группы Курлова Т. Г.
4. ООД «Красивые лесенки» 06.11.21
3 детей Вторая младшая Курлова Т. Г.
5.
ООД «Высокий дом на нашей улице»
09.11.21
4 детей Средняя группа Курлова Т. Г.
6.
Утренняя гимнастика: «На Лесной полянке».
10.11.21 Все возрастные группы
Курлова Т. Г
7. Аппликация «Разноцветные огоньки в домиках» 11.11.21 Все возрастные группы Баринова М. А
8. Дидактические игры: «Кто больше скажет о профессии», «Угадай по описанию» 13.11.21 Все возрастные группы Курлова Т. Г
9. Рассматривание картин: «Строим дом» 16.11.21 Все возрастные группы Курлова Т. Г
Художественно – эстетическое развитие.
ООД «Красивые лесенки» Вторая младшая группа.
Цель: Развивать умение рисовать красивые лесенки.
Задачи:
Образовательная: Упражнять в умении рисовать кисточкой горизонтальные и вертикальные линии. Умение правильно держать кисть, закреплять цвета красный и синий.
Воспитательная: Воспитывать умение рисовать аккуратно.
Развивающая: Развивать умение образного видения, глазомер.
Словарная работа: гуашь, кисть, синий, красный.
Материал и оборудование:
Раздаточный: гуашь, кисточки, лист бумаги, стаканы с водой, салфетки (по количеству детей).
1. Макет домика, игрушка котенок, лесенка.
2. Мольберт.
Предварительная работа:
1. Составить все столы в один прямоугольный и расставить стулья.
2. Расстелить клеёнку.
Ход:
Вводная часть:
1. На столе воспитателя стоит макет домика. Из-за домика выходит грустный котенок. Воспитатель спрашивает, почему он грустный? Ребята знают про тебя потешку, они прочитают и тебе станет веселее.
Дети читают потешку:
Как у нашего кота шубка очень хороша
Как у котика усы удивительной красы
Зубки белые, глазки смелые.
Котенок благодарит детей и рассказывает, что любит греться на солнышке на крыше дома, а забраться на крышу не может.
Воспитатель: Как можно помочь котёнку?
Давайте нарисуем лесенку для котенка.
Основная часть:
2. Показ способа рисования: проведение длинных вертикальных линий и между ними коротких горизонтальных.
Во время показа воспитатель читает потешку:
Я полоску проведу, а потом другую.
Ровно кисточку веду, лесенку рисую!
Раз! Ступенька!
Два! Ступенька!
Отдохну-ка, я маленько!
А потом опять
Буду рисовать!
(обращать внимание детей на то, как надо держать кисточку и набирать на кисть краску, снимать излишки краски с ворса, прикасаясь к краю баночки).
Ребята! А вы знаете что по лестницам лазить нельзя!
3. Физкульт минутка. Стоя
Киска ниточки мотала (дети крутят кулачки перед собой)
И клубочки продавала
Сколько стоит?
Три рубля. (хлопают в ладоши)
Покупайте у меня! (дети выставляют руки вперёд).
Рефлексия:
Ребята красивые лесенки у вас получились?
Ребята кто к нам приходил в гости?
Художественно – эстетическое развития
ООД «Высокий дом на нашей улице»
Цели.
Познакомить детей с техникой изображения зданий.
Закреплять знание о форме крыш (трапеция, треугольник).
Закреплять технические навыки и умения.
Развивать творческие способности.
Расширять словарный запас (названия деталей дома).
Оборудование.
Иллюстрации разных домов, альбомные листы, краски, кисти, баночка с водой.
1. Задачи занятия, их
взаимосвязь 1. Образовательная задача тесно связана с развивающей, обучая воспитатель способствует развитию творческих способностей.
2. Готовность воспитателя к занятию 2. Воспитатель заранее подобрал иллюстрации для показа, необходимые материалы и оборудование для детей, все они соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, а именно, безопасны, доступны возрасту.
3. Структура, тип занятия, логичность этапов, дозировка времени 3. Тип – комбинированный. Занятие тесно связано с предыдущим материалом по рисованию, на нем дети учились изображать улицу. Структура занятия.
Организационный момент - воспитатель заинтересовал детей загадками, затем произвел показ иллюстраций домов, их обсуждение.
На данном этапе детей повторили и обобщили свои знания о частях, из которых состоят здания.
Самостоятельная работа.
Дети приступают к изображению.
