Лучший педагог года

Проект мини-музея «Руская изба» (3 фото)

Любовь Викторовна Матохина
Проект мини-музея «Руская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Составитель: Матохина Любовь Викторовна

воспитатель МБДОУ №6

Иваново 2019

Публикация «Проект мини-музея „Руская изба“» размещена в разделах

Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2008-2009 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.

Цель проекта : формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.

Задачи:

создать предметно - развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;

познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Направление деятельности музея:

пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;

проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

изучать собранный материал и обеспечивать его хранение;

осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

Этапы реализации проекта.

I этап – теоретический.

На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.

- устройство русской избы,

- утварь,

- орудия труда,

- русская народная одежда,

- народная игрушка.

Разработка Советом Музея программы деятельности музея народного быта «Русская изба», согласование работы всех специалистов.

II этап – практический.

Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.

Работа с педагогическими кадрами

Формы работы Мероприятия

Педсовет Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуры речи детей.

Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики.

Мастер-класс Изготовление народных кукол.

Консультация «Музей в детском саду».

«Устройство русской избы».

Игра «Вопрос –ответ» «Что вы знаете о русской народной культуре».

Работа с детьми в музее народного быта

Формы работы Мероприятия

Экскурсии-путешествия «Путешествие в прошлое» для детей подготовительной группы.

«Путешествие в мир старинных вещей» для детей дошкольного возраста.

Экскурсия по музею народного быта с детьми старших групп.

Путешествие по русской избе для детей подготовительной группы (Приложение 2).

НОД «Путешествие в прошлое» для детей старшей группы.

«Хлеб всему голова» для детей старшей группы.

«Былины – кладезь народной мудрости» для детей подготовительной группы.

«В гости к бабушке Варварушке» для детей 2 младшей группы.

Театрализованные представления «Как избушка стала дворцом» с детьми средней группы.

«В гостях у Кузи» с детьми старшей группы.

Кружковая работа «Народная культура» с детьми средней группы.

«Печка –матушка» с средней группы

«Народная игрушка» с детьми подготовительной группы.

Выставки, конкурсы «Осень в гости к нам пришла».

«Мастерская деда Мороза».

«Масленица».

Презентации Рассказывание сказок с опорой на свои рисунки.

Инсценировка сказок.

Праздники, развлечения. «Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы.

«Масленица» с детьми средних и старших групп.

«Праздник русской берёзки» с детьми старших групп.

Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры в МБДОУ детском саду №6

Формы работы Мероприятия

Анкетирование «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа».

«Что Вы хотите узнать о нравственно-патриотическом воспитании детей».

«Что Вы думаете о работе детского сада?»

Групповые родительские собрания Игра «Мудрость народная» по приобщению детей к истокам народной культуры.

Круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников».

Консультации групповые, подгрупповые. индивидуальные «Фольклор в жизни детей».

«Читайте детям сказки».

«Народная сказка в изобразительной деятельности детей».

«Игрушки из прошлого».

Выставки Выставка поделок «Лесная сказка».

Выставка рисунков «Декоративное чудо».

Выставка рисунков «Мое Иваново».

Конкурсы, викторины «Мастерская деда Мороза».

«Караваи и калачи».

«Чудеса из снега».

Совместная литературная викторина для детей и взрослых «В тридевятом царстве».

Экскурсии Экскурсии в музей народного быта.

Семейные экскурсии по достопримечательностям города Иваново.

Наглядная информация Папки-передвижки «Расскажи мне сказку», «Семейные праздники», «Пасха», «Новый год и Рождество», «Народный фольклор для самых маленьких».

Информационные стенды.

Праздники, развлечения. Совместный досуг «Моя счастливая семья».

«Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы.

Спортивный праздник «Богатырская наша сила».

I I I этап — аналитический.

анализ результатов работы (исследования, педагогическая диагностика,

Итоги работы. Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей.

Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.

Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.

Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.

Ресурсы:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.

2. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. - М. : «Линнка-Пресс», 2008.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

6. nsportal.ru : Социальная сеть работников образования.

7. https://festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

8. https://dob.1september.ru : Дошкольное образование /Фаткуллина Э., Никитина Н., Кутюкова Т. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном образовательном учреждении.

9. https://www.portal-slovo.ru : Образовательный портал "Слово"./ Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.

Приложение 1.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

экскурсии с детьми подготовительной группы по музею народного быта «Русская изба» «Милости просим, гости дорогие!»

Цель: закрепить знания детей о русском народном быте. Воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре.

Совершенствовать умение детей рассказывать об устройстве русской избы, о жизни и труде русского народа. Развивать навыки общения, культуры поведения в среде сверстников.

Обогатить словарный запас: красный угол, икона, божница, скамья, прялка, люлька, керосиновая лампа, лучина, рубель, половик, печной угол, сито, чугунок, самовар, кринка, солоница, ухват, кочерга, корзина, лапти, коромысло.

Приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.

Оборудование и материалы

Интерьер музея народного быта «Русская изба», предметы кухонной утвари, предметы домашнего обихода, самовар с чаем, бублики, сушки, аудиозапись русских народных мелодий.

Предварительная работа:

1. Посещение музея народного быта, беседы с детьми о народной жизни, о труде и отдыхе простых людей, о пространстве русской избы; рассматривание предметов домашнего обихода.

2. Чтение художественной литературы. Русские народные сказки: «Маша и медведь», «Три медведя», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», К. И. Чуковский «Федорино горе», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

3. Рассматривание альбомов с иллюстрациями «Предметы народного быта», «Устройство русской избы».

4. Рисунки детей на тему: «Русская изба и предметы народного быта.

5. Дидактические игры: «Из какой сказки предмет?», «Что за сказка?», «Чего не стало?».

6. Пение колыбельных и русских народных песен: «Во поле береза стояла», «А и, ду-ду», «Котя-котенька коток», Баю-баю, баиньки», «А и люли-люлишки».

7. Загадывание загадок о предметах домашнего обихода, посуде, одежде; разучивание пословиц и поговорок о труде, отдыхе, семье, дружбе.

Организация детей. Хозяйка в русском сарафане приглашает детей группы в музей народного быта «Русская изба». Часть детей - помощники Хозяйки избы, одеты в русские народные костюмы.

Ход экскурсии:

1. Вводная часть.

Хозяйка избы (воспитатель) приглашает гостей в музей: «Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие! Приглашаю вас в русскую избу, в светлую горенку! Размещайтесь поудобнее. Посидим рядком, поговорим ладком.

Я, хозяйка этой избы, пригласила вас для того, чтобы рассказать, как жили наши прапрабабушки и прапрадедушки, русские люди в старые времена. А мои помощники в этом мне помогут».

2. Основная часть.

Хозяйка избы сообщает детям, что в избе обычно была одна комната и предлагает своим помощникам рассказать и показать гостям, как жили простые люди в избах.

Знакомство с красным углом.

Двое детей рассказывают о назначении красного угла, рассказ сопровождают показом деталей данного места: «Самым почетным местом в избе являлся красный угол. Красный угол хорошо освещен. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называли еще «святым». Иконы считались самой большой ценностью в доме.

Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название «красный» обозначает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, картинками, открытками.

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол, поэтому он размещался под божницей. Около него стояли длинные деревянные лавки. За большим обеденным столом после работы собиралась многочисленная крестьянская семья. За столом собирали и гостей. Гостю всегда отводили почетное место - в «красном» углу.

Хозяйка приглашает гостей за стол в красный угол.

Дай, Бог, тому,

Кто в нашем дому.

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем, и здоровьицем.

Рассказ о печи.

Один из помощников рассказывает детям о печке: «Печь играла главную роль в избе после «красного» угла. Раньше печь складывали из глины и камней, а потом научились складывать из кирпича. Печь обмазывали глиной, а затем белили. Особенно тщательно белили к праздникам.

Складывал печь удивительный умелец - печник. Он в деревне пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе».

Знакомство с «бабьим кутом».

Девочка - помощница рассказывает гостям о том, где хозяйничали женщины: «Со стороны печки в горнице находился хозяйственный угол, который считался царством хозяйки. Это место называлось «бабий кут». Парням сюда был вход воспрещен: у печки могут работать только женщины.

Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояли кочерга, ухват, деревянная лопата. Кочергой мешали угли в печке (показывает способ действия с кочергой). Лопатой доставали из печи хлеб. Ухват – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки. Он представляет собой железную изогнутую пластинку, которая крепится на длинной деревянной палке, чтобы хозяйка могла ставить в огонь и доставать из глубины печи чугуны со щами, с кашей, с водой. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой».

Хозяйка приглашает девочек к печи и предлагает попробовать поднять чугунок ухватом и поставить его в печку. Поясняет, что по крестьянским понятиям, если девочки справлялись с этим заданием, то это значит, что они доросли до того, чтобы участвовать в приготовлении еды. Такую девочку называли «большуха» - хозяйкина помощница.

Дидактическая игра «Угадай, чего не стало».

Хозяйка предлагает детям поиграть в игру «Угадай, чего не стало». На стол выставляются старинные предметы кухонной утвари: крынка, сито, ступа, чайник, деревянная ложка, солоница, корзинка, туесок. Дети называют предметы, при необходимости хозяйка дает пояснения о назначении посуды. Затем дети закрывают глаза, а хозяйка убирает со стола 1-2 предмета. Дети угадывают, чего не стало.

Знакомство с домашним трудом.

Следующая помощница рассказывает детям о прялке: «У окна находилась прялка, хозяйка на ней пряла шерсть. Прясть и вышивать учились с детства. Почти все предметы крестьянской одежды изготавливали самостоятельно в своем хозяйстве. Долгими зимними вечерами собирались вместе мастерицы, жгли лучину, пели песни и неустанно трудились».

Затем другая девочка - помощница рассказывает и показывает гостям, как люди ухаживали за своей одеждой: «Даже в древности люди хотели выглядеть опрятными и придумывали разные способы для приведения своей одежды в порядок.

Это рубель (показывает) - длинный, слегка вытянутый брус с короткой ручкой. Его верхняя часть гладкая, а нижняя - ребристая. Рубель применялся для проглаживания тканей после стирки. Влажную ткань наматывали на длинную круглую палку (показывает, сверху накладывали рубель и катали его взад-вперед по палке (показывает).

Хозяйка предлагает желающим попробовать «погладить» полотенце с помощью рубеля.

Мальчик-помощник рассказывает детям об угольном утюге, демонстрируя его на картинке: «После рубеля люди научились гладить белье с помощью угольного утюга. Внутрь такого утюга насыпали горячие угли и приступали к глажению. По мере остывания - угли меняли на новые».

Хозяйка показывает детям чугунный утюг, который нагревали в печи, предлагает детям подержать его, обращает внимание на то, какой он тяжелый.

Девочка-помощница рассказывает детям о люльке: «Рядом с прялкой висела зыбка – люлька для малыша. Мама работала, напевала колыбельную песенку и слегка покачивала младенца». Девочка покачивает люльку и поет колыбельную песенку.

Знакомство с мужскими видами домашних работ.

Один из помощников рассказывает детям: «Папа в это время тоже работал в доме. Мужчины вырезали или вытачивали деревянную посуду: миски, ложки, ковши, плели лапти, туеса, корзины (показывает). Все это делалось своими руками, с любовью, прочно, красиво.

(Демонстрирует детям лапти) Лапти плели из лыка или бересты. Всем хороши лапти - легкие, удобные, дешевые, теплые зимой и прохладные летом. Но вот беда - быстро снашиваются. Поэтому лапти умели делать почти в каждой крестьянской семье».

Игровая имитация «По воду с коромыслом».

Хозяйка предлагает детям примерить лапти и «сходить» в них за водой. Спрашивает, как раньше носили воду в дом? Показывает детям, как носили коромысло на плече. Объясняет задание: надеть лапти, взять коромысло на плечо, надеть на крючки ведра, дойти до «колодца», «набрать воды» и вернуться назад.

Дети по желанию выполняют задание.

Рассказ о способах освещения избы.

Один из детей-помощников рассказывает о способах освещения жилища: «Зимой темнело рано, и избу надо было освещать. Для этого сначала использовали лучину – кусочек щепы (показывает). Потом появились свечи, затем керосиновые лампы (демонстрирует)».

Затем одна из помощниц рассказывает: «Хозяйка содержала избу в чистоте и порядке. Деревянные столы, лавки и полы сначала скоблила ножом до белизны, а потом долго и чисто мыла. Чисто вымытые полы застилали длинными ткаными дорожками, разноцветными, полосатыми» (демонстрирует дорожки).

Игра «Отгадай загадку».

Хозяйка приглашает детей на чаепитие. Во время чаепития предлагает детям загадать друг другу загадки о предметах убранства русской избы.

3. Заключительная часть.

Хозяйка благодарит своих помощников, которые рассказали гостям об убранстве ее светлой горенки, гостей за внимание и участие в играх.

Вопросы к детям:

Что больше всего запомнилось?

Какие предметы старины понравились?

О чем бы вы рассказали своим мамам и папам, другим детям?

Что бы вы еще хотели узнать о жизни наших прабабушек и прадедушек?

Хозяйка избы договаривается с детьми о новой встрече, учитывая интересы детей, и прощается с ними.

Приложение 2

Музей «Русская изба»

Макет «Русская печь»

Проект мини-музея «Руская изба»

Старинная утварь.

Фото «Руская изба»

Предметы обихода

Музыкальные инструменты

Куклы «Жители избы»

Проект мини-музея - фото

Мероприятия, проводимые с воспитанниками и родителями в «Русской избе»

Экскурсии

Для детей и родителей

НОД и развлечения.

НОД "Печка –матушка»

НОД «В госте к Кузе»

Экскурсия «Народная кукла»

Развлечение в виде квест- игры «И это все Россия».

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Мини-музей «Коми изба» в детском садуМини-музей «Коми изба» в детском саду Чувство патриотизма начинает формироваться с самого рождения. Любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Одной из интересной и эффективной формой работы с детьми является создание мини - музея. В нашем саду прошёл смотр конкурс мини - музея.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Музейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практикеМузейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практике Музейная педагогика играет большую роль в приобщении детей к воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию,.

Открытие в МКДОУ Мини-музея «Русская изба»Открытие в МКДОУ Мини-музея «Русская изба» День открытых дверей. Открытие Мини-музея "Русская изба". Создатель сценария и ведущая Мануковская Галина Михайловна. Под руководством.

Проект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУПроект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ Визитная карточка проекта «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять.

Проект мини-музея «Книги Красноярья»Проект мини-музея «Книги Красноярья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект мини-музея «Лента времени»Проект мини-музея «Лента времени» Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели. Продолжительность: долгосрочный Вид проекта:.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»Экскурсия в мини-музей «Русская изба» 24 октября, в завершении недели русского быта и традиций, мы вместе с детьми отправились в мини- музей «Русская изба», где прошло итоговое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект мини-музея «Руская изба»
Опубликовано: 11 января 2020 в 20:33
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект мини-музея «Руская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Викторовна Матохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД