Наталия Пимашова
Проект «Мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Мир профессий»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Проблема проекта.
Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект.
Зачем нужно трудиться?
Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Актуальность проекта.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей. Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере. Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении. Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого реб нка.
Публикация «Проект „Мир профессий“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей. Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, в нашем дошкольном учреждении, является метод проектов. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Работа строится поэтапно, в соответствии с планом нашего проекта. Также особенностью нашей работы по созданию проекта «Путешествие в мир профессий» является то, что путешествие в мир профессий проходит с древне-мордовским мифическим героем Куйгорожем (домашний покровитель, дух обогащения, наживы и удачи, приносящий в дом богатство, который с радостью выполняет любую профессию, показывая свою готовность к любой работе, воспитывая трудолюбие и усердие. Сказочный образ Куйгорожа неоднозначен: с одной стороны - образ трудоголика, доброжелательного к хозяину, с другой стороны любой лентяй мечтает о таком помощнике. Такая двоякость образа несёт в себе глубокую моральную оценку своей деятельности и деятельности окружающих.
Использование данного героя решает несколько образовательных задач:
1. Принадлежность к мордовской культуре;
2. Яркий, красочный образ, интересный детям, способный увести за собой;
3. Наличие в образе общих черт других сказочных героев (волшебное появление, способность к разговорной речи, обладание сверхспособностями);
4. В рамках профессионального самоопределения использование данного героя вызывает стремление узнать, как можно больше нового о разных профессиях.
Введение данного героя было бы непонятно детям без изучения истории мордовского народа. В этом помогает использование книги «Россия наш общий дом. Моя Мордовия». В ней понятно и доступно представлены сведения о государственном устройстве Российской федерации и республики Мордовия. Особое внимание уделено трудовым и культурным достижениям республики Мордовия. Красочность книги вызывает интерес к её изучению в совместной деятельности с детьми, что способствует приобщению детей к национальному достоянию.
Инновационность проекта: разработка и проведение проекта «Мир профессий» проходит в рамках сотрудничества с региональным экспериментальным проектом «Ранняя профориентация: технология и методика работы с детьми дошкольного возраста» Мордовского Республиканского института образования.
Цель проекта: Знакомство с профессиями по рабочей тетради «Знакомимся с профессиями» (автор-составитель Антонова М. В. – кандидат экономических наук, доцент, профессор)
Задачи проекта:
-Знакомить с профессиями по алгоритму: название профессии, место работы, материал для труда, форменная одежда, орудия труда, трудовые действия, личностные качества, результат труда, польза труда для общества;
-Учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определённой профессии;
-Помочь в познании себя, своих интересов и склонностей;
-Расширить представления о профессиях;
-Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности;
-Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе;
-Способствовать развитию связной речи у детей, воспитывать чувство уважения к труду взрослых;
-Закреплять полученные знания детей о профессиях, используя подборку дидактических игр и игровых упражнений;
-Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети старшей - подготовительной группы, родители, воспитатели.
Срок реализации: два года (с 01сентября 2020 года по 31 мая 2023года).
Методы реализации проекта:
- Практические;
- Создание развивающей среды;
- Экскурсии, наблюдения;
- Оформление уголка в группе для познавательного развития детей;
- Словесные беседы, наблюдения;
- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
- Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры;
- Просмотр презентаций;
- Рассматривание иллюстраций.
Ожидаемые результаты:
-После завершения проекта дети будут знать о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых.
-Называть профессии разных сфер экономики.
-Различать профессии по существенным признакам.
-Объяснить роль труда в благополучии человека.
-Иметь представление о семейном бюджете и назначении денег.
-Моделировать в игре отношения между людьми разных профессий.
-Участвовать в посильной трудовой деятельности взрослых.
-Проявить интерес к работе родителей и работников детского сада и отразить свои впечатления в продуктивной деятельности.
Этапы реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на 2 года. Включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Этапы Формы взаимо-действия Содержание деятельности Ответст-венные
Подго-тови-тельный Деятельность педагога Информировать родителей о проекте.
-Выяснить уровень знаний детей по данной теме.
-Изучить методическую и художественную литературу.
-Составить план работы над проектом.
-Определить цель и задачи проекта.
-Познакомить детей с национальной культурой, воспитывая любовь к малой родине и интерес к своим национальным истокам.
-Приобрести рабочие тетради «Знакомимся с профессиями».
-Изготовить куклу Куйгорож для введения детей в мир профессий.
-Разработать конспекты бесед, непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями.
-Отобрать иллюстрации, презентации о профессиях.
-Найти литературу, рассказывающую о профессиях.
-Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику.
-Разработать и создать дидактические игры, мнемотаблицы, альбомы о профессиях, презентации, направленных на улучшение качества изучения данной темы.
-Оформить тематические уголки для сюжетно ролевых игр.
-Разработать интерактивную игру «Профессии».
-Изготовить картотеку дидактических игр.
-Изготовить картотеку сюжетно - ролевых игр.
-Разработать виртуальные экскурсии.
-Изготовить видеотеку.
-Изготовить костюмы для сюжетно – ролевых игр.
-Пополнить уголок книги материалом по данной теме.
-Подготовиться к экскурсиям на предприятия. Педагоги группы
Педагог - дети - Беседа познавательного характера
- Рассматривание иллюстраций
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
-Изготовление дидактических игр. Педагоги группы
Педагог - родители -Привлечь родителей, способных оказать помощь в оформлении игровых зон. Также приглашение родителей с целью рассказать о своей профессии. Педагоги группы
Основной Педагог - дети -Просмотр презентаций.
-Просмотр развивающих мультфильмов по теме «Профессии».
-Беседы с детьми: какие вы знаете профессии, чем важны эти профессии, какую носят одежду люди разных профессий, какие технологии и орудия труда используют люди разных профессий? Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию «Эта профессия мне подходит»,
-Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы.
-Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»
-Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Строители», «Больница», «Полиция»,«Парикмахерская», «Салон красоты», «Ателье», «Ферма», «Почта».
-Игры-имитации: «Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи».
-Игровая ситуация: «Кем я стану?»
-Игра-обсуждение «Я в прошлом, настоящем и будущем» (труд – основное занятие взрослого).
-Составление рассказов о профессии родителей.
-Разучивание стихов о различных профессиях.
-Отгадывание загадок на тему «Профессии».
-Рассказы детей из личного опыта «На приеме у врача».
-Выступления детей с сообщением о любой из выбранных профессий.
-Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии», Пазлы «Профессии», «Парочки» (по темам, «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки.
-Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями»
-Интерактивная игра «Профессии».
-Экскурсии в библиотеку, в поликлинику, в пожарную часть, в ГИБДД, в полицию, на почту, в музей, в школу, в пекарню.
Чтение художественной литературы.
С. Маршак «Почта», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», К. И. Чуковский «Айболит», Б. Житков «Железная дорога», О. Емельянова «Повар», В. Мирякова «Стихотворение про повара», «Три поросенка», Дж. Родари»Чем пахнут ремесла», С. Маршак «В детском саду» С. Михалков «Моя улица», С. Маршак «Почта», Е. Пермяк «Пропавшие нитки», «Кем быть?» В. Маяковский, «Строители», «Шофер», «Портниха» Б. Заходер «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков «Почта», «Кошкин дом», «Пожар», «Мы военные», С. Маршак «Мы с Тамарой» Житков «Железная дорога», «Знакомые профессии» А. Богдарин, В. Маяковский «Кем быть?»,«Город добрых дел» Р. Скарри, «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях, «А что у вас?» С. Михалков, «Строители» Б. Заходер. Педагоги группы
Педагог - родители -Консультации для родителей по теме «Профессии»,
«Какая ткань лучшая для одежды вашего ребёнка», «Какие книги полезны детям», «Научите детей обращаться с животными», «Улица полна неожиданностей».
-Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевых игр, Используя тетрадь «Знакомимся с профессиями» стр. 11 познакомить родителей с рецептами мордовских блинов и предложить сделать их дома совместно с детьми,
-Фотогазета «Профессии наших мам»,
-Подготовка театральных масок для творческой работы детей,
-Экскурсии на предприятия. Педагоги группы
Заключи-тельный Педагог - родители -Пополнение игровой зоны
-Пополнение настольных игр
-Пополнение дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме Педагоги группы
Педагог-
дети - Праздник «Все профессии важны»
-Выставка творческих работ детей «Кем я буду, когда вырасту!»
-Викторины по теме «Есть много профессий хороших и нужных»
Деятельность педагога - Презентация проекта Педагоги группы
Перспективное планирование по проекту «Мир профессий»
1-ый год обучения, старшая группа
Тема Программное содержание Формы работы с детьми Формы работы с родителями
Сентябрь
2 неделя «Осень»
Вводное занятие Рассказать детям и их родителям о том, кто такой Куйгорож, определить важность и значимость труда каждого человека, рассказать о почетности любой профессии. - Знакомство детей и их родителей с целями и задачами проекта, в котором они будут участвовать;
-Кукольное представление «Атя, баба и Куйгорож» Анкета для родителей "Я и моя профессия"
Октябрь
3 неделя «Дикие и домашние животные»
Профессия
«Ветеринар» Цель: Знакомство с профессией - врач – ветеринар.
Задачи:
- Дать представление об особенностях профессии ветеринарного врача;
- Дать представление о качествах характера, которыми должен обладать ветеринар;
- Вызвать у детей интерес к данной профессии;
- Познакомить детей с различными специализациями в ветеринарии. -Беседа по безопасности: «Правила поведения с домашними животными».
-Показ презентации по теме: Специальность «Ветеринарный врач».
-Д/ игра. : «У кого кто?», «Знаешь ли ты?», «Кто чем питается?», «Кто где живет?»
-С/р. игра «Ветеринарная лечебница», «Зоопарк».
-Чтение художественной литературы: «Айболит»К. И. Чуковский.
-Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр. 20-22). Консультация для родителей: «Научите детей обращаться с животными».
Ноябрь
2 неделя «Транспорт»
Профессия
«Водитель» Цель: Знакомство с профессией - водитель.
Задачи:
- Познакомить детей с особенностями работы водителей различного транспорта;
- Расширять знания детей о видах транспорта;
- Расширять знания детей о правилах поведения водителей и пешеходов на дороге;
- Дать представление о качествах характера, которыми должен обладать водитель;
- Вызвать у детей интерес к данной профессии. -Беседа на тему «Профессии моих родителей», «Профессия Водитель», «Зачем нужны дорожные знаки».
-Д/игра. : «Исправь ошибку», «Водители и пешеходы», «Не ошибись», «Кто на какой машине работает», «Угадай вид транспорта».
-Рисование: «Транспорт будущего»
-Конструирование из строительного материала: «Транспорт».
-Ситуативный разговор: «Что произойдет на дороге, если исчезнут знаки».
-Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр. 25-27). Консультация для родителей: «Улица полна неожиданностей».
Декабрь
3 неделя «ОБЖ Пожарная безопасность»
Профессия
«Пожарный» Цель: Знакомство с профессией – пожарный.
Задачи:
- Дать детям знания о труде пожарных;
- Закрепить знания об элементарных правилах поведения при пожаре;
- Учить детей быть осторожным с огнём и электричеством;
- Воспитывать уважение к труду пожарных.
. -Беседы на темы:«Профессия Пожарный», «Огонь наш друг или враг», «Кто и что помогает пожарным».
-Просмотр презентации: «История пожарной службы».
-Ситуативный разговор «Безопасное поведение дома».
-Д. и. : «Вызови пожарных», «Помоги пожарнику собраться», «Когда бывает пожар», «Найди о чем расскажу»,«Это я, это я, это все мои друзья»
-Чтение художественной литературы: «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршак.
-Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр. 40-42). Консультация для родителей: «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре».
Январь
4 неделя «Труд взрослых»
Профессия
«Строитель» Цель: Знакомство с профессией- строитель.
Задачи:
- Формировать представления о строительных профессиях: архитектор, каменщик, кровель-щик, штукатур – маляр, плотник;
- Расширять и закреплять знания о трудовых действиях представи-телей данных профессий;
- Познакомить детей с инстру-ментами, которые используют строители в работе;
- Развивать воображение, мышление, речь, координацию речи с движением, мелкую моторику;
- Воспитывать уважение к людям труда. - Беседа «Строитель»
-Дидактическая игра «Назови, какой дом?», «Стройка»
- Дидактические игры «Расскажи, как строитель построил дом», «Назови профессию человека…», «Что нужно Куйгорожу, чтобы построить дом?»,
- Чтение художественной литературы: С. Михалков «Три поросенка», С. Баруздин «Кто построил этот дом?»
-Раскрасим Куйгорожа (с. 47)
С/ р. игра «Строители».
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр. 5-7)
Консультация для родителей
«Как сформировать положительное отношение к труду взрослых через ознакомление с профессиями»
Март
1 неделя «8 Марта»
Профессия
«Парикмахер» Цель: Познакомить детей с профессией парикмахера.
Задачи:
- Формировать знания о профессии парикмахера, орудиях труда, его месте работы, оборудовании, и значимости этой профессии в жизни людей.
-Воспитывать уважение к труду взрослых, любознательность.
-Беседа на тему «Профессия Парикмахер».
-Просмотр презентации: «Профессия - парикмахер».
-Д/ игра «Предметы помощники парикмахера, «Что лишнее», «Найди предмет по описанию».
-С/р игра «Парикмахерская»
-Отгадывание загадок, об орудиях труда парикмахера.
-Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр. 30-31).
-Фотовыставка: «Красивая причёска моей мамы». Мастер - класс «Прическа на праздник для девочки»
Апрель
4 неделя «Хлеб всему голова»
Профессия
«Повар»
Цель: Познакомить детей с профессией повара.
Задачи:
- Формировать знания о профессии повар, его месте работы, оборудовании, и значимости этой профессии в жизни людей.
-Воспитывать уважение к труду взрослых, любознательность
Беседа на тему «Профессия Повар».
-Просмотр презентации: «Профессия - повар».