Физкультминутка в соответствии с темой занятия – «Мы строители». Анализ рисунков.
Итоги занятия в виде выставки и беседы по рисункам. Получилась улица с домами.
Время проведения занятия30 мин. Динамическая пауза проведена, на 20 минуте занятия, чтобы не прерывать процесс изображения.
4. Содержание занятия: научность, подбор материала, трудность, объем 4. Материал имеет научную основу, так как содержит научные термины: фундамент, блоки, балка, черепица, шифер, рамы, и т. п. Объясняется последовательность постройки изображения. Материал доступен по объему и содержанию детям старшего дошкольного возраста. Дошкольники на данном занятии применяли свои умения и навыки, вносили свои изменения творческие элементы при украшении своих рисунков. Шаблонов воспитателем предоставлено не было, что обеспечило их творческую активность и разнообразие рисунков, резко контрастирующих между собой.
5. Методическое обеспечение 5. Воспитатель использовала следующие методы и приемы:
- показ с объяснением;
- беседа;
- анализ и синтез изображений показа и рисунков детей.
Оказывала индивидуальную помощь в словесной форме: указание, замечание.
Все приемы и методы работы на данном занятии соответствуют уровню подготовки детей. Прием активизации: загадки, проблемные вопросы (из каких деталей состоит этот дом, чем он отличается от других). Закрепление материала в практической деятельности (нарисуй дом на нашей улице).
Занятие направленно на организацию продуктивной творческой деятельности детей.
6. Поведение детей на занятиях 6. Дети активно участвовали в обсуждении иллюстраций. С удовольствием и творчески приступили к выполнению задания.
Не боялись обратиться к воспитателю с вопросом. Помогали советом друг другу.
7. Характкристика деловых качеств педагога 7. Воспитатель организовал занятие таким образом, что большую часть говорили и выполняли дети, умело осуществляя руководство и направляя беседу в нужное русло.
Владеет методикой преподавание ИЗО.
8. Общие результаты занятия 8. Цели и задачи занятия достигнуты, дети показали хороший уровень владения умениями по изображению дома, рекомендуется подобную работу проводить в свободное время детей.
Сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя заболела»
Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.
Материал и оборудование: Игровой набор «Больничка»
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя заболела. Нужно вызвать доктора. Воспитатель выбирает из детей «Доктора» и одевает его в белый халат и шапочку и предлагает ему осмотреть больную. Далее воспитатель направляет игру детей и наблюдает за её ходом.
Утренняя гимнастика «На лесной полянке»
На лесной полянке в ряд,
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает-
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движенье,
Очень ему нравится это упражненье.
Полосатенький енот
Изображает вертолё т:
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далёкий полёт.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны:
"Ты, волчишка, не ленись!
Вправо, влево наклонись,
А потом вперёд, назад,
Получишь бодрости заряд!
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает,
Спинку держит прямо-прямо!
Так учила его мама.
Ну а белки, словно мячики,
Дружно прыгают и скачут!
Презентация «Мое родное село»
Цель: Привлечь внимание детей к необъятным просторам своей малой Родины, прививать патриотические чувства.
Задачи:
• Обобщить знания о родном селе, полученные в ходе прогулок и рассказов взрослых.
• Побуждать участвовать в беседе об улице, на которой находится детский сад, её достопримечательностях.
• Учить узнавать на фотографиях знакомые сооружения.
• Побуждать рассказывать об экскурсиях по селу с родителями.
Художественно-эстетическое развитие
«Моя береза»
Цель: продолжать знакомить с приёмами рисования на оргстекле, формировать умения детей рисовать силуэт дерева-берёзы. Закреплять представление детей о берёзе как символе России.
Задачи:
- Совершенствовать умение детей пользоваться красками, гуашью, формировать умения детей рисовать силуэт дерева одним движением руки, закреплять технические приёмы рисования, закреплять навыки аккуратной работы.
- Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение, расширять представления детей о берёзе как о символе нашей Родины.
- Воспитывать инициативу, самостоятельность, бережное отношение к окружающей природе.
Предварительная работа: Рассматривание наглядного пособия и иллюстраций на тему «Деревья», экскурсии в парк, наблюдения за деревьями во время прогулок, чтение стихов о берёзе А. Прокофьева, И. Наумова, И. Субботиной.
