Лариса Саламатова
Проект по краеведению «Мы знакомим Карлсона с родным селом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта возникла из проблемы.
Игровая мотивация: познакомить Карлсона с нашим селом.
Цель: активизировать знания детей о родном селе в процессе разрешения проблемной ситуации.
Задачи: 1. Развивать поисковую деятельность детей:
- способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы,
- умение планировать этапы своих действий,
- находить разные способы решения выявленных проблемных ситуаций.
Публикация «Проект по краеведению „Мы знакомим Карлсона с родным селом“» размещена в разделах
2. Расширять представления детей о родном селе его улицах :
- развивать умение рассказывать о достопримечательностях села.
3. Воспитывать чувства гордости за свою малую родину,
желание знать и любить красивые места своего села.
Проблема: Однажды утром в открытое окно на подоконник
приземляется Карлсон. Дети, увидев Карлсона, стали спрашивать: «Как ты здесь оказался?», «Откуда ты прилетел?», Карлсон объяснил, что очень любит путешествовать, и, пролетая над нашим краем, он удивился красоте нашей природы, вокруг очень много гор, лесов, а внизу очень много воды, кругом вода. «Может это какой-то остров, о котором я раньше не слышал?» - спросил Карлсон.
Постановка первого вопроса: «Что мы знаем о родном крае -
родном селе?»
Ответы детей:
- это не остров - это наше село Кишерть;
- оно в России находится;
- у нас есть реки Сылва и Кишертка, она маленькая;
- еще у нас много улиц и домов. А дома разные: деревянные и кирпичные.
- на улицах много машин, есть знаки и пешеходные дорожки;
- знаешь, Карлсон, сколько у нас магазинов, в них можно все-все купить;
- еще у нас есть железная дорога, по ней ездит много поездов;
- у нас холодная погода, а ты так легко одет;
- у нас много лесов, в них живут животные, например, есть белки, лисы, зайцы, даже есть медведи. -
Карлсон :
-Как интересно вы рассказывали, какое замечательное у вас село. Я бы очень хотел познакомиться с вашим селом, но не знаю, как лучше это сделать?
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете, как можно познакомить Карлсона с нашим селом, что ему можно показать, рассказать?
Дети:
-можно сходить куда-нибудь на экскурсию, например, на железнодорожный вокзал;
-можно показать наши улицы, транспорт, дорожные знаки; -сходить с ним в библиотеку, в сквер, там у нас проходят праздники; -показать кинотеатр и т. д.
Воспитатель:
-Вам нравится наше село?
Красивое оно у нас? Даже Карлсон отметил необыкновенную красоту нашего села. Наше село сверху похоже на голубую чашу. Вокруг села горы и холмы, а в середине раскинулись дома и поля, а окружают их реки и озера, вот поэтому-то Карлсон и решил, что это остров.
(вносится карта Кишертского района, дети находят на ней реки, озера, железную дорогу и т. д.).
Затем с детьми сразу оговариваем, что можно подарить Карлсону на память о нашем селе, чтобы он мог рассказать и показать о нем своему другу Малышу.
Дети:
- сочинить какую-нибудь сказку о нашем селе;
- можно сфотографировать различные дома, машины, школу, детский сад и сделать альбом;
- можно нарисовать большую картину;
- или сделать какой-нибудь сувенир;
- можно всем нарисовать свои дома и улицы;
- можно принести из дома варенье из разных ягод, Карлсон же любит сладкое и т. д.
Воспитатель:
-А сейчас нам надо решить с чего мы начнем знакомство Карлсона с нашим селом.
Дети предлагают посетить близлежащие объекты - участок детского сада, кинотеатр, сквер, школу.
После этого все одеваются на экскурсию, дети одевают Карлсона, берем с собой фотоаппарат.
Цель экскурсии: обобщить и углубить представления детей о родном селе,
помочь детям реализовать знания, развивать активность самостоятельность.
Во время прогулки по окрестностям дети сами знакомят Карлсона с объектами, рассказывают о них.
По возвращении с прогулки, воспитатель предлагает детям спросить Карлсона о том, что ему понравилось, чем он заинтересовался.
Карлсон немного путается, а дети его поправляют и уточняют информацию.
Воспитатель:
-Карлсон устал после прогулки, где можно у нас в селе провести отдых? Дети рассказывают Карлсону о том, где они проводят отдых, показывают фотографии (предварительная работа с родителями).
Утром дети видят, что Карлсон всё ещё сидит среди фотографий, ему очень понравились места нашего отдыха, и он хотел бы там тоже побывать, но это не возможно, т. к. на дворе поздняя осень. Вместе с детьми договариваемся отправиться в путешествие по тропам нашего родного края.
Цель: уточнить знания детей о природе родного края, воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Ход игры — путешествия.
Дети знакомят Карлсона с правилами поведения во время путешествия.
Наше путешествие начинаем с леса.
Идём на прогулку. И тайны природы
С друзьями спешим разгадать.
С тропинки сойдё м: на пути муравейник-
Его мы должны охранять.
Любуемся лесом, его красотой
И пением птиц над головой.
Проводятся с детьми дидактические игры: «Найди деревья нашего леса», «Я в
лесок пойду, земляничку (дети по желанию вставляют то, что они хотят собрать в
лесу)соберу».
Релаксация: «Послушай звуки леса» (ф. н. г. с записью звуков леса).
Подвижная игра: «Мяч лови, жителя леса назови».
- Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся на берег реки.
-Какие есть у нас реки, что они нам дарят, как жители нашего села проводят свободное время у реки?
Чтение детям стихотворения «Родная сторонка».
Дидактическая игра: «Назови жителей наших водоёмов».
