Мария Проць
Проект «Мамочка любимая моя» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ детский сад № 41 «ЛАСТОЧКА»
г. Улан-Удэ
ПРОЕКТ
«Мамочка любимая моя»
Воспитатель: Проць М. А
Паспорт проекта «Мамочка любимая моя».
Вид проекта : познавательно – творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный 1 неделя, приуроченный к празднику «День Матери»
Публикация «Проект „Мамочка любимая моя“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проблемы:
Мама — первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе. (из к/ф «Мама»)
Мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка.
К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными.
И, не случайно, среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, «День Матери» занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным.
Праздник «День Матери» служит напоминанием о необходимости уважительного отношения к труду матери в семье и обществе. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. От матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца – мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.
Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.
Цель проекта : обобщить социальный опыт ребенка через его творческую и речевую активность, положительное отношение к своей маме.
Задачи проектной деятельности :
1. Расширить кругозор детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.
2. Развивать творческие способности детей в продуктивной и в музыкальной деятельности.
3. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.
4. Создать условия для социально-нравственного, духовного развития детей в процессе воспитания любви и взаимопонимания с самым близким человеком – мамой.
• Материально-техническое:
Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:
• Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница»
• Уголки: Уголок ряжения, кукольный уголок (куклы, одежда для кукол, детская посуда, кукольная мебель с постельными принадлежностями, наборы овощей, фруктов, муляжи продуктов, хозяйственные приборы и бытовая техника); уголок с крупным строительным материалом;
• Дидактические игры: «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы?», «Составь портрет семьи», «Чьи обязанности?», «Семья»;
• Наглядные пособия: альбом «О мамочке», открытки, иллюстрации по теме, мультимедийная презентация «Добрые слова о маме», «Мамины профессии»;
• Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;
• Материал для музыкальной деятельности: компакт – диски с песнями и музыкальными композициями о маме, семье и др. ;
• Художественная литература, пословицы и поговорки о маме (стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Все о ней» А. Барто, «Моя мама» П. Синявский, «Мама» В. Лунин, «Я маму люблю» Л. Давыдова, «Простое слово» И. Мазнин, «Улыбка мамы» Т. Шорыгина, «Моя мама» Н. Саконская и др.)
• Выносной материал и игрушки для прогулки: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.
• Прочие материалы и оборудование: воздушные шары, медали, грамоты и благодарности, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.
Предполагаемый (ожидаемый) результат:
• Обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.
• Осознание детьми доброго, заботливого отношения к маме.
• Осознание детьми о необходимости быть милосердным и заботиться о людях пожилого возраста.
• Развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкальной деятельности.
• Создание условий для социально-нравственного, духовного развития детей в процессе воспитания любви и взаимопонимания с самым близким человеком – мамой.
Гипотеза проекта : если создать условия для познавательной и творческой активности детей по теме проекта, то становится возможным, что у детей повысится социально – нравственный уровень развития, будет заложена основа духовно – нравственного поведения со взрослыми, особенно с самым дорогим и близким человеком – мамой.
У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной, игровой и творческой деятельности.
Формы реализации проекта :
• познавательно-игровые занятия
• прогулки
• наблюдения
• чтение художественной литературы
• совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные игры)
• художественная деятельность
• музыкальная деятельность
• рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийных презентаций о маме
• самостоятельная игровая деятельность детей
• трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)
Стратегия осуществления проектной деятельности : Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДОУ, внутри детского сада.
Этапы работы над проектом :
Этап первый:
1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, возможности детей в познании темы проекта.
2. Определение задач.
3. Изучение программно-методического обеспечения.
Этап второй:
1. Определение структуры образовательной деятельности.
2. Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности.
Этап третий:
1. Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности.
Этап четвё ртый:
1. Презентация работы.
• Выставка стенгазет «Мамочка любимая моя»
• Выставка детских работ по изодеятельности «Самая красивая мама у меня»
• Концерт, посвященный празднику «День Матери».
Содержание проектной деятельности.
Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности.
1. Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о маме, о ее роли в жизни детей и семьи, о ее профессиональной и общественной деятельности, о ее увлечениях.
2. Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая о своей маме педагогам и сверстникам.
3. Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о маме: тематический альбом «О мамочке», мультимедийные презентации «Добрые слова о маме», «Мамины профессии», подобрать иллюстрации о роли женщины в прошлом и настоящем.
4. Создать сборники с рассказами, стихотворениями, пословицами и поговорками о маме, семье, альбомы – презентации «Моя любимая мамочка», стенгазеты совместно с родителями по теме проекта.
Вид деятельности Задачи
I. Прогулки.
Наблюдение (на прогулке) :
1. За молодыми мамами с детьми. 1. Формировать представление о семейных ценностях, о материнстве, любви, заботе мамы о детях.
2. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к проявлению чувств материнства.
3. Воспитывать чувства доброты, женственности, уважительного отношения к материнству.
II. Игровая деятельность
(совместные игры со взрослыми, сверстниками, самостоятельная игровая деятельность)
• Игры с природным материалом (на прогулке) :
1. Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
2. Нарисуй на песке («Подарок маме – цветы, солнышко»)
3. Создание картины из природного материала.
4. Постройка «Волшебный дом».
5. Сюрприз для мамы (постройка из песка, камешков, сухих листьев)
6. Букет для мамы (из осенних листьев)
• Игры пальчиковые:
1. «Моя семья»
2. «Дружные пальчики»
3. «Прогулка»
4. «Помощники»
5. «Медвежонок»
• Игры подвижные:
1. «Кто быстрей?»
2. «Чье звено скорее соберется?
3. «Кто самый меткий?»
4. «Дорожка препятствий»
5. «Лапта»
• Игры хороводные:
1. «Затейники»
2. «Подарки»
3. «Бабушка Меланья»
4. «Самовар»
5. «Аленький платочек»
• Игры речевые:
1. Назови ласково.
2. Закончи предложение.
3. Кто больше слов скажет о маме?
4. Где находится твой дом?
5. Только веселые слова.
• Сюжетно – ролевые игры:
1. «Семья»
2. «Магазин»
3. «Больница» 1. Закреплять знания о домашних обязанностях (уборка квартиры, поливка цветов, приготовление пищи, покупка продуктов, предметов быта, одежды и проч.)
2. Расширять словарный запас, развивать диалогическую речь, мышление, память, фантазию, воображение.
3. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.
4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам.
1. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.
2. Учить производить движения в такт с текстом.
3. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть со взрослым и самостоятельно.
1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание).
3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей.
1. Учить детей играть согласно слов и правил игры.
2. Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции.
3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.
1. Учить называть качества, признаки и действия близких людей (мамы, обращая внимание не только на внешний вид, но и на черты характера; подбирать уменьшительно – ласковые слова, антонимы.
2. Расширять словарный запас, развивать мышление, связную и диалогическую речь.
3. Воспитывать уважительное и доброе отношение к родным людям.
1. Учить детей распределять роли в игре, уступать главную роль друг другу, принимать на себя второстепенные роли.
2. Учить отображать в игре трудовую и общественную деятельность взрослых.
3. Развивать диалоговую речь, коммуникативные способности, умение общаться вежливо, тактично, дружелюбно.
4. Воспитывать культуру поведения и речи, доброжелательное отношение к сверстникам.
III. Непосредственно – образовательная деятельность
• Беседа «Семья и родной дом» 1. Формировать представление о мире семьи.
2. Актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях.
3. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.
• Беседа – досуг «Моя мама – лучше всех» 1. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.
2. Учить изображать предмет (цветок, используя технику нетрадиционного рисования (с помощью ладошки).
3. Развивать творчество, фантазию, воображение.
• Беседа «Женщины в прошлом и настоящем» 1. Дать понятие о «прошлом» и «настоящем».
2. Учить внимательно рассматривать картины и репродукции на мультимедиа, находить отличия и сходства в поведении, одежде, внешнем виде женщин.