Материалы и оборудование: Энциклопедия, картинки - отгадки, гуашь, кисточки разной толщины, баночки с водой, салфетки, прозрачные мольберты, птички, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Всегда, когда берем мы эту книгу, мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы сегодня готовы узнать очередную тайну? Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово "родная".
Сыграем в игру " Подбери словечко". Нужно придумать к словам "родная", "родной" подходящие слова. Вспомните, кого или что мы можем назвать родной, родная. (Ответы детей - мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край)
- Замечательно подобрали!
А давайте нежно и ласково скажем: "Родная мама"
А теперь все радостно скажем: " Родной наш сад".
- Вот так, по - разному может звучать одно и тоже слово.
- "Родная сторона" - как вы думаете, что это? (Ответы детей)
- "Родная сторона" - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.
- Такое место, по – другому, еще называют "Родина"
- Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живем?
(Ответы детей - Россия)
- Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя - Россия.
- А какая она наша Россия? (Ответы детей - Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная). Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолете лететь сутки.
- У каждой страны на земле, у каждого государства есть свои символы.
- Что это? Назовите их? (Ответы детей - Герб, гимн, флаг)
- В нашей стране есть еще один неофициальный символ России. Как вы думаете что это? (Ответы детей)
- Россию издавна называли березовым краем. Береза щедрое и доброе дерево. Люди знали цену этому дереву и сложили про ее достоинства загадки:
С одного дерева да четыре пользы:
Первая - от темной ночи свет,
Вторая - некопаный колодец,
Третья - старому здоровье,
Четвертая - разбитому связь.
Мы сейчас найдем и разберем отгадки на все четыре загадки. (На доске висят четыре картинки - отгадки)
Первая - издавна деревенская изба освещалась березовой лучиной. При ее свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, малые дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из березовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки.
Вторая - из некопаного колодца вкусный и полезный для здоровья березовый сок. Весной, чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок, который обладает целебными свойствами. Чтобы береза не истекала соком и не погибла, отверстие замазывают глиной или землей.
Третья - здоровье прибавляет и старому и малому березовый веник, который русские люди используют в банях: хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать да душу порадовать.
Четвертая - ствол березы покрыт берестой, которой оплетали глиняную посуду, чтобы она не разбивалась и служила подольше.
Березу и сейчас очень любят в России и называют "Русской красавицей". Хотя это хрупкое внешне дерево растет и в Северной Америке, и в Японии, и в Китае, и во многих других странах. Берез бывает много разных видов, даже с красной корой (растет в Японии). Но самая красивая береза - наша белая Российская красавица.
- Хорошо бродить по березовой роще в любое время года, воздух в ней прозрачен и чист.
- Ребята! Может, создадим свою березовую рощу!
- Для этого каждый из вас должен нарисовать березку. Когда все нарисуете, то как в песенке получится: раз - березка, два - березка - будет рощица. Подумайте, какая она будет: веселая, солнечная или грустная, задумчивая; тихий у вас будет, спокойный день или ветреный?
Давайте вспомним, как рисуется березка. Она стройная, высокая, кудрявая.
Сначала мы рисуем ствол. У березы красивый ствол - широкой кисточкой белой краской рисуем ствол. У березы на стволе есть черные крапинки. Березу называют кудрявой. Ветки у нее красивые, упругие, наклонились вниз. Возьмем среднюю кисточку и черной краской нарисуем толстые ветки от ствола с одной и с другой стороны. А от толстых веток идут тонкие, как гирлянды, опускаются вниз.
Только рисовать вы будете в парах. И чтобы справиться с задачей вы должны помнить: Я - не справится, а справится только МЫ.
Физкультминутка: " Мы березку посадили"
Мы березку посадили, (выпрямиться.)
Мы водой ее полили, (руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (встать на носки.)
К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)
А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила. (Поклоны головой.)
Самостоятельная работа детей.
Итог занятия.
У нас получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислоняться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворенным матушкой - природой.
Посадите птичку на веточку березы, которая вам понравилась.
Почему? (Ответы детей)
Как приятна березок гряда!
Бьет зеленый прибой у дороги,
Им без устали моет воды,без того побелевшие ноги.
Консультация для родителей
«Воспитание у детей любви к родному краю»
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.
В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовав свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны - России, в котором они живут.
Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т. д., они всегда готовы помочь друг другу;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции : отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ;
- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники.
Можно ли говорить о воспитании к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводится с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.
Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.
Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.
Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство», «общество».
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории, памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.
Семья - первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.