Янгильдина Гульнара
Мини-музей «Волшебная пуговица» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский Сад №45 г. Челябинска»
Проект
Мини-музей «Волшебная пуговица»
Возраст детей : 5-6лет
Автор проекта:
Янгильдина Гульнара Жаударовна
2022г
Введение
Вы можете стать кем угодно,
Но если у Вас отсутствует пуговица-
Каждый обратит на это внимание.
Э. М. Ремарк
Публикация «Мини-музей „Волшебная пуговица“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Пуговицы, пуговички. Мини-музеи
- Пуговицы, пуговки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Мы живем во время высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Ведь многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им не приходит в голову идея такой экскурсии. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому называют их «мини-музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познаванием окружающего мира, экологически воспитанием, сенсорным развитием.
С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.
Разнообразие пуговиц позволяет заинтересовать детей идеей коллекционирования, использовать их в разных играх, проявлять творчество и фантазию в изготовлении различных поделок.
Выявление проблемы:
У детей недостаточно знаний о пуговицах, о музеях, нет опыта коллекционирования.
Гипотеза: Создание мини-музея пуговиц будет способствовать расширению представлений детей о пуговицах, об экспонатах музея, а также развитию интереса к коллекционированию.
Тип проекта: исследовательско-творческий, краткосрочный
Сроки реализации: с 14 марта по 31 марта 2022г
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы «Конек-Горбунок», родители.
Цель проекта: Формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира (о пуговицах) и расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов и родителей.
2. Обогащать сенсорный опыт детей, развивать речь и мелкую моторику рук.
3. Познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их видами.
4. Обогатить представления о роли пуговиц в жизни человека.
5. Развивать интерес к коллекционированию.
6. Вовлекать родителей к активному сотрудничеству.
7. Формировать представление о музее, воспитывать культуру поведения в музее.
Ожидаемые результаты:
. Расширение познавательного интереса и знаний о пуговицах.
. Обогащение предметно-развивающей среды группы детского сада.
. Возможность пополнения музея новыми экспонатами.
. Развитие мелкой моторики рук и сенсорного опыта детей через игры с пуговицами.
. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников процесса.
Планирование работы
План-график мероприятий
Дата проведения Мероприятие
14.03 Рассматривание пуговиц.
Ежедневно Гимнастика после сна с использованием массажного коврика из пуговиц.
15.03 Беседа о коллекционировании. Отбор пуговиц для коллекций : «Самые красивые пуговицы», «Самые необычные пуговицы», «Самые большие пуговицы», «Самые маленькие пуговицы», «Пуговицы из дерева», «Пуговицы из металла» и др.
16.03 Показ презентации «История возникновения пуговиц». Обсуждение с детьми.
17.03 Рассматривание пуговиц на одежде.
Игра-соревнование «Кто быстрее застегнет все пуговицы»
18.03 Д/И «Чудесный мешочек»-«Найди такую же», выкладывание мозаичных узоров из пуговиц
21.03 Рассматривание пуговиц под лупой. Знакомство со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны пуговицы (цвет, форма, величина, прозрачность, прочность, вес, фактура и др.)
Чтение сказки «Волшебная пуговица» И. Ревю
22.03 Рисование «Цветы» с использованием штампов-пуговиц
23.03 Лепка «Чудесные узоры из пуговиц», математические игры с пуговицами.
24.03 Д/И «Подбери колеса». Придумывание сказки о пуговке.
25.03 Д/И «Сортируем по цвету», «Делаем бусы», «Выкладываем по образцу»
28.03 Открытие мини-музея. Беседа о правилах поведения в музее. Презентация «Какие бывают музеи»
29.03 Выставка поделок, изготовленных с родителями. Рассматривание
30.03 Знакомство со стихами и пословицами о пуговицах. Сюжетно-ролевая игра «Ателье».
31.03 Речевые упражнения «Опиши пуговицу», «Подбери и расскажи».
Беседа «Что мы узнали о пуговицах?»
Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям:
В ходе реализации проекта были использованы следующие виды детской деятельности:
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Дидактические игры:
«На что похожа пуговица», «Веселые пуговицы», «Подбери колеса», «Сосчитай-ка», «Чудо-пуговица», «Найди такую же», «Кто быстрее».
Сюжетно-ролевая игра: «Ателье».
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Рисование:
«Нарисуем пуговицу», «Печатаем узор»,
Лепка:
Составление из пуговиц узоров и изображений на пластилине.
Поделки с использованием пуговиц.
КОНСТРУИРОВАНИЕ:
Выкладывание из пуговиц различных узоров (мозаичных и др.,
нанизывание «Бусы из пуговиц».
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Гимнастика после сна с использованием массажного коврика из пуговиц.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Рассматривание пуговиц под лупой;
Знакомство со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны пуговицы (цвет, форма, величина, прозрачность, прочность, вес, фактура и др.)
Рассматривание пуговиц на одежде (из разных материалов, разные способы пришивания пуговиц)
Просмотр презентаций «История пуговиц», «Какие бывают музеи».
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Составление описательных рассказов о пуговицах;
Придумывание сказок и историй про пуговицу.
Речевые упражнения: «Подбери и расскажи», «Опиши пуговицу»;
Чтение и разучивание пословиц и стихотворений про пуговицу.
Беседы «Что такое коллекционирование», «Правила поведения в музее», «Что мы узнали о пуговицах».
Этапы работы над проектом:
1 этап- подготовительный
1 Подбор и анализ информации по теме;
2 Определение уровня сформированности представления дошкольников о пуговицах;
3 Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
4 Заготовка пуговиц для проекта совместно с родителями и детьми.
2 этап- основной
- Сбор экспонатов для коллекции пуговиц;
-Исследование и систематизация пуговиц для мини-коллекций;
-Просмотр презентаций об истории пуговиц, о видах музеев;
-Беседы о пуговицах, о коллекционировании, о правилах поведения в музее;
-Экспериментирование с пуговицами (рассматривание под лупой, изучение свойств материалов из которых изготовлены разные пуговицы);
-Рассматривание пуговиц на одежде (размер, цвет, форма и способы пришивания);
-Выполнение творческих работ с использованием пуговиц;
-Чтение сказок, знакомство со стихами и пословицами о пуговицах. Придумывание своих историй о пуговках;
-Упражнения в застегивании разных видов застежек;
-Дидактические игры на ФЭМП и развитие речи, на закрепление знаний о пуговицах и развитие мелкой моторики;
-Конструирование и выкладывание мозаичных изображений из пуговиц.
3 этап-заключительный
Итогом проекта стало открытие мини-музея «Волшебная пуговица». В музее были представлены: коллекции «Самые красивые пуговицы», «Самые необычные пуговицы», «Самые большие пуговицы», «Самые маленькие пуговицы», «Пуговицы из дерева», «Пуговицы из металла», «Пуговицы из пластмассы»; сборник стихов, сказок и пословиц о пуговицах; дидактические игры с пуговицами; выставка поделок из пуговиц.
Выводы:
Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Проект оказался интересным для всех его участников. Родители активно принимали участие в пополнении музея экспонатами, в изготовлении творческих поделок с детьми, интересовались ходом проекта. Главное, чему научил проект и детей, и взрослых, - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.
Планирование дальнейшей профессиональной деятельности по проекту:
-Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о пуговицах.
-Проведение экскурсий для других групп детского сада.
-Написание книжек-малышек о своей истории или сказки о
пуговицах.
-Сочинение сказок и истории про пуговицу.
-Пополнение коллекции пуговиц.
-Проведение конкурсов рисунков и поделок.
-Сбор художественного материала (книг, журналов, вырезок из газет и журналов, иллюстраций).
Литература:
1. Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст] : учеб. -метод. пособие / Михайлова З. А., Кларина Л. М., Серова З. А. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р., Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 79с.
3. Каликинская Е. Парад пуговиц, детский проект "Настя и Никита", 2011 год.
4. https://infourok.ru/proekt-v-starshej-gruppe-volshebnye-pugovicy-5789966.html
5.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/12/proekt-tema-znachenie-mini-muzeya-volshebnaya-pugovitsa-v
6.https://mdou99krsk.ru/images/19-20/strped/eremenko/volshebnye_pugovicy.pdf.