Елена Петрова
Проект «Мир эмоций» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «IT мир» г. Перми
ПРОЕКТ
Профилактика развития эмоциональной сферы дошкольников
«Мир эмоций»
для воспитанников средней группы №30
Воспитатель Петрова Е. А.
г. Пермь, 2022 год
Пояснительная записка
Роль эмоций в жизни ребёнка.
Публикация «Проект „Мир эмоций“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан — значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым — значит, в его мире все хорошо. Эмоции ребенка — это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.
Дети 3—5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е. ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций — как положительных, отрицательных — пресна и бесцветна.
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций — радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие — труднее.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их ни особую выразительность. Одна из причин возникновения переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.
При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности. К первой группе относятся настроения — более или менее длительные эмоциональные состояния, обязующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй — чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей — собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние организма.
Тема проекта : Профилактика развития эмоциональной сферы дошкольников — «Мир эмоций»
Продолжительность: долгосрочный (декабрь 2021 — апрель 2022, 1 раз в неделю.
Участники проекта : педагог – психолог, Петрова Е. А. воспитатель средней группы.
Целевая группа : дети средней группы №30.
Проблема:
По данным психологов в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития.
Актуальность.
Активное включение детей в игровую деятельность способствует их эмоциональному развитию. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает трудности и стрессовые ситуации, лучше включается в учебный процесс, успешнее реализуется в разных видах деятельности.
Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо системно проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников.
Цель проекта : развитие и укрепление эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Задачи:
• научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
• дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
• совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
В занятиях используются следующие методические средства.
• ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе;
• психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально - психологического тренинга;
• релаксационные методы — использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации;
• использование эмоционально-символических методов — групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева; направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы;
• коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга;
• игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки».
Ожидаемый результат.
- Разработка комплект методических разработок по профилактике нарушения и коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников (лэпбук).
- Формирование у детей способности распознавать такие чувства как:
- радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес;
- о существовании индивидуальных особенностей своих и своих сверстников.
- Обучение детей:
- понимать и описывать свои желания и чувства;
- осознавать и описывать свои физические и эмоциональные ощущения;
- воспроизводить выразительные позы и движения;
- уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
- передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики
Диагностика.
В качестве основного метода, позволяющего выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, планируется использовать проективный рисуночный тест «Рисунок семьи», «Автопортрет».
Для родителей предусмотрены анкеты: «Признаки психического напряжения у детей», «Критерии агрессивности у ребенка».
Продукт проекта :
1. Картотека игр, этюдов и упражнений для развития эмоциональной сферы, лэпбук.
2. Презентация проекта для родителей : «Мир эмоций».
3. Семинар – практикум для родителей «Признаки психо - эмоционального напряжения, безопасные способы выплеска эмоций».
4. Анкетирование родителей: «Выявление представлений об особенностях эмоционального развития ребёнка».
Этапы проекта
Подготовительный этап:
- выбор темы, цели, задачи;
- поиск необходимых материалов для реализации проекта;
- составление перспективного плана;
- создание картотеки игр, этюдов и упражнений для развития эмоциональной сферы
- диагностика.
- анкетирование родителей.
- составление перспективного плана.
Основной этап:
- игры, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;
- развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, упражнения, направленные на выплеск негативных эмоций;
-проигрывание этюдов.
Заключительный этап:
- семинар – практикум для родителей «Признаки психо - эмоционального напряжения, безопасные способы выплеска эмоций»;
- презентация для родителей «Мир эмоций»;
- рекомендации родителям по результатам диагностики.
Литература
1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. “Я хочу”. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Изд. “ВИРТ” Кишинев. “Дорваль” СПб. ,1993.
2. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7лет). – М. : Книголюб, 2004.
3. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. М. : Айрис-пресс, 2004.
4. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М. : Генезис, 2000.
5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
Конспект занятия №1
в рамках реализации проекта «Мир эмоций», средняя группа №30
РОБОСТЬ
Цель: повышение у детей уверенности в себе, сплочение группы, знакомство с чувством робости.
Ход занятия:
Приветствие.
1. Игра «Знакомство». Каждый ребенок называет свое имя и то, что он любит больше всего.
2. Истрия про робкого мальчика. Обсуждение, знакомство с чувством «робость», демонстрация карточки с этим чувством. Каждый изображает чувство «робость».
3. Игра «Я – лев». Представьтесь от имени льва, пройдите уверенной походкой.
4. Игра «Я очень хороший» (каждый говорит шепотом, затем обычным голосом и громко кричит).
5. Завершение занятия. Дети встают в круг берутся за руки и говорят: «Мы хорошие» (шепотом, обычным голосом и громко).
Конспект занятия №2
в рамках реализации проекта «Мир эмоций», средняя группа №30
СТРАХ
Цель: учить детей узнавать чувство страха, развивать умение справляться с чувством страха, учить детей выражать чувство страха в рисунке.
Ход занятия:
Приветствие.
1. Игра «Паровозик».
2. «Рисунок» Сегодня Вы будете рисовать свой страх, таким каким вы себе его представляете, презентация рисунков (в конце занятия рисунки рекомендуется порвать или выбросить).
3. Истрия про сказочный лес с иллюстрациями, обсуждение, проигрывание этюдов.
4. Игра «Тучка и солнышко», рефлексия.
Конспект занятия №3
в рамках реализации проекта «Мир эмоций», средняя группа №30
УДИВЛЕНИЕ
Цель: учить знакомство с чувством удивления, закрепление мимических навыков
Ход занятия:
Приветствие.
1. Игра «Доброе утро.
2. «Удивление», попробуйте изобразить на своем лице чувство удивления. Давайте рассмотри пиктограмму. Это чувство неожиданно возникает и быстро исчезает.
3. Рассказ Н. Носова «Живая шляпа» с иллюстрациями, обсуждение, проигрывание этюдов.
4. Игра «Тучка и солнышко», рефлексия.