3. Развивать мышление, память, обогащать активный и пассивный словарь детей.
4. Воспитывать чувство прекрасного, доброго посредством живописи.
• Игровое занятие «Если бы я была (был) мамой» 1. Формировать представления о домашних и профессиональных обязанностях мамы.
2. Развивать чувства милосердия, сострадания, нежности, доброты, любви.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к маме, сверстникам.
• «Девочки – будущие мамы» 1. Формировать представление о том, что каждая девочка в будущем станет мамой.
2. Вызвать желание подражать действиям, словам, чувствам мамы.
3. Прививать чувства доброты, любви, заботы о ближнем.
IV. Ознакомление с художественной литературой
стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Все о ней» А. Барто, «Моя мама» П. Синявский, «Мама» В. Лунин, «Я маму люблю» Л. Давыдова, «Простое слово» И. Мазнин, «Улыбка мамы» Т. Шорыгина, «Моя мама» Н. Саконская и др. 1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения.
2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о маме, материнстве, о профессиональной деятельности мамы.
3. Воспитывать доброжелательное, уважительное, заботливое отношение к маме.
V. Составление рассказов о маме по сюжетным картинкам:
• «Как я помогаю маме»
• «Мама на работе»
• «Мама и дети»
• «У мамы руки золотые» 1. Учить детей с опорой на наглядность составлять рассказ о маме.
2. Развивать связную речь, грамотно сочетать прилагательные с существительным, расширять словарный запас детей.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к маме, чувство гордости, благодарности маме.
VI. Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей)
• «Букет для мамы» (аппликация)
• «Самая красивая мама у меня» (рисование)
• Раскрашивание раскрасок
• Игры – рисование «Цвет маминых глаз, цвет волос, улыбка мамы, украшения для мамы»
• Самостоятельная художественная деятельность детей. 1. Учить детей изображать образ мамы с помощью акварели, карандашей, фломастеров.
2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью разных видов цветной бумаги и картона.
3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками.
4. Совершенствовать работу с ножницами, бумагой, клеем.
5. Развивать творчество, воображение, фантазию.
6. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к маме, желание доставить радость маме.
VII. Музыкальная деятельность
• Прослушивание музыкальных композиций, детских песен о маме. 1. Прививать чувство прекрасного, доброго, нежного отношения к маме.
2. Развивать слуховое восприятие, музыкальность.
VIII. Трудовая деятельность:
- трудовые поручения
- самообслуживание
- коллективный труд 1. Совершенствовать умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.
2. Совершенствовать умение поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки, ухаживать за комнатными растениями.
3. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: помогать сервировать столы.
IX. Взаимодействие с родителями:
• родительские встречи;
• подборка художественной литературы (стихотворения, сказки, рассказы и загадки о маме, иллюстраций, картинок, открыток о маме, семье…
• изготовление альбомов - презентаций с фотоматериалом и творческим рассказом «Мамочка любимая моя».
• папка – передвижка:
1. «Роль отца и матери в воспитании детей»,
• памятки и буклеты:
1. «Искусство быть родителем»,
2. «О создании благоприятной атмосферы в семье»,
3. «Четыре заповеди мудрого родителя»,
4. «Три простых способа открыть ребенку свою любовь»
• Выставка стенгазет. 1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта.
2. Приобщать родителей к воспитательному процессу.
3. Оказывать педагогу помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми.
4. Создать праздничный эмоциональный настрой в канун праздника «День Матери».
Литература.
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010 г. – 143 с., с илл.
3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова / — М. : Академия, 2006. — 416с.
4. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] : // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 9. С. 98-104.
5. Маркова, В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике [Текст] : // Дошкольное воспитание. 2006. - №12. - С. 104-110.
6. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
7. Мельникова, Н. Дошкольный возраст : о первоначальном формировании моральных представлений и норм [Текст] : // Дошкольное воспитание. 2006.- №10. - С. 82-85.
8. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.
9. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
10. Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду [Текст] : - М. : Мозаика-Синтез, 2007.