Любовь Викторовна Матохина
Проект мини-музея «Руская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Составитель: Матохина Любовь Викторовна
воспитатель МБДОУ №6
Иваново 2019
Публикация «Проект мини-музея „Руская изба“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Русская изба. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2008-2009 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.
Цель проекта : формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.
Задачи:
создать предметно - развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Направление деятельности музея:
пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;
проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
изучать собранный материал и обеспечивать его хранение;
осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.
Этапы реализации проекта.
I этап – теоретический.
На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.
- устройство русской избы,
- утварь,
- орудия труда,
- русская народная одежда,
- народная игрушка.
Разработка Советом Музея программы деятельности музея народного быта «Русская изба», согласование работы всех специалистов.
II этап – практический.
Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.
Работа с педагогическими кадрами
Формы работы Мероприятия
Педсовет Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуры речи детей.
Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики.
Мастер-класс Изготовление народных кукол.
Консультация «Музей в детском саду».
«Устройство русской избы».
Игра «Вопрос –ответ» «Что вы знаете о русской народной культуре».
Работа с детьми в музее народного быта
Формы работы Мероприятия
Экскурсии-путешествия «Путешествие в прошлое» для детей подготовительной группы.
«Путешествие в мир старинных вещей» для детей дошкольного возраста.
Экскурсия по музею народного быта с детьми старших групп.
Путешествие по русской избе для детей подготовительной группы (Приложение 2).
НОД «Путешествие в прошлое» для детей старшей группы.
«Хлеб всему голова» для детей старшей группы.
«Былины – кладезь народной мудрости» для детей подготовительной группы.
«В гости к бабушке Варварушке» для детей 2 младшей группы.
Театрализованные представления «Как избушка стала дворцом» с детьми средней группы.
«В гостях у Кузи» с детьми старшей группы.
Кружковая работа «Народная культура» с детьми средней группы.
«Печка –матушка» с средней группы
«Народная игрушка» с детьми подготовительной группы.
Выставки, конкурсы «Осень в гости к нам пришла».
«Мастерская деда Мороза».
«Масленица».
Презентации Рассказывание сказок с опорой на свои рисунки.
Инсценировка сказок.
Праздники, развлечения. «Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы.
«Масленица» с детьми средних и старших групп.
«Праздник русской берёзки» с детьми старших групп.
Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры в МБДОУ детском саду №6
Формы работы Мероприятия
Анкетирование «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа».
«Что Вы хотите узнать о нравственно-патриотическом воспитании детей».
«Что Вы думаете о работе детского сада?»
Групповые родительские собрания Игра «Мудрость народная» по приобщению детей к истокам народной культуры.
Круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников».
Консультации групповые, подгрупповые. индивидуальные «Фольклор в жизни детей».
«Читайте детям сказки».
«Народная сказка в изобразительной деятельности детей».
«Игрушки из прошлого».
Выставки Выставка поделок «Лесная сказка».
Выставка рисунков «Декоративное чудо».
Выставка рисунков «Мое Иваново».
Конкурсы, викторины «Мастерская деда Мороза».
«Караваи и калачи».
«Чудеса из снега».
Совместная литературная викторина для детей и взрослых «В тридевятом царстве».
Экскурсии Экскурсии в музей народного быта.
Семейные экскурсии по достопримечательностям города Иваново.
Наглядная информация Папки-передвижки «Расскажи мне сказку», «Семейные праздники», «Пасха», «Новый год и Рождество», «Народный фольклор для самых маленьких».
Информационные стенды.
Праздники, развлечения. Совместный досуг «Моя счастливая семья».
«Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы.
Спортивный праздник «Богатырская наша сила».
I I I этап — аналитический.
анализ результатов работы (исследования, педагогическая диагностика,
Итоги работы. Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей.
Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.
Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.
Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.
Ресурсы:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.
2. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. - М. : «Линнка-Пресс», 2008.
3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
6. nsportal.ru : Социальная сеть работников образования.
7. https://festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
8. https://dob.1september.ru : Дошкольное образование /Фаткуллина Э., Никитина Н., Кутюкова Т. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном образовательном учреждении.
9. https://www.portal-slovo.ru : Образовательный портал "Слово"./ Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.
Приложение 1.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
экскурсии с детьми подготовительной группы по музею народного быта «Русская изба» «Милости просим, гости дорогие!»
Цель: закрепить знания детей о русском народном быте. Воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре.
Совершенствовать умение детей рассказывать об устройстве русской избы, о жизни и труде русского народа. Развивать навыки общения, культуры поведения в среде сверстников.
