Наталья Близниченко
Исследовательский проект для детей 6–7 ЛЕТ Тема: «Походными тропами по родным местам.»
▼ Скачать + Заказать документы
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Тема : «ПОХОДНЫМИ ТРОПАМИ ПО РОДНЫМ МЕСТАМ.»
ПРОБЛЕМА: Накопление знаний и практических умений
детей для участия в туристических походах.
ЦЕЛЬ: Самостоятельное приобретение знаний о природе
родного края в процессе туристических прогулок и
походов.
ЗАДАЧИ: 1. Воспитание у дошкольников любви к природе
через непосредственное общение с ней.
Публикация «Исследовательский проект для детей 6–7 ЛЕТ Тема: „Походными тропами по родным местам,“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Проекты
- Темочки
2. Формирование экологической культуры детей
через туристическую деятельность.
3. Расширение кругозора старших дошкольников,
пополнение их знаний о Родине.
4. Формирование у детей целостной картины мира.
• По доминирующему методу: исследовательский
• По характеру содержания: включает ребенка, его семью и природу
• По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы в контакте с семьей
• По количеству участников: групповой
• По продолжительности: долгосрочный
1. Тема и ее происхождение.
Как воспитатель, я часто задаю себе вопрос: как научить ребенка взаимодействовать с окружающим миром, познавая его? Начинать это познание нужно с самого себя, своего детского сада, улицы, родного края. Замечательным средством для этого является туризм. Но прежде чем отправиться в настоящий поход, ребенку нужна серьезная подготовка, которую я предлагаю осуществлять в несколько этапов.
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта
1 этап.
Ребята путешествуют по зданию детского сада, ориентируясь по схемам, где условными знаками обозначены различные помещения. Например: нота – знак музыкального зала, кисть и краски – знак кабинета ИЗО. Дети должны пройти по указанному стрелками направлению, собирая по пути зеленые фишки. В конце путешествия их ждет приз. Таким образом, дошкольники начинают постигать науку ориентирования на местности (основу туризма).
2 этап.
Дети ориентируются по территории детского сада, передвигаясь по схеме, к которой прилагается описание маршрута. Воспитатель читает указания, а ребята пытаются найти нужные объекты. Если на пути встречаются зеленые светофорики, значит дети двигаются в нужном направлении.
3 этап.
Дошкольники путешествуют по экологической тропе нашего детского сада (весна, изучая объекты неживой природы, растения, насекомых, что является первым шагом к туристическому походу. Они получают навыки передвижения группой в заданном направлении, изучают экосистемы водоема, леса.
4 этап.
И, наконец, воспитанников детского сада и их родителей ждет настоящий туристический поход. Осуществляется он в мае месяце в выходной день совместно с членами туристического клуба «АЗИМУТ» Дома офицеров флота. Маршрут разработан к озеру Метеоритное (пос. Переславское Светлогорского р-на).
Перед походом необходимо :
1. Разработать маршрут, обследовать его, согласовать с мед. работником,
руководителем д\с.
2. Накануне похода провести беседу с детьми и родителями (по вопросам
индивидуальной экипировки, личному снаряжению, питанию).
Пригласить родителей принять участие в походе.
3. Каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо
знать содержание аптечки и уметь пользоваться ею, чтобы при необходимости оказать первую медицинскую помощь.
4. При подготовке к походу, учитывать физические возможности детей.
5 Взять необходимое снаряжение (личное и групповое).
При проведении похода следует выполнять инструкции по охране жизни детей :
1. Одежда должна соответствовать сезону и погоде.
2. При переходе улицы, проезде в трамвае, электричке строго
соблюдать правила дорожного движения.
3. Детей должны сопровождать не менее двух взрослых.
4. При движении по пересеченной местности один взрослый (инструктор) должен идти впереди, второй – замыкающим цепочку детей с целью : следить, чтобы никто не потерялся, помогать отстающим, предупреждать об опасности.
5. Взрослые во время отдыха проверяют состояние одежды детей и их самочувствие.
6. Уходя с места стоянки, группа должна оставить место пребывания чистым (залить костер, закопать мусор).
Маршрут разработан таким образом, чтобы у детей была возможность преодолеть различные препятствия в пути: высокую траву, поле, переправу через ручей по бревну. Это воспитывает у детей выносливость, ловкость, стремление помочь товарищу.
По прибытии на место стоянки группа разбивает лагерь. Мальчики под руководством инструктора занимаются заготовкой дров, разведением костра, изучая при этом различные виды костров и способы их разведения.
Девочки под руководством взрослого занимаются приготовлением обеда. На костре готовится суп и чай.
Проводится беседа о дикорастущих растениях, пригодных для пищи (подорожник, одуванчик, корень лопуха, кислица и др., о добывании и очищении воды в походных условиях.
В свободное время дети играют в спортивные игры: футбол, бадминтон, «Охотники и утки», «У медведя во бору» и др. Конечно, поход не обходится без тесного круга у костра с пением под гитару.
Рвем совсем не для забавы Встань пораньше, не ленись,
Мы лекарственные травы. На тропинке – оглянись :
Лечит ссадины на коже Много есть вокруг чудес:
Друг зеленый – подорожник Солнце, речка, поле, лес!
Помогает нам сто лет Удивляйся чудесам,
От простуды – липов цвет Но поверь: ты чудо сам!
Альбина Самусевич
2. Необходимые материалы
Для ориентирования на территории МАДОУ:
1. Схемы
2. Компас
3. Значки
4. Светофорики
5. Описание маршрутов
6. Призы
Личное снаряжение ребенка для похода :
1. Обувь по сезону и погоде (ботинки, кроссовки, сапоги).
2. Запасная обувь (кроссовки, тапочки).
3. Носки – 2 пары.
4. Спортивный костюм.
5. Футболка (запасная футболка).
6. Кофта.
7. Ветровка.
8. Панама (кепка).
9. Плащ (накидка на случай дождя).
10. Рюкзачок.
11. Посуда (кружка, миска, ложка – из прочной пластмассы или эмалированные).
12. Деньги на проезд.
13. Продукты (яблоко, груша, печенье, бутылочка воды – 0,5л).
Групповое снаряжение для похода (берут взрослые) :
1. Полог от дождя.
2. Веревки.
3. Котлы – 2 (ведра).
4. Костровое (крючки, рукавицы).
5. Топор.
6. Ножовка.
7. Скатерть.
8. Коврики.
9. Мяч.
10. Продукты на приготовление обеда (суп, чай).
11. Питьевая вода.
3. Вопросы к детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем?
Проводится мониторинг по вопросам: живая, неживая природа; экологическая тропа; экосистема; ориентирование на местности.
Что мы хотим узнать?
• экосистемы водоема, леса;
• оказание первой медицинской помощи (при укусах насекомыми,
кровотечении, переохлаждении, тепловом ударе и т. д.);
• предсказание погоды по народным приметам;
• распознавание лекарственных и редких растений;
• ориентирование в лесу (по растениям, звуку, следам, свету, сторонам света);
• виды костров, способы их разведения;
• приготовление обеда на костре;
• безопасное поведение в лесу;
• добывание воды;
• оборудование лагеря.
Как нам найти ответы на наши вопросы?
• чтение научной и художественной литературы;
• дидактические, развивающие, подвижные игры;
• беседы с детьми;
• ориентирование по зданию детского сада;
• ориентирование по территории детского сада;
• путешествие по экологической тропе;
• туристический поход.
4. Оценка. Результат.
1)Проводится мониторинг знаний и умений детей
2) Анкетирование родителей.
3) Оформляется стенд об этапах проекта.
• группа детей, побывавшая в походах становится сплаченнее;
• дети внимательнее, дружелюбнее относятся друг к другу;
• ребята получают возможность применить знания, полученные на занятиях, на практике;
• маленькие туристы гораздо приспособленнее к условиям нашей жизни, чем их сверстники.
• Родителям предлагается для освоения полезный и интересный вид отдыха с ребенком.
На мой взгляд, в походах у детей появляется возможность ощутить себя частичкой
огромного и удивительного мира природы, поближе познакомиться с ним. Преодолевая
трудности похода, ребенок познает свои способности, совершенствует умения и навы-
ки, развивается физически, самоутверждается. Туризм – это прежде всего движение.
А о движении еще в 18 веке французский ученый-медик Тиссо говорил так: «Движение
как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные сред-
ства мира не в состоянии заменить действие движения». Действительно, по утверждению
врачей, люди, занимающиеся туризмом, в 1,5 раза меньше болеют простудными заболе-
ваниями. Интерес к туризму поможет приобрести навыки походной жизни, полюбить доро-
гу со всеми ее радостными неудобствами, познакомиться с замечательными людьми, по-
знать счастье новых открытий.