Получи документы

Проект мини-музея «Руская изба» (3 фото)

Любовь Викторовна Матохина
Проект мини-музея «Руская изба»

ПРОЕКТ

«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Составитель: Матохина Любовь Викторовна

воспитатель МБДОУ №6

Иваново 2019

Публикация «Проект мини-музея „Руская изба“» размещена в разделах

Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2008-2009 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.

Цель проекта : формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.

Задачи:

создать предметно - развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;

познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Направление деятельности музея:

пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;

проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

изучать собранный материал и обеспечивать его хранение;

осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

Этапы реализации проекта.

I этап – теоретический.

На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.

- устройство русской избы,

- утварь,

- орудия труда,

- русская народная одежда,

- народная игрушка.

Разработка Советом Музея программы деятельности музея народного быта «Русская изба», согласование работы всех специалистов.

II этап – практический.

Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.

Работа с педагогическими кадрами

Формы работы Мероприятия

Педсовет Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуры речи детей.

Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики.

Мастер-класс Изготовление народных кукол.

Консультация «Музей в детском саду».

«Устройство русской избы».

Игра «Вопрос –ответ» «Что вы знаете о русской народной культуре».

Работа с детьми в музее народного быта

Формы работы Мероприятия

Экскурсии-путешествия «Путешествие в прошлое» для детей подготовительной группы.

«Путешествие в мир старинных вещей» для детей дошкольного возраста.

Экскурсия по музею народного быта с детьми старших групп.

Путешествие по русской избе для детей подготовительной группы (Приложение 2).

НОД «Путешествие в прошлое» для детей старшей группы.

«Хлеб всему голова» для детей старшей группы.

«Былины – кладезь народной мудрости» для детей подготовительной группы.

«В гости к бабушке Варварушке» для детей 2 младшей группы.

Театрализованные представления «Как избушка стала дворцом» с детьми средней группы.

«В гостях у Кузи» с детьми старшей группы.

Кружковая работа «Народная культура» с детьми средней группы.

«Печка –матушка» с средней группы

«Народная игрушка» с детьми подготовительной группы.

Выставки, конкурсы «Осень в гости к нам пришла».

«Мастерская деда Мороза».

«Масленица».

Презентации Рассказывание сказок с опорой на свои рисунки.

Инсценировка сказок.

Праздники, развлечения. «Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы.

«Масленица» с детьми средних и старших групп.

«Праздник русской берёзки» с детьми старших групп.

Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры в МБДОУ детском саду №6

Формы работы Мероприятия

Анкетирование «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа».

«Что Вы хотите узнать о нравственно-патриотическом воспитании детей».

«Что Вы думаете о работе детского сада?»

Групповые родительские собрания Игра «Мудрость народная» по приобщению детей к истокам народной культуры.

Круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников».

Консультации групповые, подгрупповые. индивидуальные «Фольклор в жизни детей».

«Читайте детям сказки».

«Народная сказка в изобразительной деятельности детей».

«Игрушки из прошлого».

Выставки Выставка поделок «Лесная сказка».

Выставка рисунков «Декоративное чудо».

Выставка рисунков «Мое Иваново».

Конкурсы, викторины «Мастерская деда Мороза».

«Караваи и калачи».

«Чудеса из снега».

Совместная литературная викторина для детей и взрослых «В тридевятом царстве».

Экскурсии Экскурсии в музей народного быта.

Семейные экскурсии по достопримечательностям города Иваново.

Наглядная информация Папки-передвижки «Расскажи мне сказку», «Семейные праздники», «Пасха», «Новый год и Рождество», «Народный фольклор для самых маленьких».

Информационные стенды.

Праздники, развлечения. Совместный досуг «Моя счастливая семья».

«Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы.

Спортивный праздник «Богатырская наша сила».

I I I этап — аналитический.

анализ результатов работы (исследования, педагогическая диагностика,

Итоги работы. Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей.

Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.

Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.

Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.

Ресурсы:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.

2. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. - М. : «Линнка-Пресс», 2008.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

6. nsportal.ru : Социальная сеть работников образования.

7. https://festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

8. https://dob.1september.ru : Дошкольное образование /Фаткуллина Э., Никитина Н., Кутюкова Т. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном образовательном учреждении.

9. https://www.portal-slovo.ru : Образовательный портал "Слово"./ Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.

Приложение 1.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

экскурсии с детьми подготовительной группы по музею народного быта «Русская изба» «Милости просим, гости дорогие!»

Цель: закрепить знания детей о русском народном быте. Воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре.

Совершенствовать умение детей рассказывать об устройстве русской избы, о жизни и труде русского народа. Развивать навыки общения, культуры поведения в среде сверстников.

Обогатить словарный запас: красный угол, икона, божница, скамья, прялка, люлька, керосиновая лампа, лучина, рубель, половик, печной угол, сито, чугунок, самовар, кринка, солоница, ухват, кочерга, корзина, лапти, коромысло.

Приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.

Оборудование и материалы

Интерьер музея народного быта «Русская изба», предметы кухонной утвари, предметы домашнего обихода, самовар с чаем, бублики, сушки, аудиозапись русских народных мелодий.

