Оксана Башина
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие россияне»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
по гражданско–патриотическому воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Маленькие Россияне»[/b]
Старший воспитатель :
Башина Оксана Леонидовна
1. Введение
1.1. Пояснительная записка. Актуальность темы проекта
Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десяти-
летий, так учитель должен заботиться о вос-
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Маленькие россияне“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
питании у своих детей чувства безграничной
любви к Родине.
В. А. Сухомлинский
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и
любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Поэтому, с раннего возраста надо прививать любовь к своей семье, Родине, посёлку и уважению её традиций, заниматься воспитанием патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, родному поселку, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, родного поселка, историческими деятелями, известными людьми и героями.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира и музыкального искусства. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного гражданско-патриотического воспитания, осуществляемого в системе.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, семье, уважение традиций. Полученные знания в повседневной жизни, образовательной деятельности, на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
1.2. Паспорт проекта
Вид проекта : целевой творческий практико-ориентированный.
Сроки проекта : июнь – 2019 – май 2020 год (долгосрочный)
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет, специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре воспитатели, родители.
Интегрируемые образовательные области:
• социально – коммуникативное развитие,
• познавательное развитие,
• речевое развитие,
• художественное - эстетическое развитие,
• физическое развитие.
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о родном посёлке Монастырщина, городе Смоленске, России, о защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны.
1.3. Цели и задачи проекта :
Цель:
• Воспитание гражданина и патриота своей страны;
•Формирование гражданско-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
Задачи:
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Расширение знаний детей о символах государства (герб, флаг, гимн) ;
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
• Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;
• Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
1.4. Ожидаемый результат
У детей :
- сформированы представления о семейных ценностях; о духовных и нравственных ценностях; о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к труду, к результатам труда и к окружающему нас миру;
- проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни;
- знакомы с историей и культурой своей страны, поселка, традициями и промыслами;
- развиты чувства ответственности и гордости за достижения страны и поселка;
- осознанное уважение к заслугам и подвигам воинов и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны;
- повысился интерес к истории своей страны, родного поселка;
- имеют желание самоотверженно служить на благо Родины, быть полезным своей Родине.
У родителей:
- активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и творческой деятельности гражданско-патриотического воспитания;
- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса.
У педагогов:
- поиск методов, приёмов и форм управления развитием гражданско-патриотического воспитания детей, а также профилактики патриотического чувства у родителей;
- разработка бесед, ООД с детьми на гражданско-патриотические темы.
1.5. Формы, методы и приёмы работы, направленные на реализацию задач проекта
Формы:
- Экскурсии.
- Целевые прогулки.
- Беседы и НОД по тематике.
- Совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей.
- Дидактические, подвижные и хороводные игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстраций, картин
- Театрализация.
- Природоохранная деятельность.
- Изготовление подарков.
- Выставки и экспозиции.
- Развлечения, досуги, праздники, концерты.
- Инсценировки, театрализации.
Методы и приё мы:
- Объяснительно-иллюстративные.
- Проблемное изложение материала.
- Исследовательские.
- Словесные.
- Демонстрационные.
- Методы формирования личности: рассказ, объяснение, разъяснение, этические беседы.
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения; упражнение, поручение, воспитывающие ситуации.
2. Практическая часть проекта.
2.1. Этапы развития проекта
I этап Подготовительный
• Изучение научно-методической литературы;
• Отбор методов и приёмов для работы с детьми, родителями.
• Составление перспективного плана;
• Мониторинг знаний детей по гражданско-патриотическому направлению
II этап Основной
• Организация и проведение занятий, бесед, экскурсий, игр с детьми;
• Организация и проведение различных мероприятий с родителями воспитанников.
• Организация и проведение совместных мероприятий
• Участие с детьми в конкурсах различного уровня по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап Заключительный
• Мониторинг уровня знаний детей
• Анкетирование родителей с целью изучения мнения о проделанной работе.
• Обобщить и представить результаты работы ДОУ.
• Спланировать работу на следующий период
2.2. Основные блоки проекта :
1. Мой дом – моя семья
Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.
2. Беседы о правах ребёнка
Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».
3. Приобщение к истокам
Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
4. Земля наш – общий дом
Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны
5. Родной край
Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.
6. Защитники Отечества
Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
2.3. Организация деятельности проекта
Перспективный план работы с детьми
Июнь
1 июня-День защиты детей
Цель: дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «Дне защиты детей», показать актуальность праздника.
Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».
Участие в районном мероприятие посвященном Дню защиты детей
Конкурс рисунка на асфальте "Миру – мир"
12 июня – День России
«Государственные символы России – флаг, гимн, герб»
Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.
Участие в районном мероприятие посвященном Дню России с танцем «Флаг России» (подготовительная группа)
Июль
День семьи, любви и верности
Цель: Воспитывать желание заботиться о близких родных людях, развивать чувство гордости за свою семью. Формировать представление о семейных традициях и праздниках.
Фото выставка: «Мама, папа, я – счастливая семья»
Беседы с детьми «Моё имя», «Права и обязанности в семье», «Кем работают мои родители».
«Растения моего края»
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Участие в областном творческом видеоконкурсе «С чего начинается Родина…» (музыкальная композиция «Девочка Россия») (подготовительная группа)
Август
22 августа - День флага
Цель: продолжать формировать представление о государственных символах России-флаге, гербе, гимне; подвести к пониманию того, что символы не только обозначают, а и описывают явления. Воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине
Беседы «Наш дом – Россия», «Государственные символы России», «У каждой страны свой флаг»;
Просмотр мультфильма «Как Петр-Царевич искал цвета для флага»;
Викторина «Флаг Российской Федерации»
Сентябрь
1 сентября- День знаний
Развлечение "День знаний".
Цель: дать детям представление о том, что знания нужны каждому, источник знаний - книги, старшее поколение, школа.
Беседа: "Я и мои права".
Цель: продолжать знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме
27 сентября - День освобождение Смоленщины
«Боевая слава нашего народа. Знаменитые земляки»
Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.
Беседы «Никто не забыт, ничто не забыто».
Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме
всего народа, вставшего на защиту своей Родины
Экскурсия к Аллее героев погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны (возложение цветов с педагогами групп)
Октябрь
1 октября – день пожилого человека
Цель: воспитывать доброе, заботливое отношение к пожилым людям, стремление помогать им, прививать желание дарить родным людям бабушкам и дедушкам подарки.
Беседа с детьми «Старость надо уважать»;
Рассматривание альбомов «Мои бабушки и дедушки»;
Чтение стихов, изготовление пригласительных открыток
Развлечение для бабушек и дедушек.
Ноябрь
День народного единства
«Многонациональная Родина»
Цель: расширять знания детей о людях разных национальностей, живущих в России; работать над понятием "гражданин"; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.
Беседа с детьми: «Мы все разные, но мы все равны».
Чтение произведений разных народов мира.
Декабрь
«Защитники земли русской»
Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Беседы: «Путешествие в историю» - богатыри земли русской, рассматривание репродукции «Богатыри» В. Васнецова. (1870)
Рисование, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов «Илья Муромец и соловей разбойник, «Три богатыря»
Январь
«Традиции и праздники»
Цель: расширять знания детей о народных праздниках на Руси; воспитывать интерес к национальным традициям русского народа.
Беседа: «Культура и традиции русского народа», «Русские посиделки-Калядки», «Народные промыслы».
Слушание русских народных мелодий
Рассматривание народных инструментов
Экскурсия краеведческий музей п. Монастырщина
Февраль
«Есть такая профессия – Родину защищать»
Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Беседа «Наша армия родная»
Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографии показывающие будни армии
Изготовление подарков папам и дедушкам
Музыкально-спортивное мероприятие «День защитника Отечества»
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
Цель: воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей, прививать желание дарить родным людям подарки.
Беседа «Я и моя мама», «Как я помогаю маме»
Чтение и обсуждение произведений:
Г. Виеру «Мамин портрет», М. Ивенсен «Каждый по-своему маму поздравит» и др.
Игра-драматизация по сказке С. Прокофьевой «Сказка про маму»
Изготовление подарков для мам и бабушек.
Развлечение «8 марта-женский праздник».
Апрель
«Наши космонавты».
Цель: Продолжать знакомить детей с профессией космонавта (с просмотром видеофильма); познакомить детей с пословицами и поговорками об этой профессии; учить детей мечтать. Воспитывать уважение к этой опасной и трудной профессии.
Спортивное развлечение "Мы - космонавты"
Беседа "Наше государство-Российская Федерация".
Аппликация «Летим к звёздам»
«За что мы любим свой поселок»
Цель: уточнить представление детей о родном поселке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Выставка рисунков на тему "Моя малая Родина"
Изготовление фотоальбома о поселке Монастырщина и его достопримечательностях и памятниках Воинской славы.
Беседы по данной теме, выставка изо деятельность «Мой поселок»
Экскурсия в Монастырщинскую среднюю школу им. Колдунова в музей воинской славы
Май
«9 мая- День победы»
Цель: продолжать знакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.
Беседа о празднике «День Победы».
Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме
всего народа, вставшего на защиту своей Родины
Рисование «Праздничный салют»
Смотр-конкурс «Победа со слезами на глазах»
Возложение цветов к мемориалу павшим в ВОВ
(с педагогами своей группы)
Участие в шествии на параде 9 МАЯ (с родителями)
План работы с родителями:
- Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
- Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Именины»
- Консультации, беседы: «Конвенция о правах ребёнка», «Интернациональное и патриотическое воспитание дошкольников», «Возрождение русских национальных традиций» и др.
- Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
- Фотовыставки «Мама, папа, я – счастливая семья», «Самое красивое место в нашем селе», «Полюбуйтесь-ка друзья это-мама, это-я!»», «Наши Защитники Отечества
- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы, День народного Единства, День независимости России).
- Оформление информационного стенда: рубрика «Художественная литература о наших Защитниках Отечества», «Художники о подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
План работы с педагогами:
Консультации
- «Воспитание толерантности у дошкольников»;
- «Формирование представлений детей о родном городе»;
- «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма»,
- «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников»
- «Ознакомление с родным посёлком Монастырщина - как средство патриотического воспитания»
- «Конвенция о правах ребёнка»
Работа рабочей группы педагогов по организации и проведению праздников (по плану)
Рекомендации для родителей и воспитателей
- «Как воспитать защитника?»
Презентация
- «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Семинар – практикум с педагогами ДОУ Распространение опыта работы - «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном детском саду»
Рекомендации про проведению конкурсов чтецов, конкурсов – выставок детских работ и совместных работ детей и родителей (по плану)
Проведение праздников для родителей
2.4. Перспектива дальнейшего развития проекта.
В дальнейшей работе по гражданско-патриотическому воспитанию планируется:
• разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;
• подготовить консультации для родителей;
• провести педсовет и мастер-класс для педагогов.
Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
3. Литература
• Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Смоленской области. 2017г.
• Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Издательство «Учитель» 2013г.
• «Детям о Великой Победы!» А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина
• «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А. Я. Ветохина
• Подборка пословиц и поговорок о героизме, героях, Родине, мире.
• «Комплект карточек Россия». Методические рекомендации. 2015г.
• Беседы с ребёнком «Защитники Отечества» С. Н. Савушкин2014г.
• Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию
тематических плакатов «Города-герои». 2017г.
• Н. Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной» 2016г.
• В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду» 2015г.
• Государственные символы России. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет
• Конвенция ООН о правах ребёнка