Сёмина Елена
Проект «Мир театра» как условие формирования артистических качеств детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Мир театра" как условие формирования артистических качеств детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
Студентка Свердловского Областного Педагогического колледжа
Сёмина Елена Сергеевна
Содержание
1. Актуальность проекта
2. Паспорт проекта
3. Используемые в проекте виды детской деятельности
4. Предполагаемый результат
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
5. Этапы работы над проектом
6. Осуществление деятельности по реализации проекта
7. Результаты работы
8. Вывод
9. Список используемой литературы
Актуальность проекта :
По мнению многих специалистов, для наиболее эффективного развития детей, важно задействовать все известные и имеющиеся педагогические знания, методы и ресурсы. С появлением новых федеральных государственных стандартов, требования и задачи, стоящие перед педагогами дошкольников, усложняются.
Детство – это важный этап жизни, в котором развитие и формирование творческих способностей является наиболее интенсивным и благоприятным.
Развитие артистических качеств и детского творчества, является наиболее актуальной темой для обсуждений в кругах ученых, занятых изучением детской психологии и дошкольной педагогики. Исследованием данной темы занимались такие ученые как: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. Н. Волков и другие.
Мощным средством развития артистических качеств детей, раскрывающим внутренние качества личности и самореализацию творческого потенциала ребенка, по мнению исследователей (Д. В. Менждерицкой, Л. В. Артемовой, Е. Л. Трусовой, Р. И. Жуковской и др., является искусство (театрализованная деятельность). И. А. Андреева отмечает, что, театрализованная деятельность, как форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
Данная деятельность достаточно близка и понятна ребенку и в большинстве случаев реализуется в играх. Используя свою фантазию и внутренний мир, ребенок дошкольник, свои идеи и выдумки стремится реализовать и воплотить в жизнь, посредством образов и действий, тем самым проявляя неотъемлемые задатки к творчеству.
Театрализованная деятельность способствует развитию артистических качеств, что в свою очередь является неотъемлемой частью социальных, а также духовных составляющих современного общества.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что перед дошкольной образовательной организацией на сегодняшний день стоит задача сформировать у детей артистические качества, обеспечивающие художественно-эстетическое развитие, а также то, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно-воспитательном процессе.
Проблемная ситуация:
Тема познавательно-творческого проекта "Мир театра" возникла после вопроса "Ребята, а какими качествами должен обладать актёр?"
Как оказалось, большинство детей не знают какими качествами обладают актёры театра. В связи с этим было принято решение создать кукольный музыкальный спектакль "Теремок", для развития артистических качеств у детей.
Цель проекта : Создание кукольного музыкального спектакля «Теремок», в процессе реализации запланированных мероприятий.
Задачи:
Задачи для детей :
1. Принять участие в беседе с воспитателем «Какие театры бывают?».
2. Поучаствовать в беседе с родителями о кукольном театре.
3. Вместе с родителями посетить кукольный театр (или посмотреть кукольные театры, отправленные по ссылке воспитателем).
4. Самостоятельно нарисовать рисунок на тему «Мир театра».
5. Принять участие в игровых упражнениях «Кислый лимон», «Обиделись», «Здравствуйте», «Маленький комар», «Толстый бегемот», «идёт медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Расцвели цветы на лугу», «Жук упал на спинку» в группе детского сада.
6. Принять участие в театрализованной игре «Заяц-хвастун».
7. Изготовить совместно с родителями театральные атрибуты и героев для спектакля «теремок».
8. Проиграть спектакль «Теремок» совместно с воспитателем в группе детского сада.
9. Принять участие в итоговом мероприятии – музыкальном спектакле «Теремок».
Задачи для родителей:
1. Ознакомиться с материалом о кукольном театре, предложенном воспитателем.
2. Провести дома беседу с детьми о кукольном театре.
3. Посетить совместно с детьми кукольный театр (или посмотреть кукольные театры, отправленные по ссылке воспитателем).
4. Поучаствовать в мастер-классе по созданию перчаточной куклы.
5. Изготовить совместно с детьми театральные атрибуты и героев к спектаклю «Теремок».
6. Посетить итоговое мероприятие – просмотр кукольного музыкального спектакля «Теремок».
7. Принять участие в родительском собрании по итогам реализации проекта.
Задачи для воспитателей:
1. Организовать и провести беседу с детьми на тему «Какие театры бывают?».
2. Составить рекомендации для родителей «Что рассказать ребенку о кукольном театре».
3. Отправить родителям ссылку на кукольные театры.
4. Провести мастер-класс для родителей по созданию перчаточной куклы.
5. Провести игровые упражнения в группе с детьми на выработку мимики, жестов: «Кислый лимон», «Обиделись», «Здравствуйте», «Маленький комар», «Толстый бегемот» и упражнения на развитие пантомимы: «идёт медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Расцвели цветы на лугу», «Жук упал на спинку».
6. Организовать и провести театрализованную игру : «Заяц-хвастун».
7. Привлечь родителей к созданию театральных атрибутов и героев для спектакля «Теремок».
8. Совместно с детьми проиграть спектакль «Теремок» в группе детского сада.
9. Организовать и провести итоговое мероприятие – показ кукольного музыкального спектакля «Теремок».
10. Снять и смонтировать спектакль «Теремок» для сайта детского сада.
11. Провести родительское собрание по итогам реализации проекта.
Продукт проекта : кукольный музыкальный спектакль "Теремок"
Вид проекта : познавательно-творческий
Сроки реализации проекта : Краткосрочный – 2 недели (С 14.04.2023 по 28.04.2023)
Ресурсы проекта :
Материально-технические: ноутбук или телефон с выходом в интернет, иллюстрации, интерактивная доска, кукольный театр, материалы для создания театральных атрибутов.
Человеческие: участники образовательного процесса: дети, родители, воспитатель.
Информационные : интернет ресурсы, художественная литература «Детская энциклопедия. О театре : познавательный журнал».
Финансовые: финансирование ДОО и родителей.
Практическая значимость: Данный проект можно рекомендовать к реализации воспитателям других групп, адаптировав его содержание в условиях своей ДОО.
Формы реализации проекта :
НОД; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; чтение художественной литературы; беседы о театре; просмотр кукольных спектаклей; игровые упражнения; театрализованные игры; организация театрального вечера с показом кукольного спектакля; совместная деятельность детей и их родителей; совместная деятельность родителей и воспитателя.
Этапы работы над проектом
1. Изучение методической литературы
2. Беседа с детьми после возникновения вопроса
3. Подготовка материалов для проекта
4. Ознакомление с материалом о кукольном театре.
5. Беседа о кукольном театре с родителями
Совместное посещение кукольного театра (либо просмотр кукольных спектаклей, отправленных по ссылке воспитателем) - https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2233461-1684755497.jpg[/IMG]
7. Мастер класс для родителей по изготовлению перчаточной куклы.
8. Игровые упражнения «Тень», «Через стекло», «Люблю – не люблю», «Большой - маленький», «Маски».
9. Театрализованная игра «Анализ русской народной сказки «Теремок».
10. Изготовление атрибутов и героев для сказки «Теремок»
11. Сюжетно ролевая игра «Театр "
11. Проигрывание спектакля «Теремок» в группе детского сада для детей младшей группы
Дети с удовольствием участвовали в театрализованных играх. При выборе игр и упражнений я руководствовалась возрастными и индивидуальными особенностями детей, их возможностями. Особое внимание уделялось анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев.
Завершающим мероприятием стал кукольный спектакль "Теремок" для детей младшей группы. Таким образом, можно отметить, что проведенная работа подтвердила целесообразность выбора театрализованной деятельности.
Результаты работы:
Для детей :
1. У детей появился интерес к художественной литературе, кукольному театру, музыке - как видам искусства.
2. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомима)
4. Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас.
5. Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других, сопереживать.
6. Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, застенчивость.
Для родителей:
1. Памятка "Что рассказать ребенку о театре"
2. Кукольный музыкальный спектакль "Теремок"
Вывод
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что кукольный театр способствует развитию интереса к театральному искусству и формированию артистических качеств у детей.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать любой творческий педагог, адаптировав его содержание в условиях своего ДОУ.
В заключение следует отметить, что формирование актерских качеств у детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данном проекте я попыталась определить основные направления и педагогические задачи по формированию артистических качеств у детей средствами театральной деятельности.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». От 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
4. «Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Библиографический список
5. Андреева, И. А. 30 уроков развития творческих способностей и воображения. [Текст] / И. А. Андреева. - Москва - РГГУ, 2015. – 437с.
6. Белкина, В. Н. Особенности проектной деятельности в дошкольной образовательной организации [Текст] / В. Н. Белкина, Т. Н. Захарова – Ярославль: Ярославский педагогический вестник – 2011. - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки) - С. 131-135.
7. Бойко, Е. А. Лучшие подвижные игры для детей дошкольного старшего возраста / Е. А. Бойко. – М., 2018. – 256 c.
8. Венгер, Л. А., Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – М. : Знание, 1973 – 117 с.
8. Веракса, Н. Е., Проектная деятельность дошкольников. [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса - М. : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - 2008. - 123 c.
9. Ветлугина Н. А., Теория методика музыкального воспитания в детском саду / А. Н. Ветлугина – М. : Просвещение, 1983 - 113
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991 - 160 c.
10. Гусева, Т. А. Картотека сюжетных картинок / Т. А. Гусева. – М. : Детст4во-Пресс, 2018. – 466 c.
11. Дараган, В. А. Театрализованные игры для детей / В. А. Дараган. – М. : УРСС, 1998. – 232 c.
12. Кириллова, Ю. А. Комплексы упражнений и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп / Ю. А. Кириллова. – М. : Детство-Пресс, 2018. – 320 c.
13. Корнилова, И. Г. Театрализованная игра и творчество в развитии общения дошкольников / И. Г. Корнилова. – М. : Экзамен, 2017. – 160 c.
14. Куликов, А. Н. Литературно-сюжетная игра / А. Н. Куликов. – М. : Файн, 1993. – 320 c.
15. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. М: СМЫСЛ, 2019. – 432 с.
15. Матюхина, Ю. А. 365 лучших театрализованных игр для детей / Ю. А. Матюхина. – М., 2018. – 320 c.
16. Патрикеев, А. Ю. Театрализованные игры для детей / А. Ю. Патрикеев. – М. : Феникс, 2014. – 224 c.
17. Рассел, Д. Народные игры / Д. Рассел. – М. : VSD, 2013. – 873 c.
18. Ратианидзе, А. Л. Игры для детей старшего дошкольного возраста/ А. Л. Ратианидзе. – М. : СИНТЕГ, 1981. – 112 c.
19. Степаненкова, Э. Я. Методика проведения театрализованных игр / Э. Я. Степаненкова. – М. : Синтез, 2019. – 859 c.
20. Теплов Б. М., Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Академия Педагогических наук РСФСР, 1947 - 284
20. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников [Текст] / Л. Л. Тимофеева. // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 7–12.
Электронные источники
21. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – URL : https://raguda.ru/ds/vozrastnye-osobennosti-doshkolnikov.html ( дата обращения: 23.01.2023)
21. Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/11/22/kartoteka-teatralizovannyh-igr-v-starshey-gruppe-po-skazkam ( дата обращения: 23.01.2023)
22. Картотека игровых упражнений на развитие мимики и пантомимы для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – URL : https://multiurok.ru/files/kartoteka-igrovykh-uprazhnenii-na-razvitie-mimiki.html ( дата обращения: 25.01.2023)
23. Развитие творческой активности дошкольников [Электронный ресурс]. – URL :https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskoy-aktivnosti-doshkolnikov-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema ( дата обращения: 18.01.2023)