-Д/ игра «Что надо повару?», «Что лишнее», «Найди предмет по описанию».
-С/р игра «Повар»
-Отгадывание загадок.
-Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор
сост. Антонова М. В. (9-13)
Рецепты блинчиков от мам и бабушек.
Май
3 неделя добрых дел
Повторение
Цель: закрепить знания и умения детей полученные о профессиях: повар, ветеринар, строитель, водитель, парикмахер, пожарный.
Сюжетно-ролевые игры по известным профессиям.
Просмотр презентаций.
Работа с раскрасками по темам.
Выставка детских работ.
2 - ой год обучения, подготовительная группа
Сентябрь.
3 неделя «Дары осени»
Мониторинг Цель: уточнить знания детей о профессиях, их значение для жизни людей. Вопросы,
Тесты,
Анкеты.
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр 51) Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевых игр
Октябрь.
3 неделя «Мир животных»
Профессия
Фермер Цель: Знакомство с профессией - фермер.
Задачи:
- Дать представление об особенностях профессии фермера;
- Дать представление о качествах характера, которыми должен обладать фермер;
- Вызвать у детей интерес к данной профессии;
- Познакомить детей с различными вида фермерского хозяйства. Беседа «Фермер»
-Дидактическая игра «Это интересно?», «Ферма»
- Дидактические игры «Расскажи, как фермер работает», «Назови профессию человека…»,
Составь рассказ по картинке.
- Чтение художественной литературы: С. Михалков «Три поросенка», «Помоги Куйгорожу вылечить животных»
-Раскрасим Куйгорожа (с. 47)
С/ р. игра «Ферма».
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр 15-19) Составить альбом: «Профессии моих родителей»
Ноябрь
4 неделя «Семья и семейные традиции»
Кем работают твои родители? Цель: закрепить знания детей о профессиях своих родителей.
Задачи:
- Формировать знания о месте работы, оборудовании, и значимости этой профессии в жизни людей.
-Воспитывать уважение к труду взрослых, любознательность, гордость за своих родителей. с / р игра «Повар», «Врач», «Магазин»,
беседа о профессиях,
составление короткого рассказа по картинкам,
загадки о профессиях,
Чтение художественной литературы: «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршак
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр 48) Экскурсия на кухню детского сада. Фото- выставка.
Декабрь.
1 неделя «Детский сад»
Придумай Куйгорожу новое дело
- продолжать расширять представления детей о людях разных профессий, воспитывать уважительное отношение к труду, подчёркивать значимость труда, формировать интерес к профессиям своих родителей.
Беседа с детьми о профессиях;
Чтение стихов;
Пальчиковые игры;
Составление рассказа по схемам;
д / и «Кем ты будешь?»;
чтение «Кем быть» В. Маяковский;
«Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр 50) Папка-передвижка «Чем мы занимаемся»
Февраль.
2 неделя «Человек»
Профессия
Программист
-учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определённой профессии,
-развивать связную речь, внимание;
-закреплять полученные знания детей о профессиях, используя подборку дидактических игр и игровых упражнений;
Рассказ воспитателя о данной профессии;
Показ презентации по теме;
«Кем быть» И. Карпова серия книг о профессиях;
Физминутки;
д / и «Театр»;
к / и «Юные архитекторы»
составления рассказа «Кем я стану, когда вырасту?»
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр 36-41) Рекомендации: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Март
4 неделя книги
Профессиональное древо
- продолжать расширять представления детей о людях разных профессий, воспитывать уважительное отношение к труду,
-знакомить детей с художественными произведениями, обогатить словарь детей стихами, пословицами и поговорками по данной теме.
Беседа с детьми;
Показ древо- родовое;
д / и «А где же я?»;
пальчиковые игры;
чтение сказки «Крошечка -Хаврошечка»
«Чем пахнут ремесла?» Д. Родари;
«Город добрых дел» Р. Скарри;
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр 49) Мастер – класс «Наши пироги для мам»
Апрель
3 неделя добрых дел
Давай повторим
- воспитывать уважительное отношение к труду,
- определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определённой профессии;
-закреплять полученные знания детей о профессиях, используя подборку дидактических игр и игровых упражнений;
с / р игра «Семья»
д / и «Кем мне быть?»
чтение стихотворения «Дядя Степа- милиционер» С. Михалков
беседа о профессиях;
составление рассказа из личного опыта;
работа со схемами;
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр 47) Консультация: «Как знакомить детей с профессиями»
Май.
3 неделя «Права ребенка»
Раскрась Куйгорожа
- продолжать расширять представления детей о людях разных профессий, воспитывать уважительное отношение к труду, подчёркивать значимость труда, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
Беседа по вопросам;
Рассказ воспитателя;
д / и «Мы взрослые»;
с / р игра «Строители»;
чтение стихотворений о профессиях.