Во время прогулки продолжаем знакомить Карлсона с достопримечательностями нашего села.
Обговариваем с детьми маршрут и договариваемся показать Карлсону аптеку, хлебопекарню, магазины, озеро, расположенное вблизи детского сада.
Во вторую половину дня, некоторые дети уже самостоятельно начинают готовить сувениры, сюрпризы для Карлсона и его друга Малыша.
Вдруг Карлсон спрашивает : «Всегда ли у вас так было в селе?».
Дети:
-Нет, конечно. Раньше были маленькие дома, машин было мало.
Карлсон :
-Что ещё было не так?
Дети:
-Не знаем, (и тут дети начинают предполагать где можно получить информацию). После обсуждения решаем спросить дома у родителей, что они знают об истории нашего села, каким наше село было в старину? Так возникает новая проблема, требующая новых путей решения.
Утром дети сообщают о том, что узнали дома об истории нашего села. (Дома были деревянные, дороги узкие, асфальта не было и тротуаров тоже, не было машин, все грузы перевозили на лошадях). В домах не было электричества, сидели со свечками, а ещё не было кинотеатра, больших магазинов, даже школы не было. И поезда у нас здесь не останавливались.
Воспитатель:
- Что же тогда у нас было? Вам интересно узнать? Тогда давайте вместе с Карлсоном отправимся в путешествие в прошлое нашего села.
Занятие: «Путешествие в прошлое нашего села».
Цель: познакомить детей с историей родного села, приобщать детей к
традициям и обычаям прошлого и настоящего села, воспитывать у детей интерес к истории села.
Ход занятия.
Ребята, а помощницей в нашем путешествии будет вот эта стрелочка (показ детям пособия в виде планшета с нанесёнными на него секторами, а в центре -стрелочка). Если мы все вместе попросим стрелочку:
«Покружись, покружись в нужном месте окажись»,
то нам будут открываться страницы истории нашего села.
Так перед детьми открываются следующие страницы:
- Рождение села;
- "Хлеб - всему голова";
- Труд людей в старину;
- Транспорт;
- Отдых.
Во время путешествия в прошлое нашего села, дети узнают об истории возникновения села, какие на селе были первые постройки, когда появились в селе церковь, школа и другие объекты. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций).
Рассказывая детям о выращивании хлеба в старину, они узнают, что люди очень много трудились, так как все работы проводились вручную (рассказ сопровождается показом иллюстраций).
Вместе с детьми выясняем, опираясь на иллюстрации, чем занимались люди в старину. А также дети проводят связь между природными условиями нашего района и занятиями людей.
Проводится дидактическая игра "Кому, что нужно для работы?" и физ. минутки: "Пила", "Я колю, колю дрова", "В наковальню бьем",
"Сбил, сколотил. "
«Нe пахарь, не столяр,
не кузнец, не плотник
а первый на селе работник?"
Воспитатель:
-Какое отношение имеет лошадь к транспорту? (высказывание детей).
Физ. минутка "Ходит конь по бережку".
-Какой еще вид транспорта был на селе? (высказывание детей).
Физ. минутка "Лодка".
Говоря об отдыхе людей в старину, дети рассматривают иллюстрации, высказываются, отгадывают загадки о предметах быта.
Проводятся с детьми игры: "На золотом крыльце сидели", "Грачи летят", "Карусели".
После занятия приглашаем детей к самовару, идет чаепитие.
В течение дня идет подготовка к презентации проекта.
Целъ: воспитывать у детей отзывчивость, желание сделать приятное
Карлсону, поощрять инициативу и самостоятельность детей в выборе темы и средств.
Дети выполняют рисунки для создания общей картины, оформляют пригласительные билеты для смежной группы, выбирают фотографии с любимыми уголками нашего села, о которых они будут рассказывать на презентации.
Презентация проекта, подведение результатов. «Что узнали нового?»
«С чем познакомили Карлсона?»
-Показали детский сад Карлсону, участок;
-Рассказали, как раньше выращивали хлеб, это была очень тяжелая работа. Надо было вспахать, боронить землю, сеять зерно, а собирать урожай помогали даже дети.
-Познакомили с первым кирпичным зданием - Покровская церковь и самым старым зданием из дерева - Детским домом творчества.
-Ходили на железнодорожный вокзал - это "Ворота Кишерти", потому что мы на поезде можем поехать хоть куда, хоть в Москву, хоть на юг.
-Еще узнали, что главным работником на селе была лошадь.
-А главным человеком был кузнец, потому что он в кузнице ковал разные орудия труда и потом ремонтировал их.
-Ходили на пекарню, нас там угощали разными постряпушками и Карлсона тоже.
-Показали ещё разные магазины, аптеку, школу, пусть он к нам прилетает ещё, когда мы пойдём учиться в школу.
Презентация проекта
Цель: закрепить полученные знания, развивать умение рассказывать о своём селе, его улицах, интересных местах, истории возникновения, воспитывать чувство гордости за родное село.
На презентации присутствуют дети смежной группы, педагоги.
Воспитатель:
-Быстро пролетела неделя, и пришло время попрощаться с Карлсоном. Целую неделю жил он у нас, мы с ним подружились, показали ему много интересных мест, познакомили с нашим селом. И теперь, Карлсона провожая, на память о нашем селе небольшом, решили составить и подарить ему фотоальбом. (Выходят трое детей и по очереди читают стихотворение «О селе родном», затем идёт демонстрация фотографий, дети рассказывают о том, что изображено или читают стихотворение, и каждый альбомный лист прикрепляется на магнитную доску-см. приложение).
После презентации дети вручают подарки Карлсону : поделки, сувениры, угощают вареньем и прощаются с Карлсоном.