Приложение МААМ

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие россияне»

Оксана Башина
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие россияне»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

по гражданско–патриотическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Маленькие Россияне»[/b]

Старший воспитатель :

Башина Оксана Леонидовна

1. Введение

1.1. Пояснительная записка. Актуальность темы проекта

Как у маленького деревца, еле поднявшегося

над землёй, заботливый садовник укрепляет

корень, от мощности которого зависит жизнь

растения на протяжении нескольких десяти-

летий, так учитель должен заботиться о вос-

Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Маленькие россияне“» размещена в разделах

питании у своих детей чувства безграничной

любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и

любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Поэтому, с раннего возраста надо прививать любовь к своей семье, Родине, посёлку и уважению её традиций, заниматься воспитанием патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, родному поселку, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, родного поселка, историческими деятелями, известными людьми и героями.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира и музыкального искусства. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного гражданско-патриотического воспитания, осуществляемого в системе.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, семье, уважение традиций. Полученные знания в повседневной жизни, образовательной деятельности, на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

1.2. Паспорт проекта

Вид проекта : целевой творческий практико-ориентированный.

Сроки проекта : июнь – 2019 – май 2020 год (долгосрочный)

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет, специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре воспитатели, родители.

Интегрируемые образовательные области:

• социально – коммуникативное развитие,

• познавательное развитие,

• речевое развитие,

• художественное - эстетическое развитие,

• физическое развитие.

Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о родном посёлке Монастырщина, городе Смоленске, России, о защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны.

1.3. Цели и задачи проекта :

Цель:

• Воспитание гражданина и патриота своей страны;

•Формирование гражданско-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.

Задачи:

• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• Расширение знаний детей о символах государства (герб, флаг, гимн) ;

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

• Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;

• Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

1.4. Ожидаемый результат

У детей :

- сформированы представления о семейных ценностях; о духовных и нравственных ценностях; о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к труду, к результатам труда и к окружающему нас миру;

- проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни;

- знакомы с историей и культурой своей страны, поселка, традициями и промыслами;

- развиты чувства ответственности и гордости за достижения страны и поселка;

- осознанное уважение к заслугам и подвигам воинов и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны;

- повысился интерес к истории своей страны, родного поселка;

- имеют желание самоотверженно служить на благо Родины, быть полезным своей Родине.

У родителей:

- активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и творческой деятельности гражданско-патриотического воспитания;

- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса.

У педагогов:

- поиск методов, приёмов и форм управления развитием гражданско-патриотического воспитания детей, а также профилактики патриотического чувства у родителей;

- разработка бесед, ООД с детьми на гражданско-патриотические темы.

1.5. Формы, методы и приёмы работы, направленные на реализацию задач проекта

Формы:

- Экскурсии.

- Целевые прогулки.

- Беседы и НОД по тематике.

- Совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей.

- Дидактические, подвижные и хороводные игры.

- Сюжетно-ролевые игры.

- Чтение художественной литературы

- Рассматривание иллюстраций, картин

- Театрализация.

- Природоохранная деятельность.

- Изготовление подарков.

- Выставки и экспозиции.

- Развлечения, досуги, праздники, концерты.

- Инсценировки, театрализации.

Методы и приё мы:

- Объяснительно-иллюстративные.

- Проблемное изложение материала.

- Исследовательские.

- Словесные.

- Демонстрационные.

- Методы формирования личности: рассказ, объяснение, разъяснение, этические беседы.

- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения; упражнение, поручение, воспитывающие ситуации.

2. Практическая часть проекта.

2.1. Этапы развития проекта

I этап Подготовительный

• Изучение научно-методической литературы;

• Отбор методов и приёмов для работы с детьми, родителями.

• Составление перспективного плана;

• Мониторинг знаний детей по гражданско-патриотическому направлению

II этап Основной

• Организация и проведение занятий, бесед, экскурсий, игр с детьми;

• Организация и проведение различных мероприятий с родителями воспитанников.

• Организация и проведение совместных мероприятий

• Участие с детьми в конкурсах различного уровня по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап Заключительный

• Мониторинг уровня знаний детей

• Анкетирование родителей с целью изучения мнения о проделанной работе.

• Обобщить и представить результаты работы ДОУ.

• Спланировать работу на следующий период

2.2. Основные блоки проекта :

1. Мой дом – моя семья

Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

2. Беседы о правах ребёнка

Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».

3. Приобщение к истокам

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

4. Земля наш – общий дом

Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны

5. Родной край

Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.

6. Защитники Отечества

Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

2.3. Организация деятельности проекта

Перспективный план работы с детьми

Июнь

1 июня-День защиты детей

Цель: дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «Дне защиты детей», показать актуальность праздника.

Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».

Участие в районном мероприятие посвященном Дню защиты детей

Конкурс рисунка на асфальте "Миру – мир"

12 июня – День России

«Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Участие в районном мероприятие посвященном Дню России с танцем «Флаг России» (подготовительная группа)

Июль

День семьи, любви и верности

Цель: Воспитывать желание заботиться о близких родных людях, развивать чувство гордости за свою семью. Формировать представление о семейных традициях и праздниках.

Фото выставка: «Мама, папа, я – счастливая семья»

Беседы с детьми «Моё имя», «Права и обязанности в семье», «Кем работают мои родители».

«Растения моего края»

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Участие в областном творческом видеоконкурсе «С чего начинается Родина…» (музыкальная композиция «Девочка Россия») (подготовительная группа)

Август

22 августа - День флага

Цель: продолжать формировать представление о государственных символах России-флаге, гербе, гимне; подвести к пониманию того, что символы не только обозначают, а и описывают явления. Воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине

Беседы «Наш дом – Россия», «Государственные символы России», «У каждой страны свой флаг»;

Просмотр мультфильма «Как Петр-Царевич искал цвета для флага»;

Викторина «Флаг Российской Федерации»

Сентябрь

1 сентября- День знаний

Развлечение "День знаний".

Цель: дать детям представление о том, что знания нужны каждому, источник знаний - книги, старшее поколение, школа.

Беседа: "Я и мои права".

Цель: продолжать знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме

27 сентября - День освобождение Смоленщины

«Боевая слава нашего народа. Знаменитые земляки»

Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Беседы «Никто не забыт, ничто не забыто».

Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме

всего народа, вставшего на защиту своей Родины

Экскурсия к Аллее героев погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны (возложение цветов с педагогами групп)

Октябрь

1 октября – день пожилого человека

Цель: воспитывать доброе, заботливое отношение к пожилым людям, стремление помогать им, прививать желание дарить родным людям бабушкам и дедушкам подарки.

Беседа с детьми «Старость надо уважать»;

Рассматривание альбомов «Мои бабушки и дедушки»;

Чтение стихов, изготовление пригласительных открыток

Развлечение для бабушек и дедушек.

Ноябрь

День народного единства

«Многонациональная Родина»

Цель: расширять знания детей о людях разных национальностей, живущих в России; работать над понятием "гражданин"; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

Беседа с детьми: «Мы все разные, но мы все равны».

Чтение произведений разных народов мира.

Декабрь

«Защитники земли русской»

Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Беседы: «Путешествие в историю» - богатыри земли русской, рассматривание репродукции «Богатыри» В. Васнецова. (1870)

Рисование, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов «Илья Муромец и соловей разбойник, «Три богатыря»

Январь

«Традиции и праздники»

Цель: расширять знания детей о народных праздниках на Руси; воспитывать интерес к национальным традициям русского народа.

Беседа: «Культура и традиции русского народа», «Русские посиделки-Калядки», «Народные промыслы».

Слушание русских народных мелодий

Рассматривание народных инструментов

Экскурсия краеведческий музей п. Монастырщина

Февраль

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Беседа «Наша армия родная»

Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографии показывающие будни армии

Изготовление подарков папам и дедушкам

Музыкально-спортивное мероприятие «День защитника Отечества»

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Цель: воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей, прививать желание дарить родным людям подарки.

Беседа «Я и моя мама», «Как я помогаю маме»

Чтение и обсуждение произведений:

Г. Виеру «Мамин портрет», М. Ивенсен «Каждый по-своему маму поздравит» и др.

Игра-драматизация по сказке С. Прокофьевой «Сказка про маму»

Изготовление подарков для мам и бабушек.

Развлечение «8 марта-женский праздник».

Апрель

«Наши космонавты».

Цель: Продолжать знакомить детей с профессией космонавта (с просмотром видеофильма); познакомить детей с пословицами и поговорками об этой профессии; учить детей мечтать. Воспитывать уважение к этой опасной и трудной профессии.

Спортивное развлечение "Мы - космонавты"

Беседа "Наше государство-Российская Федерация".

Аппликация «Летим к звёздам»

«За что мы любим свой поселок»

Цель: уточнить представление детей о родном поселке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Выставка рисунков на тему "Моя малая Родина"

Изготовление фотоальбома о поселке Монастырщина и его достопримечательностях и памятниках Воинской славы.

Беседы по данной теме, выставка изо деятельность «Мой поселок»

Экскурсия в Монастырщинскую среднюю школу им. Колдунова в музей воинской славы

Май

«9 мая- День победы»

Цель: продолжать знакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Беседа о празднике «День Победы».

Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме

всего народа, вставшего на защиту своей Родины

Рисование «Праздничный салют»

Смотр-конкурс «Победа со слезами на глазах»

Возложение цветов к мемориалу павшим в ВОВ

(с педагогами своей группы)

Участие в шествии на параде 9 МАЯ (с родителями)

План работы с родителями:

- Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»

- Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Именины»

- Консультации, беседы: «Конвенция о правах ребёнка», «Интернациональное и патриотическое воспитание дошкольников», «Возрождение русских национальных традиций» и др.

- Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».

- Фотовыставки «Мама, папа, я – счастливая семья», «Самое красивое место в нашем селе», «Полюбуйтесь-ка друзья это-мама, это-я!»», «Наши Защитники Отечества

- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы, День народного Единства, День независимости России).

- Оформление информационного стенда: рубрика «Художественная литература о наших Защитниках Отечества», «Художники о подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).

План работы с педагогами:

Консультации

- «Воспитание толерантности у дошкольников»;

- «Формирование представлений детей о родном городе»;

- «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма»,

- «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников»

- «Ознакомление с родным посёлком Монастырщина - как средство патриотического воспитания»

- «Конвенция о правах ребёнка»

Работа рабочей группы педагогов по организации и проведению праздников (по плану)

Рекомендации для родителей и воспитателей

- «Как воспитать защитника?»

Презентация

- «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум с педагогами ДОУ Распространение опыта работы - «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном детском саду»

Рекомендации про проведению конкурсов чтецов, конкурсов – выставок детских работ и совместных работ детей и родителей (по плану)

Проведение праздников для родителей

2.4. Перспектива дальнейшего развития проекта.

В дальнейшей работе по гражданско-патриотическому воспитанию планируется:

• разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;

• подготовить консультации для родителей;

• провести педсовет и мастер-класс для педагогов.

Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

3. Литература

• Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Смоленской области. 2017г.

• Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Издательство «Учитель» 2013г.

«Детям о Великой Победы!» А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина

• «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А. Я. Ветохина

• Подборка пословиц и поговорок о героизме, героях, Родине, мире.

«Комплект карточек Россия». Методические рекомендации. 2015г.

• Беседы с ребёнком «Защитники Отечества» С. Н. Савушкин2014г.

• Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию

тематических плакатов «Города-герои». 2017г.

• Н. Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной» 2016г.

• В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду» 2015г.

• Государственные символы России. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет

• Конвенция ООН о правах ребёнка

Публикации по теме:

Сценарий праздника к Деню России «Мы — маленькие россияне»Сценарий праздника к Деню России «Мы — маленькие россияне» Праздник «Мы - маленькие Россияне» Ведущие Петрушка и Матрёшка. Звучит музыка («Моя Россия») Петрушка: Вот Матрешка — древняя краса Сквозь.

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Маленькие натуралисты» Цель проекта: развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его.

Конспект занятия по физическому развитию для детей старшего возраста «Мы — маленькие звезды» Конспект Образовательной деятельности по физическому воспитанию на тему: «Мы маленькие звезды» Для детей старшей группы. Залезская Н. В.

Проект «Космос» для детей старшего дошкольного возраста Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Проект «Город» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №139» Утверждаю : Заведующая МБДОУ «Детский сад №139» Порхунова.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Книжкина неделя»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Книжкина неделя» Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Книжкина неделя» Цель: формировать у детей интерес к книге. Задачи: - расширять.

Проект «Мы — юные метеорологи» для детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход.

Проект по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Программа по тестопластике «Маленькие мастера» для детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ Программа по тесто - пластике для детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ «Маленькие мастера» Составитель программы Мартьянова Елена.

Совместный проект учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи — насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста Совместный проект учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста Тип проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие россияне»
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 10:37
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие россияне»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Башина (УИ 336079) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД