Айна Доржиева
Проект «Мини-музей «Бурятская юрта»
▼ Скачать
ПРОЕКТ «МИНИ-МУЗЕЙ- БУРЯТСКАЯ ЮРТА».
Подготовила: Доржиева Айна Борисовна
Музыкальный руководитель
Актуальность проекта : Проект призван знакомить молодое поколение с традиционным укладом жизни своих предков, сохранить обычаи и традиции бурятов, создать условия для правильной организации здорового образа жизни и быта, воспитать на основе духовно-нравственных ценностей своего народа, что поможет создать фундамент более профессионального подхода в воспитании детей, в духе национальных обычаев и традиций. Реализация данного проекта должна вовлечь дошкольников в увлекательный мир духовных ценностей, поможет развить совместную деятельность детей и педагогов.
Публикация «Проект „Мини-музей „Бурятская юрта“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Бурятия
- Юрта - жилище бурят
- Темочки
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап Постановка целей и задач перед родителями воспитанников
Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап Выбор помещения
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов
3 этап Сбор экспонатов и материалов (бумажные коробки, орнаменты, узоры, скотч,клей ПВА, куклы, одежды, итд).
4 этап Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап Разработка тематики и содержания экскурсий и ОД для ознакомления детей с экспонатами
6 этап Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагог, дети или родители
8 этап Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей
Принципы создания мини-музея
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).
Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Условия реализации проекта
При обучении обрядам, обычаям, играм мы значительное внимание уделяем познанию детьми истории и этнографии родного народа.
С этой целью создан мини-музей, где собраны и экспонируются старинные предметы быта, национальная одежда бурят. В музыкальном зале организован мини-музей. Литература не только источник познания, она призвана выполнять задачи нравственного воспитания, пробуждать любовь к родному краю, к своему народу, развивать чувство прекрасного. Через родную (культуру) песню, сказку ребенок дошкольного возраста получает первые впечатления о культуре своего народа.
Поэтому, в первую очередь, знакомство детей с устным народным творчеством – национальном достоянием бурятского народа. Собрали библиотеку стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок.
Вся работа по приобщению детей к национальной культуре строилась и строиться в тесном контакте с родителями. Родители принимают участие в сборе иллюстрационного материала, предметов быта. С их участием провели вечер отдыха по традициям бурятского народа «Праздник Сагаалган- Белый месяц», обряд «Кормление огня- Хэншу» и другие мероприятия.
Еще одним этапом по приобщению детей к истокам культуры бурят является фольклор. Благодаря этому фольклору является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах. В бурятском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Использование мультимедийных презентаций в ознакомлении детей с историей и культурой родного края позволили сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности ОД.
Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по изучению родного края обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание.
Особенности месторасположения мини-музеев
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу, ну и музыкальный зал и т. п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности».
Планируемые или полученные результаты
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- Умение играть в бурятские народные подвижные игры.
- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участие детей в бурятских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Знание истории родного края.
- Используют атрибуты бурятской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Наши воспитанники улучшили показатель знаний в среднем на 40 %. Что свидетельствует о положительной динамики воспитания патриотических чувств у дошкольников.
Таким образом, систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному краю в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».