Обогатить словарный запас: красный угол, икона, божница, скамья, прялка, люлька, керосиновая лампа, лучина, рубель, половик, печной угол, сито, чугунок, самовар, кринка, солоница, ухват, кочерга, корзина, лапти, коромысло.
Приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.
Оборудование и материалы
Интерьер музея народного быта «Русская изба», предметы кухонной утвари, предметы домашнего обихода, самовар с чаем, бублики, сушки, аудиозапись русских народных мелодий.
Предварительная работа:
1. Посещение музея народного быта, беседы с детьми о народной жизни, о труде и отдыхе простых людей, о пространстве русской избы; рассматривание предметов домашнего обихода.
2. Чтение художественной литературы. Русские народные сказки: «Маша и медведь», «Три медведя», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», К. И. Чуковский «Федорино горе», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.
3. Рассматривание альбомов с иллюстрациями «Предметы народного быта», «Устройство русской избы».
4. Рисунки детей на тему: «Русская изба и предметы народного быта.
5. Дидактические игры: «Из какой сказки предмет?», «Что за сказка?», «Чего не стало?».
6. Пение колыбельных и русских народных песен: «Во поле береза стояла», «А и, ду-ду», «Котя-котенька коток», Баю-баю, баиньки», «А и люли-люлишки».
7. Загадывание загадок о предметах домашнего обихода, посуде, одежде; разучивание пословиц и поговорок о труде, отдыхе, семье, дружбе.
Организация детей. Хозяйка в русском сарафане приглашает детей группы в музей народного быта «Русская изба». Часть детей - помощники Хозяйки избы, одеты в русские народные костюмы.
Ход экскурсии:
1. Вводная часть.
Хозяйка избы (воспитатель) приглашает гостей в музей: «Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие! Приглашаю вас в русскую избу, в светлую горенку! Размещайтесь поудобнее. Посидим рядком, поговорим ладком.
Я, хозяйка этой избы, пригласила вас для того, чтобы рассказать, как жили наши прапрабабушки и прапрадедушки, русские люди в старые времена. А мои помощники в этом мне помогут».
2. Основная часть.
Хозяйка избы сообщает детям, что в избе обычно была одна комната и предлагает своим помощникам рассказать и показать гостям, как жили простые люди в избах.
Знакомство с красным углом.
Двое детей рассказывают о назначении красного угла, рассказ сопровождают показом деталей данного места: «Самым почетным местом в избе являлся красный угол. Красный угол хорошо освещен. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называли еще «святым». Иконы считались самой большой ценностью в доме.
Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название «красный» обозначает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, картинками, открытками.
Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол, поэтому он размещался под божницей. Около него стояли длинные деревянные лавки. За большим обеденным столом после работы собиралась многочисленная крестьянская семья. За столом собирали и гостей. Гостю всегда отводили почетное место - в «красном» углу.
Хозяйка приглашает гостей за стол в красный угол.
Дай, Бог, тому,
Кто в нашем дому.
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и здоровьицем.
Рассказ о печи.
Один из помощников рассказывает детям о печке: «Печь играла главную роль в избе после «красного» угла. Раньше печь складывали из глины и камней, а потом научились складывать из кирпича. Печь обмазывали глиной, а затем белили. Особенно тщательно белили к праздникам.
Складывал печь удивительный умелец - печник. Он в деревне пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе».
Знакомство с «бабьим кутом».
Девочка - помощница рассказывает гостям о том, где хозяйничали женщины: «Со стороны печки в горнице находился хозяйственный угол, который считался царством хозяйки. Это место называлось «бабий кут». Парням сюда был вход воспрещен: у печки могут работать только женщины.
Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояли кочерга, ухват, деревянная лопата. Кочергой мешали угли в печке (показывает способ действия с кочергой). Лопатой доставали из печи хлеб. Ухват – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки. Он представляет собой железную изогнутую пластинку, которая крепится на длинной деревянной палке, чтобы хозяйка могла ставить в огонь и доставать из глубины печи чугуны со щами, с кашей, с водой. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой».
Хозяйка приглашает девочек к печи и предлагает попробовать поднять чугунок ухватом и поставить его в печку. Поясняет, что по крестьянским понятиям, если девочки справлялись с этим заданием, то это значит, что они доросли до того, чтобы участвовать в приготовлении еды. Такую девочку называли «большуха» - хозяйкина помощница.
Дидактическая игра «Угадай, чего не стало».
Хозяйка предлагает детям поиграть в игру «Угадай, чего не стало». На стол выставляются старинные предметы кухонной утвари: крынка, сито, ступа, чайник, деревянная ложка, солоница, корзинка, туесок. Дети называют предметы, при необходимости хозяйка дает пояснения о назначении посуды. Затем дети закрывают глаза, а хозяйка убирает со стола 1-2 предмета. Дети угадывают, чего не стало.
Знакомство с домашним трудом.
Следующая помощница рассказывает детям о прялке: «У окна находилась прялка, хозяйка на ней пряла шерсть. Прясть и вышивать учились с детства. Почти все предметы крестьянской одежды изготавливали самостоятельно в своем хозяйстве. Долгими зимними вечерами собирались вместе мастерицы, жгли лучину, пели песни и неустанно трудились».
Затем другая девочка - помощница рассказывает и показывает гостям, как люди ухаживали за своей одеждой: «Даже в древности люди хотели выглядеть опрятными и придумывали разные способы для приведения своей одежды в порядок.
Это рубель (показывает) - длинный, слегка вытянутый брус с короткой ручкой. Его верхняя часть гладкая, а нижняя - ребристая. Рубель применялся для проглаживания тканей после стирки. Влажную ткань наматывали на длинную круглую палку (показывает, сверху накладывали рубель и катали его взад-вперед по палке (показывает).
Хозяйка предлагает желающим попробовать «погладить» полотенце с помощью рубеля.
Мальчик-помощник рассказывает детям об угольном утюге, демонстрируя его на картинке: «После рубеля люди научились гладить белье с помощью угольного утюга. Внутрь такого утюга насыпали горячие угли и приступали к глажению. По мере остывания - угли меняли на новые».
Хозяйка показывает детям чугунный утюг, который нагревали в печи, предлагает детям подержать его, обращает внимание на то, какой он тяжелый.
Девочка-помощница рассказывает детям о люльке: «Рядом с прялкой висела зыбка – люлька для малыша. Мама работала, напевала колыбельную песенку и слегка покачивала младенца». Девочка покачивает люльку и поет колыбельную песенку.
Знакомство с мужскими видами домашних работ.
Один из помощников рассказывает детям: «Папа в это время тоже работал в доме. Мужчины вырезали или вытачивали деревянную посуду: миски, ложки, ковши, плели лапти, туеса, корзины (показывает). Все это делалось своими руками, с любовью, прочно, красиво.
(Демонстрирует детям лапти) Лапти плели из лыка или бересты. Всем хороши лапти - легкие, удобные, дешевые, теплые зимой и прохладные летом. Но вот беда - быстро снашиваются. Поэтому лапти умели делать почти в каждой крестьянской семье».
Игровая имитация «По воду с коромыслом».
Хозяйка предлагает детям примерить лапти и «сходить» в них за водой. Спрашивает, как раньше носили воду в дом? Показывает детям, как носили коромысло на плече. Объясняет задание: надеть лапти, взять коромысло на плечо, надеть на крючки ведра, дойти до «колодца», «набрать воды» и вернуться назад.
Дети по желанию выполняют задание.
Рассказ о способах освещения избы.
Один из детей-помощников рассказывает о способах освещения жилища: «Зимой темнело рано, и избу надо было освещать. Для этого сначала использовали лучину – кусочек щепы (показывает). Потом появились свечи, затем керосиновые лампы (демонстрирует)».
Затем одна из помощниц рассказывает: «Хозяйка содержала избу в чистоте и порядке. Деревянные столы, лавки и полы сначала скоблила ножом до белизны, а потом долго и чисто мыла. Чисто вымытые полы застилали длинными ткаными дорожками, разноцветными, полосатыми» (демонстрирует дорожки).
Игра «Отгадай загадку».
Хозяйка приглашает детей на чаепитие. Во время чаепития предлагает детям загадать друг другу загадки о предметах убранства русской избы.
3. Заключительная часть.
Хозяйка благодарит своих помощников, которые рассказали гостям об убранстве ее светлой горенки, гостей за внимание и участие в играх.
Вопросы к детям:
Что больше всего запомнилось?
Какие предметы старины понравились?
О чем бы вы рассказали своим мамам и папам, другим детям?
Что бы вы еще хотели узнать о жизни наших прабабушек и прадедушек?
Хозяйка избы договаривается с детьми о новой встрече, учитывая интересы детей, и прощается с ними.
Приложение 2
Музей «Русская изба»
Макет «Русская печь»
Старинная утварь.
Предметы обихода
Музыкальные инструменты
Куклы «Жители избы»
Мероприятия, проводимые с воспитанниками и родителями в «Русской избе»
Экскурсии
Для детей и родителей
НОД и развлечения.
НОД "Печка –матушка»
НОД «В госте к Кузе»
Экскурсия «Народная кукла»
Развлечение в виде квест- игры «И это все Россия».