Давыдова Наталья
Проект «Менеджмент компетентного педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Менеджмент компетентного педагога»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1»
Проект
«Менеджмент компетентного педагога.»
Выполнила
Учитель технологии
1 квалификационной категории
Давыдова Наталья Михайловна
2018
Введение:
Публикация «Проект „Менеджмент компетентного педагога“» размещена в разделах
В то время, когда возникло понятие менеджмента, оно было применимо исключительно к бизнесу. В настоящее время менеджмент - это не только управление в деловой сфере, но и в любой другой, в том числе, в образовании. Менеджмент в области образования – это совокупность или, так называемый, комплекс методов, принципов и приемов управления, которая отвечает за высокую эффективность образовательного процесса.
Таким образом, руководителя школы и заместителей директора можно считать менеджерами воспитательно-образовательного процесса в целом. Основными отличительными возможностями менеджмента в сфере образования являются:
- возможность перехода построения отношений из вертикальной системы в горизонтальную систему профессионального сотрудничества, который обеспечивает корпоративный стиль управления. Данный стиль учитывает личностные качества сотрудников и более глубокий подход к образовательной деятельности, направленной на достижение максимально эффективных результатов;
- обеспечение в коллективе (между педагогами и воспитанниками, между педагогами – стажерами и молодыми специалистами) комфортного психолого-педагогического климата.
Менеджмент в образовании обладает своей спецификой и характерными только для него закономерностями. Эту специфику определяют предметы, продукты, орудия и результаты труда. Менеджер образовательного процесса в качестве предмета своего труда видит деятельность управляемого им субъекта (в данном случае заместитель директора и молодой специалист). Продукт труда – это информация, а орудие труда - это речь, язык.
Результат педагогической деятельности может быть двух видов. К первому виду относятся такие функциональные продукты деятельности как занятия, методы и методики. Результатами второго вида являются психологические продукты деятельности, другими словами проявляются те или иные проявления личности педагога. Главный результат методической деятельности заключает в себе становление личности молодого педагога.
Можно сказать, что менеджмент в образовании обладает отчасти творческим началом, раз наиболее важная его составляющая – педагогическая деятельность, направленная на формирование личности, которая по сути своей неповторима и уникальна.
Таким образом, проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов» приурочен к направлению в решении социальных, образовательных проблем – менеджменту в образовании. Данный проект, прежде всего, предполагает активное участие всех педагогических кадров и непосредственную работу молодых педагогов.
Актуальность проекта :
Сегодня, во время глобальных изменений в системе образования, вопрос о работе в школе молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и как удержать их там. Проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста, а также создание условий для его творческого роста вполне можно решить в стенах школы. В этом и заключается актуальность и социальная значимость данной проблемы. Таким образом, оказать помощь молодому педагогу в этом может грамотно организованное в школе методическое сопровождение. Задачи такого сопровождения - учесть все факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества молодого педагога.
Приоритетными аспектами методической работы на начальном этапе вхождения молодого педагога в образовательную среду являются:
1. От того, насколько легко молодой педагог преодолеет этап вхождения в образовательную среду школы, зависит его становление как профессионала и его верность выбранной профессии. Обязательно учитывается то, что при поступлении на работу молодой специалист испытывает психологический стресс: новый коллектив коллег, родителей, воспитанников, теория знаний есть, а практики – нет.
2. Высокие требования к профессиональной компетентности (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012г., т. е. одинаковые требования предъявляются как к педагогам-стажерам, так и к молодому специалисту, а так же период реформ в сфере образования ставит в тупик молодого специалиста.
Итак, учитывая данные вопросы, при поступлении молодого педагога на работу к нам в школу, мы проводим первичное анкетирование (Приложение 1.). Далее, проведя следующее анкетирование молодых педагогов нашего мы изучаем уровень творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие педагоги в ходе организации воспитательно-образовательного процесса (Приложение 2). Результаты анкетирования часто показывают, что молодые специалисты:
- с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;
- имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;
- неадекватно оценивают свои возможности;
- имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста.
Таким образом, видя, что данная работа требует поддержки со стороны методической службы, мы разработали проект «Менеджмент молодых специалистов в ОУ», в рамки которого включили «Школу наставничества». Данная работа в нашем учреждении работает уже несколько лет. Наставниками для молодых специалистов являются педагоги с большим стажем и опытом работы в сфере начального школьного образования Габдракипова Роза Абделькасимовна (стаж работы 37 лет, ведущий учитель, в сфере ОБЖ и военной подготовки Фомин С. А. (стаж работы 35 лет, ветеран педагогического труда, отмечена знаком «Почетный работник общего образования», первая квалификационная категория). Так же, в данной работе принимают участие и другие педагоги нашего района, давая возможность молодым специалистам ознакомиться с опытом работы всего коллектива Высокогорской средней школы №1.