Предварительная работа:

1. Посещение музея народного быта, беседы с детьми о народной жизни, о труде и отдыхе простых людей, о пространстве русской избы; рассматривание предметов домашнего обихода.

2. Чтение художественной литературы. Русские народные сказки: «Маша и медведь», «Три медведя», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», К. И. Чуковский «Федорино горе», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

3. Рассматривание альбомов с иллюстрациями «Предметы народного быта», «Устройство русской избы».

4. Рисунки детей на тему: «Русская изба и предметы народного быта.

5. Дидактические игры: «Из какой сказки предмет?», «Что за сказка?», «Чего не стало?».

6. Пение колыбельных и русских народных песен: «Во поле береза стояла», «А и, ду-ду», «Котя-котенька коток», Баю-баю, баиньки», «А и люли-люлишки».

7. Загадывание загадок о предметах домашнего обихода, посуде, одежде; разучивание пословиц и поговорок о труде, отдыхе, семье, дружбе.

Организация детей. Хозяйка в русском сарафане приглашает детей группы в музей народного быта «Русская изба». Часть детей - помощники Хозяйки избы, одеты в русские народные костюмы.

Ход экскурсии:

1. Вводная часть.

Хозяйка избы (воспитатель) приглашает гостей в музей: «Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие! Приглашаю вас в русскую избу, в светлую горенку! Размещайтесь поудобнее. Посидим рядком, поговорим ладком.

Я, хозяйка этой избы, пригласила вас для того, чтобы рассказать, как жили наши прапрабабушки и прапрадедушки, русские люди в старые времена. А мои помощники в этом мне помогут».

2. Основная часть.

Хозяйка избы сообщает детям, что в избе обычно была одна комната и предлагает своим помощникам рассказать и показать гостям, как жили простые люди в избах.

Знакомство с красным углом.

Двое детей рассказывают о назначении красного угла, рассказ сопровождают показом деталей данного места: «Самым почетным местом в избе являлся красный угол. Красный угол хорошо освещен. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называли еще «святым». Иконы считались самой большой ценностью в доме.

Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название «красный» обозначает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, картинками, открытками.

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол, поэтому он размещался под божницей. Около него стояли длинные деревянные лавки. За большим обеденным столом после работы собиралась многочисленная крестьянская семья. За столом собирали и гостей. Гостю всегда отводили почетное место - в «красном» углу.

Хозяйка приглашает гостей за стол в красный угол.

Дай, Бог, тому,

Кто в нашем дому.

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем, и здоровьицем.

Рассказ о печи.

Один из помощников рассказывает детям о печке: «Печь играла главную роль в избе после «красного» угла. Раньше печь складывали из глины и камней, а потом научились складывать из кирпича. Печь обмазывали глиной, а затем белили. Особенно тщательно белили к праздникам.

Складывал печь удивительный умелец - печник. Он в деревне пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе».

Знакомство с «бабьим кутом».

Девочка - помощница рассказывает гостям о том, где хозяйничали женщины: «Со стороны печки в горнице находился хозяйственный угол, который считался царством хозяйки. Это место называлось «бабий кут». Парням сюда был вход воспрещен: у печки могут работать только женщины.

Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояли кочерга, ухват, деревянная лопата. Кочергой мешали угли в печке (показывает способ действия с кочергой). Лопатой доставали из печи хлеб. Ухват – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки. Он представляет собой железную изогнутую пластинку, которая крепится на длинной деревянной палке, чтобы хозяйка могла ставить в огонь и доставать из глубины печи чугуны со щами, с кашей, с водой. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой».

Хозяйка приглашает девочек к печи и предлагает попробовать поднять чугунок ухватом и поставить его в печку. Поясняет, что по крестьянским понятиям, если девочки справлялись с этим заданием, то это значит, что они доросли до того, чтобы участвовать в приготовлении еды. Такую девочку называли «большуха» - хозяйкина помощница.

Дидактическая игра «Угадай, чего не стало».

Хозяйка предлагает детям поиграть в игру «Угадай, чего не стало». На стол выставляются старинные предметы кухонной утвари: крынка, сито, ступа, чайник, деревянная ложка, солоница, корзинка, туесок. Дети называют предметы, при необходимости хозяйка дает пояснения о назначении посуды. Затем дети закрывают глаза, а хозяйка убирает со стола 1-2 предмета. Дети угадывают, чего не стало.

Знакомство с домашним трудом.

Следующая помощница рассказывает детям о прялке: «У окна находилась прялка, хозяйка на ней пряла шерсть. Прясть и вышивать учились с детства. Почти все предметы крестьянской одежды изготавливали самостоятельно в своем хозяйстве. Долгими зимними вечерами собирались вместе мастерицы, жгли лучину, пели песни и неустанно трудились».

Затем другая девочка - помощница рассказывает и показывает гостям, как люди ухаживали за своей одеждой: «Даже в древности люди хотели выглядеть опрятными и придумывали разные способы для приведения своей одежды в порядок.

Это рубель (показывает) - длинный, слегка вытянутый брус с короткой ручкой. Его верхняя часть гладкая, а нижняя - ребристая. Рубель применялся для проглаживания тканей после стирки. Влажную ткань наматывали на длинную круглую палку (показывает, сверху накладывали рубель и катали его взад-вперед по палке (показывает).

Хозяйка предлагает желающим попробовать «погладить» полотенце с помощью рубеля.

Мальчик-помощник рассказывает детям об угольном утюге, демонстрируя его на картинке: «После рубеля люди научились гладить белье с помощью угольного утюга. Внутрь такого утюга насыпали горячие угли и приступали к глажению. По мере остывания - угли меняли на новые».

Хозяйка показывает детям чугунный утюг, который нагревали в печи, предлагает детям подержать его, обращает внимание на то, какой он тяжелый.

Девочка-помощница рассказывает детям о люльке: «Рядом с прялкой висела зыбка – люлька для малыша. Мама работала, напевала колыбельную песенку и слегка покачивала младенца». Девочка покачивает люльку и поет колыбельную песенку.

Знакомство с мужскими видами домашних работ.

Один из помощников рассказывает детям: «Папа в это время тоже работал в доме. Мужчины вырезали или вытачивали деревянную посуду: миски, ложки, ковши, плели лапти, туеса, корзины (показывает). Все это делалось своими руками, с любовью, прочно, красиво.

(Демонстрирует детям лапти) Лапти плели из лыка или бересты. Всем хороши лапти - легкие, удобные, дешевые, теплые зимой и прохладные летом. Но вот беда - быстро снашиваются. Поэтому лапти умели делать почти в каждой крестьянской семье».

Игровая имитация «По воду с коромыслом».

Хозяйка предлагает детям примерить лапти и «сходить» в них за водой. Спрашивает, как раньше носили воду в дом? Показывает детям, как носили коромысло на плече. Объясняет задание: надеть лапти, взять коромысло на плечо, надеть на крючки ведра, дойти до «колодца», «набрать воды» и вернуться назад.

Дети по желанию выполняют задание.

Рассказ о способах освещения избы.

Один из детей-помощников рассказывает о способах освещения жилища: «Зимой темнело рано, и избу надо было освещать. Для этого сначала использовали лучину – кусочек щепы (показывает). Потом появились свечи, затем керосиновые лампы (демонстрирует)».

Затем одна из помощниц рассказывает: «Хозяйка содержала избу в чистоте и порядке. Деревянные столы, лавки и полы сначала скоблила ножом до белизны, а потом долго и чисто мыла. Чисто вымытые полы застилали длинными ткаными дорожками, разноцветными, полосатыми» (демонстрирует дорожки).

Игра «Отгадай загадку».

Хозяйка приглашает детей на чаепитие. Во время чаепития предлагает детям загадать друг другу загадки о предметах убранства русской избы.

3. Заключительная часть.

Хозяйка благодарит своих помощников, которые рассказали гостям об убранстве ее светлой горенки, гостей за внимание и участие в играх.

Вопросы к детям:

Что больше всего запомнилось?

Какие предметы старины понравились?

О чем бы вы рассказали своим мамам и папам, другим детям?

Что бы вы еще хотели узнать о жизни наших прабабушек и прадедушек?

Хозяйка избы договаривается с детьми о новой встрече, учитывая интересы детей, и прощается с ними.

Приложение 2

Музей «Русская изба»

Макет «Русская печь»

Проект мини-музея «Руская изба»

Старинная утварь.

Фото «Руская изба»

Предметы обихода

Музыкальные инструменты

Куклы «Жители избы»

Проект мини-музея - фото

Мероприятия, проводимые с воспитанниками и родителями в «Русской избе»

Экскурсии

Для детей и родителей

НОД и развлечения.

НОД "Печка –матушка»

НОД «В госте к Кузе»

Экскурсия «Народная кукла»

Развлечение в виде квест- игры «И это все Россия».

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Мини-музей «Коми изба» в детском садуМини-музей «Коми изба» в детском саду Чувство патриотизма начинает формироваться с самого рождения. Любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Одной из интересной и эффективной формой работы с детьми является создание мини - музея. В нашем саду прошёл смотр конкурс мини - музея.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Музейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практикеМузейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практике Музейная педагогика играет большую роль в приобщении детей к воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию,.

Открытие в МКДОУ Мини-музея «Русская изба»Открытие в МКДОУ Мини-музея «Русская изба» День открытых дверей. Открытие Мини-музея "Русская изба". Создатель сценария и ведущая Мануковская Галина Михайловна. Под руководством.

Проект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУПроект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ Визитная карточка проекта «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять.

Проект мини-музея «Книги Красноярья»Проект мини-музея «Книги Красноярья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект мини-музея «Лента времени»Проект мини-музея «Лента времени» Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели. Продолжительность: долгосрочный Вид проекта:.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»Экскурсия в мини-музей «Русская изба» 24 октября, в завершении недели русского быта и традиций, мы вместе с детьми отправились в мини- музей «Русская изба», где прошло итоговое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект мини-музея «Руская изба»
Опубликовано: 11 января 2020 в 20:33
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД