Елена Николаевна Харисова
Проект «Милое село»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» с. Петропавловка, Кусинского района»
Харисова Елена Николаевна
Проект «Ты всегда красиво, милое село»
Просыпаюсь рано, погляжу в окно:
Каждую тропинку знаю я давно.
Из-за Таганая солнышко встаёт
За Аршой и Аем соловей поёт.
До чего красивы и стройны леса!
Слышен хор кукушек, птичьи голоса
Осенью, зимою ли – это всё равно.
Ты всегда красиво, милое село.
«Петропавловская песня» Р. Н. Прохоренко.
Тема проекта :"Ты всегда красиво, милое село".
Публикация «Проект „Милое село“» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Тип проекта :
открытый, групповой, исследовательский.
Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Участники проекта : воспитатель Харисова Е. Н., дети старшей группы, родители.
Сроки реализации: один год.
Актуальность проекта :
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Проверка знаний детей старшего дошкольного возраста об Урале показала, что существует дефицит знаний о родном селе, крае. Опрос родителей выявил, что они считают знакомство с Малой Родиной важным компонентом в воспитательно-образовательном процессе. Так, вопрос патриотического воспитания обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае, с другой.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с селом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Цель проекта :
Формирование у детей любви к Родине, к родному селу и его истории, чувства ответственности за судьбу села, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.
Основные задачи:
1. Воспитать у ребенка любовь и привязанность к своему краю, дому, улице, селу.
2. Расширять представления об историческом прошлом и настоящем родного села и его особенностях.
4. Закреплять знания детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие села.
5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в селе, сопричастность к этому.
6. Развитие бережного и созидательного отношения к селу (достопримечательности, культура, природа).
7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
Идея проекта : через разные виды деятельности формировать представление о малой Родине.
Замысел проекта : Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре родного края.
Реализация проекта.
План схема:
1. Подбор литературы, пособий, атрибутов.
2. Проведение занятия, совместных экскурсий, дидактических игр, изготовление поделок.
3. Обобщение результатов работ.
План реализации проекта.
1. Организационный:
-выбор темы проекта.
-определение целей и задач.
2. Обучающий:
-занятия, совместная деятельность с детьми, дидактические игры.
3. Основной:
-организация и проведение экскурсий.
-размещение материалов, детских работ, фотографий.
4. Итоговый:
-подведение итогов
-награждение лучших участников.
5. Заключительный:
-выпуск газеты село Петропавловка.
Образовательные области:
Физическая культура;
Социально-коммуникативная;
Познание;
Речевое;
Художественно- эстетическое.
Роль родителей в реализации проекта :
Знакомят детей с улицей, на которой проживает семья, объектами культуры и быта, расположенными рядом с домом.
Участвуют в мероприятиях детского сада: экскурсиях с детьми, праздниках, выставках, создании мини-музея группы, фотоальбомов, групповой газеты.
Участвуют в образовательном процессе по ознакомлению с селом.
Перспективный план проекта
месяц Работа с детьми
Сентябрь НОД: «Моё родное село»
Рисование «Моё село»
Экскурсия по улицам села.
Составление рассказа на тему "Дом, в котором я живу".
Сюжетно –ролевые игры «Детский сад», «Почта», «Магазин».
Чтение: «История родного края» Г. Кулагин
П/ игры: «Пчёлы», «Бег по стволу» (русская народная)
Результат
Создание макета «Дорога к детскому саду»
октябрь НОД: «История – сказ об Урале - батюшке»
Экскурсия по берегам рек Арша и Ай.
Д/ игра: «Узнай и расскажи», «Отличи и расскажи»
П/ игры: «Земля, вода, огонь, воздух» (татарская игра)
Рисование: «Пейзажи нашего села» (берега рек Арша, Ай)
Аппликация: «Уральские самоцветы»
Чтение: «Легенда об изумрудах» (уральская легенда, «О памятниках природы Урала» К. Пысин
Труд: Поможем малышам расчистить участок от мусора
Результат
Создание коллекции камней
ноябрь НОД: «Наши соседи - башкиры»
С/ р игра: «К нам гости пришли»
Д/ игра: «Это кто?» (национальность, «Найди костюм», «Забавные картинки» (собери национальный костюм)
П/ игры: «Юрта» (башкирская игра, «Летит – не летит» (малой подвижности)
Аппликация: «Создание костюма» (по желанию детей)
Конструирование: «Юрта» (мех, ткань, бросовый материал)
Чтение: «Происхождение башкир»(уральская легенда)
Результат
Макет «Юрта»
Декабрь НОД: «Животный и растительный мир края»
Д/ игра: «Из чего сделано», «Найди животных нашего края»
Лото: «Животные»
П/ игры: «Кот и мыши», «Лисичка и курочки», «Хитрая лиса»
Рисование: «Зимний лес»
Лепка: «Животные нашего края»
Чтение: «Ёж» М. Пришвин
Заучивание стихов о животных и растениях края
Рассматривание альбомов «Жизнь животных», «Энциклопедия о животных»
Экскурсия в лес.
Опыт: «Холод – тепло», «Растения пьют воду»
Результат
Альбом «Лекарственные растения Урала»
Январь НОД: «Известные люди села»
С/ р игра: «Больница» (аптека, скорая помощь)
Д/ игра: «Кому что нужно для работы», «Какими профессиями славится наше село»
П/ игры: «Обыкновенные жмурки», «Спутанные кони» (татарская игра)
Рисование: «На Урале живут красивые люди»
Чтение: «Человек и его дело» (татарская сказка)
Заучивание стихов об уральцах «Поэты Урала» (Л. Татьяничева)
Результат
Создание альбома о профессиях
Февраль НОД: «Беседа «Защитники земли русской»
Развлечение: "День защитника Отечества", пригласить пап, служивших в армии.
Экскурсия в библиотеку на выставку "Петропавловцы - защитники Отечества".
Рисование на тему "Наши защитники".
Аппликация: «Подарок папе»
П/ игры: «Штурм снежной крепости», «Два мороза»
Заучивание стихов к празднику.
Результат
Фотовыставка: «Мой папа самый лучший»
Март НОД: «Наша русская изба»
С/ р игра: «Горенка»
Д/ игра: «Назови правильно», «Что было раньше, что теперь»
П/ игры:, «Продаём горшки» (татарская игра, «Жмурки»
Рисование: «Красна изба углами»
Аппликация: «Цветок-сказка»
Художественная выставка «Мамочка моя»
Опыт: «Песок хорошо пропускает воду, а глина нет»
Труд: Изготовление подарка для мамы «Весенние цветы».
Результат
Макет «Изба»
Апрель НОД: «Путешествие по Уралу»
С/ р игра: «К нам гости пришли: герои сказок Урала»
Д/ игра: «Эмоции», «Найди и скажи»
П/ игры: «Волк», «Колечко» (русская народная)
Х/ игра: «Грачи летят»
Рисование: «Премудрости природы»
Конструирование (оригами) : «Девичьи головные уборы»
Чтение: «Голубая змейка» П. Бажов, заучивание фольклора Южного Урала
Развлечение: «Край родно - земля уральская»
Результат
Создание альбома (словотворчество)
Май НОД: «День Победы»
Экскурсия к памятнику неизвестного солдата. Возложение цветов.
Рисунки на асфальте “Мир без войны”
Конкурс чтецов "Этот день победы".
П/ игры: «У дедушки Трифона», «Конное состязание» (башкирская игра).
Высаживание рассады цветов на участке ДОУ.
Результат
Составление газеты "Я и моё село".
Результат проектной деятельности
Расширяет представления ребенка о селе, в котором он живет.
Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за своё село, уважение к его истории и людям, которые в нем живут.
Развивает инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой, эстетический вкус.
Заинтересованность родителей к проекту, истории области, села.
Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.
Диагностическая игровая ситуация: «Гости приехали».
(на основе беседы)
Цель: Выявить знание детей о том, что узнали нового и интересного о родном крае. Как усвоили материал? К чему отдали предпочтение в познаниях:(природы края или к истории нашего края).
Условия диагностирования.
Проводится индивидуально. На основании данных вопросов. Возможно проведение диагностического занятия с учетом подгруппы детей (5-6 человек).
Стимулирующие материалы: Фото села, книги, альбомы.
Мотив. Ребенку предлагается «встретить гостей» и познакомить их с селом.
Предъявляемые задания.
Ребенку предлагаются группы вопросов.
1.«Родное село Петропавловка».
(Название своего села, района, домашнего адреса. Назвать достопримечательности нашего села).
2.«Лица села».
Рассказать об известных людях села.
3.«Историко-географический и природный компоненты родного края»
Знание о природе нашего района; о растительности, животном мире. Спросить: какие реки протекает рядом с нашим селом?
4 «Личностное отношение к родному селу».
- Что интересного о родном селе ты запомнил?
Способы обработки анализа материалов. Фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления.
Уровни сформированности знаний о родном крае у детей 5-6 лет. После подсчета количества баллов определяется уровень знаний детей о своем поселке.
Высокий уровень (10-12 баллов)
Знает название села, района, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности села. Называет название 4-5 улиц; знает имена людей прославивших наше село, называет потешки, прибаутки; Называет животных и растения края, передает настроение.
Средний уровень (6-10 баллов)
Знает название села, свой домашний адрес; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать животных и растения. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (2-6 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия села, не может сказать свой адрес. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Вывод
В результате проведения занятий, игр, бесед, экскурсий у детей сформировались расширенные знания о родном селе, а именно: дети узнали героем села, чем прославлено наше село, о природе родного края и многое другое. Таким образом, развивающая предметная среда МБДОУ, усилие воспитателя и родителей, четкое планирование работы по ознакомлению с родным краем к истории своего села, повысили уровень знаний и духовно-нравственное воспитание старших дошкольников.
Список литературы:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Детство - Пресс, 2002.
2. Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.
3. Авдеева Е. В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.
4. Дошкольная педагогика. /Под ред. В. И. Логиновой, Т. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1980.
5. Жуковская Р. И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С. А. - М. : Просвещение, 1990.
6. Козлова С. А. «Воспитание патриотических чувств. // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н. Ф. Виноградовой, - М. : Просвещение, 1980.
7. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
8. «Наш дом – Южный Урал» Е. С. Бабунова: 2007.
9.«Росток» А. В. Шестакова;
10. «Петропавловский завод - история и современность» А. В. Васильев.
11. Интернет.
12. «Южноуральские писатели детям» : 2007.