Тип проекта : учебно-методический
Срок реализации проекта : долгосрочный
Участники проекта : Методическая служба школьного объединения, педагоги-наставники, молодые педагоги.
Цель проекта :
Повышение профессиональной компетентности молодых специалистов с использованием системного подхода в управленческой деятельности через постепенное вовлечение молодого педагога во все сферы профессиональной деятельности, а также формировать и воспитывать у молодых педагогов потребность в непрерывном самообразовании; работать над формированием индивидуального стиля творческой педагогической деятельности, опираясь на достижения передового педагогического опыта.
Исходя из этого, нами намечены следующие задачи:
1. Раскрыть профессиональный, творческий потенциал молодых педагогов через работу в «Школе наставничества» при помощи особенностей системы управления (менеджмента) творческим коллективом;
2. Определить стратегию развития проекта «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов»;
3. Обеспечить мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста, определить перспективы и пути дальнейшего совершенствования профессиональной компетентности педагога;
Принципы проекта :
1. Проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов» использует гибкость и возможность выбора уровня повышения своей квалификации, консультационное сопровождение, преимущество деятельностных форм обучения молодого специалиста данного объединения.
2. Важной установкой для молодого педагога является формирование представлений о разных подходах и технологиях менеджмента, предоставления права молодому специалисту действовать с помощью того инструментария, который (ситуационный подход, системный подход, процессный метод, количественные методы и пр.) ему предпочтителен.
3. Работа проекта способствует тому, чтобы в нашем детском школьном учреждении работают творческие педагоги, реализующие свой внутренний потенциал и способствующие повышению престижа профессии учитель.
4. Реализация системы работы проекта способствует также эффективной организации молодых педагогов, как одного из управленческих циклов системы образовательного менеджмента – работы с молодыми специалистами, в частности, и с педагогическим коллективом в целом.
В связи с этим мы предполагаем такие результаты:
При использовании системного подхода в управленческой деятельности «Школы наставничества» по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов молодые педагоги быстро адаптируются к работе, избегут моментов неуверенности в собственных силах, наладят успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформируют мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскроют свою индивидуальность и начнут формирование собственной профессиональной траектории и имиджа, с учетом общественного интереса и участия в образовательной политике, района, города и региона.
В организации работы данного проекта можно выделить следующие направления:
адаптационная работа (анкетирование для знакомства, анкетирование на выявление затруднений в работе, закрепление педагога-наставника за молодым специалистом; заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства (Приложение 3);
методическая и психологическая поддержка (формирование позитивной установки на преодоление трудностей, развитие чувства востребованности и социальной защищённости, освоение им основ саморегуляции в профессиональной деятельности - психологические тренинги, консультации, рекомендации, памятки, тестирование и др.) (Приложение 3,4);
мотивация самообразования (семинары, взаимопосещения, консультационные дни и др.).
организация профессиональной коммуникации с заполнением соответствующих карт (курсы повышения квалификации, тренинги, сетевые взаимопосещения, подготовка материалов к Совету педагогов, работа с родителями и др.) (Приложение 5).
Основные способы вовлечения педагогов в процесс повышения квалификации:
- педагогическое проектирование;
- решение педагогических ситуаций;
- активно-игровые методы;
- профессиональные конкурсы;
- документальный анализ;
- написание творческих работ;
- дискуссионный способ;
- посещение открытых мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;
- совместная с наставником работа по подготовке педагогических мероприятий и др. ;
Циклограмма методической работы с молодыми педагогами :
Тема Краткий обзор рассматриваемых вопросов Дата
1 этап работ: адаптационный
Знакомство с молодым педагогом. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. - Изучение “Закона об образовании”, документов Министерства образования, локальных актов.
- Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого специалиста. Заполнение информационной карточки карьеры молодого педагога. Сентябрь
Посвящение в учителя МБОУ «ВСОШ №1» Традиционно посвящение в учителя проводится на торжественной части собрания, посвященной Дню Учителя. октябрь
«Школа наставничества» Работа по плану (Приложение 6) Апрель-декабрь
Бенефис молодого педагога Организуется проведение творческого отчётного вечера-концерта, на котором молодые учителя представляют себя не только как молодых педагогов, но и как увлечённых, инициативных молодых людей со своими интересами, талантами. Творческий отчет учителя-наставника. декабрь
2 этап работы: коучинг
Тема Краткий обзор рассматриваемых вопросов Дата
Изучение нормативно-правовой базы. Анализ изменений в программах, комплексно-тематических и календарных планах, других документах к началу учебного года. Сентябрь
Составление характеристик учащихся класса с учётом возрастных особенностей учащихся. Изучаются основы составления психолого-педагогической характеристики классных коллективов. Ноябрь
Основы целеполагания образовательной деятельности. Самоанализ непосредственно образовательной деятельности. Основы самоанализа урока. Самоанализ по качеству цели и задач урока. Десять вопросов молодого педагога при использовании информационных или инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа урока. Январь
Непосредственно образовательная деятельность в МО молодых специалистов. Советы молодому учителю по подготовке к уроку. Совместный анализ урока (учитель-наставник и молодой специалист) – эффективный способ внутреннего повышения квалификации. Март
«Школа наставничества» Работа по плану Сентябрь-апрель
Методическая выставка достижений молодого учителя. Уровень профессионализма молодого учителя (заполнение портфолио, систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности. Май
*Коучинг - раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности
3 этап работы
Тема Краткий обзор рассматриваемых вопросов Дата
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, планах, других документах к началу учебного года. Сентябрь
Аттестация. Требования к квалификации Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников (соответствие занимаемой должности\соответствие 1 кв. категории). Портфолио аттестуемого Ноябрь
Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий. (Сингапурских структур обучения) Система нестандартных занятий, в планах методической работы. Информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе. Создание продукта деятельности (возможно по самообразованию). Декабрь
Научно-исследовательская деятельность. Методика работы с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности воспитанников. Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов (участие в профессиональных конкурсах, конференциях, ярмарках инновационных идей и т. п.). Февраль
Социальный заказ общества. Модель выпускника школы. Апрель
«Школа наставничества» Работа по плану Сентябрь-апрель
Успешность педагогической деятельности : «Наказ бывшего стажёра». Мини-конференция «Перспективы молодых специалистов». Портфолио молодого воспитателя. Анализ карьерных перспектив молодого педагога. Чему наставник научился у молодого учителя? Клятва-напутствие молодого специалиста. Май
Уровень профессионального роста молодого специалиста на 1 этапе.
Заключительный этап:
– контрольно-оценочный позволил сравнить полученные результаты внедрения проекта с исходными данными. В рамках третьего этапа были использованы те же диагностические материалы, что и на первом этапе, но в другом оформлении и порядке составления вопросов и заданий.
Интерпретация результатов мониторинга уровня профессионализма молодых учителей в вопросах наставничества позволяет сделать выводы о том, что у 3х из 4х педагогов значительно улучшились личностно ориентированные отношения с коллегами—учителями, способствующие эффективному оказанию помощи и поддержке молодым работникам образования. 2е из них научились дифференцированно и целенаправленно планировать и организовывать работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающих коллег. У всех педагогов наблюдается нестандартный творческий подход к решению проблемных ситуации в практике педагогической деятельности. У них значительно повысился интерес и мотивация к самообразованию и наставнической деятельности, сотрудничеству с коллегами
Литература:
1. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. – М., 1997.
2. Воропаев В. И. Управление проектами в России. – М., 1995.
3. Новикова Т. Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. – М., 2003.
4. Панов А. И. Проектная и экспертная работа в образовании. – Томск, 1998.
5. Родионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – СПб., 1996.
Шапиро В. Д. и др. Управление проектами. – СПб., 1
Приложение 1.
Анкета молодого специалиста
УВАЖАЕМЫЙ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты для того, чтобы мы могли вас лучше узнать и найти пути дальнейшего вашего становления как педагога.
1. Почему Вы выбрали профессию Учителя? Чем она для Вас привлекательна?
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы учителем?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:
• новизна деятельности;
• условия работы;
• возможность экспериментирования;
• пример и влияние коллег и руководителя;
• организация труда;
• доверие;
• возможность профессионального роста.
• Другое:___
9. Что Вам хотелось бы изменить?
Приложение 2.
Сводная таблица изучения затруднений молодых педагогов в организации качественного современного образования (самодиагностика)
Перечень проблем
1. Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детей
2. Владение педагогической диагностикой, мониторингом развития ребенка
3. выбор типа занятия. Выбор темпа проведения;
4. умение планировать УВП;
5. Умение обосновать выбор методов и приемов обучения, их оптимального сочетания;
6. Знание и применения различных технологий;
7. оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем развития;
8. умение осуществлять анализ и самоанализ;
9. умение осуществлять эффективное взаимодействие с родителями (в т. ч. планирование);
10. умение самостоятельно работать с литературой, заниматься самообразованием;
11. умение грамотно работать с документами.
№ Ф. И. О. педагога Стаж,
лет Заявленные проблемы средн
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1
2
3
4
5
3 балла – владеет свободно, может поделиться опытом
2 балла – владеет частично
1 балл - испытывает трудности
0 баллов - не владеет совсем
Вывод: ___
Приложение 3.
Тренинг для молодых педагогов «Будем знакомы»
Задачи: знакомство молодых специалистов друг с другом; создание благоприятного эмоционального климата; принятие правил групповой работы.
Оборудование: клубок ниток, личные фотографии, ножницы, клей, цветной картон и бумага.
Ход тренинга
1. Презентация программы тренинга. Принятие правил и норм групповой работы.
Для успешного взаимодействия участников необходимо соблюдать следующие правила.
Каждый участник имеет право на собственное мнение.
Придерживаться регламента высказывания.
Соблюдать конфиденциальность относительно всего услышанного и увиденного.
• Доброво льность участия.
Один говорит - все слушают.
2. Игра «Связующая нить»
Молодые специалисты становятся в круг. Педагог-психолог, держа в руках клубок ниток, представляется и, удерживая конец нити, передает клубок следующему участниками, который после представления передает клубок соседу. Когда клубок возвращается к педагогу-психологу, все оказываются «связанными одной нитью». В завершении предлагается слегка натянуть нить, чтобы ощутить неразрывную связь и единство.
3. «История моего имени»
Педагоги называют свое имя и характеризуют себя по первой букве имени. Например: Анна - активная, Наталья - настойчивая и т. д.
4. «Визитка»
Молодые педагоги поочередно выходят в центр круга, садятся на стул и произносят одну из следующих фраз:
«Здравствуйте! Я хочу узнать о.»
«Мой выбор профессии связан с.»
«Мне сложно понять ребенка, когда он.»
«Мне стоит признаться в том, что я.»
«Я лучший воспитатель, потому что.» и т. д.
5. Коллаж «Мир моих увлечений»
Молодым специалистам предлагается изготовить из личных фотографий коллаж «Мир моих увлечений» и поместить в группе, чтобы каждый воспитанник смог лучше узнать своего нового воспитателя.
6. Рефлексия
Учителю предлагается ответить на вопросы:
Смогли ли вы лучше узнать друг друга?
Какие коррективы вы хотели бы внести в нашу работу?
Какие вопросы вы хотели бы обсудить на следующей встрече?
Приложение 4.
Памятка для молодых специалистов
Правила поведения и общения молодого педагога в «Менеджменте компетентного педагога»"
Старайтесь:
• Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
• Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
• Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
• Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
• Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
• Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
• Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
• Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
• Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
• "Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
• Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
• Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
• Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
• Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
• Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
• Не скупитесь на похвалу.
• Не создавайте конфликтных ситуаций.
• Следите за внешностью и поведением.
• Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
• Любить ребенка таким, каков он есть.
• Уважать в каждом ребенке личность.
• Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
• Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
• Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
• Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В школе запрещается:
• Кричать и наказывать детей.
• Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
• Приходить к детям с плохим настроением.
• Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
• Оставлять детей одних.
• Унижать ребенка.
Удачи в работе!
Приложение 5.
Карта профессиональной коммуникации молодого специалиста
Воспитатель:___
Год рождения:___
Стаж работы:___
Стаж работы в учреждении:___
Группа: ___
Посещение Школы наставничества КПК Участие в сетевых сообществах Ведение личного сайта Работа по теме самообразования Участие в мероприятиях «Менеджмент компетентного педагога»
Дата заседания:
Год:
Тема:
Направление:
Адрес сайта (блога) :
Тема:
Дата:
Тема:
Кол-во часов: Личное участие: Публикации: Этап:
Мероприятие:
Личное участие:
Подтверждающие документы: Подтверждающие документы: Подтверждающие документы: Представление наработанных материалов:
Личное участие:
Приложение 6.
План работы «Менеджмента компетентного педагога»
на 2017-2018 уч. г.
Руководитель: Давыдова Н. М
месяц мероприятия Формы работы
апрель Обогащение развивающей среды: соответствие предметных стимулов среды, тематической недели День открытых дверей
май Разнообразие форм и методов работы с детьми в режимных моментах (внедрение сингапурских методик обучения) Круглый стол
июнь Реализация принципа интеграции образовательных областей через полихудожественное воспитание школьника Организация летнего отдыха
в пришкольном лагере
август Практическая помощь молодым педагогам в работе с детьми при подготовке к линейке, посвященной 1 сентября. Подбор сценария для выступления детей на линейке
Сентябрь Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе Посещение открытых уроков, подготовка учащихся к сдаче норм ГТО
Октябрь Проведение народных праздников в группе с привлечением родителей, узких специалистов Приглашение на праздник
Ноябрь Алгоритм написания конспекта в соответствии с ФГОС Консультация, составление технологической карты к уроку.
Декабрь Открытое самостоятельное проведение игрового общения Открытый показ
На протяжении учебного года - оказание помощи по самообразованию молодых педагогов