АНАСТАСИЯ МУДРОВА
Проект «Люби и знай Камчатский край, его храни, преумножай!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Введение
Большая Родина всегда начинается с малой - с семьи, двора, детского сада, родного города, родного края, окружающей природы. Развитие любви и привязанности к родному дому служит первой ступенью в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника.
Актуальность: в дошкольный период закладываются основы личности. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Проект „Люби и знай Камчатский край, его храни, преумножай!“» размещена в разделах
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Проект «Люби и знай Камчатский край, его храни, преумножай» разработан с учетом национально-регионального компонента вариативной программы «Камчатский край люби и изучай» и органически вписывается в общий контекст основной воспитательно-образовательной программы детского сада.
Проблема:
Задача воспитатния чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в детском саду, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнении её новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с достопримечательностями города Вилючинска и края.
На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : .
«Люби и знай Камчатский край, его храни, преумножай»
Гипотеза:
Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях,начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель проекта :
Формирование ценностного отношения к культуре и истории родного края, развитие способности к практическому и умственному экспериментированию логическим операциям.
Задачи проекта :
Социально-коммуникативное развитие:
1. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
2. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Вилючинск.
3. Воспитывать любовь к родному краю. Умение видеть прекрасное и этим гордиться.
4. Совершенствовать речь детей, как средство общения
5. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
6. Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Познавательное:
1. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и цели деятельности.
2. Расширять представления о родном Камчатском крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями района, в котором живут дети, военные объекты: их вред и польза.
3. Формировать основы экологической культуры. Расширять знания детей о флоре и фауне Камчатского края. Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях родного края.
4. Закреплять знания детей о гербе Камчатского края и гербе города Вилючинска.
Речевое развитие:
1. Продолжать работу по обогащению словаря детей: достопримечательность, вилючинцы, горожане, камчадалы, улицы Крашенинникова, Вилкова, Нахимова, ВЛКСМ, СОК «Океан», и т. д. Умение применять их в речи.
2. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
3. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, воспитывать культуру речевого общения.
Художественно- эстетическое:
1. Воспитывать интерес к искусству родного края, любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
2. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Воспитательные:
1. Воспитывать патриотизм и гражданственность.
2. Воспитывать и прививать любовь к родному краю.
3. Воспитывать трудолюбие и аккуратность.
Ведущим принципом обучения является научность, детям даются правильные естественно-научные знания, сведения, экологические понятия.
Участники проекта :
Дети подготовительной группы детского сада 6-7 лет
Воспитатели группы
Родители группы
Музыкальный руководитель
Тип проекта :
Познавательно-творческий, среднесрочный (3 месяца)
1. Этапы проекта :
1. этап - подготовительный
На этом этапе работа велась по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа по обогащению развивающей среды
С детьми была проведена первичная диагностика по выявлению уровня общих знаний и представлений о родном крае, его культуре и быту (см. приложения)
По результатам диагностики был сделан вывод, что у 70 % детей отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города и края, у 65% детей отмечается низкий уровень знания истории города и края.
Анкетирование родителей показало следующие результаты: 80% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости, 40% родителей затрудняются в знании истории города. 20% родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
По результатам диагностики был сделан вывод, что детям необходимо патриотическое воспитание. Изучение национальной культуры и гражданских чувств к своему краю.
Материально-технические ресурсы необходимые при выполнении проекта :
подбор исторической литературы
подбор произведений русского народного творчества
подбор наглядного материала
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности
дидактические игры
Подвижные игры
выставки книг, рисунков, поделок
2. этап - практический
Оформление альбомов
«Мои любимые места», «Обряды и обычаи народов живущих на территории края», «Авачинская бухта» «Городской парк», «Народные праздники», изготовление генеалогического древа.
Изобразительность
Город-глазами ребенка, роспись кухлянки, изготовление оберега-куклы
Оформление дидактических игр по краеведению
«Узнай, где я нахожусь», «Вот моя улица, вот мой дом родной» Цель: учить детей рассказывать о своей улице, домашний адрес
«Я фотограф» Цель: учить детей рассказывать о том, что изображено на его фотографии.
Знакомство детей с народной музыкой, пение народных песен
Знакомство с творчеством поэтов наших земляков. Чтение произведений, заучивание стихотворений
Знакомство с творчеством художников Камчатского края
Экскурсии по родному городу Вилючинску. Почему так названы улицы
Творческие рассказы детей на тему что я расскажу о Вилючинске друзьям
3 этап – обобщающий
Данный проект был проведен в МБДОУ «Детский сад № 8» в 2019-2020 учебном году (сентябрь-ноябрь) с детьми подготовительной группы 6-7 лет, в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка, деятельности детей и родителей, самостоятельной детской деятельности.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Предметно-развивающая среда построена с учетом организации воспитания и обучения дошкольников, «ориентированных на завтрашний день развития»(Л. Выготский, с поиском средств максимального развития личности ребенка через познавательно-творческую деятельность. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (украшение рыбки орнаментом, роспись кухлянки, а так же налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Занятия, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые на внимание) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того, игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощь, взаимовыдержка).
Продукты проекта
Макет Камчатского края, макет вулкана, фотографии, рисунки, выставки, дидактические игры, изготовление национальных кукол, генеалогическое древо.
В разработке проект «Люби и знай Камчатский край, его храни, преумножай» для формирования целостной системы знаний, развития познавательного интереса у детей, мною использованы методы:
обследование и опыт,
метод вопросов,
метод повторения,
рассматривание иллюстраций,
чтение составление рассказов,
игровые приемы,
проблемные ситуации,
наблюдения, беседы.
Предполагаемый результат
Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видов деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее оказывать посильную помощь. Освоение достигнутых знаний об истории родного отечества. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. Проявление внимания и уважения к пожилым людям, оказание посильной помощи.
Результат:
Рост познавательной активности детей повысился и сотавил 75%
Анализ результатов усвоения занятий по теме «Мой край люби и знай» показал среднее развитие у 73% детей, а выше среднего у 20%.
Повышение активности родителей в делах группы составил 80%
Проводимая работа помогла детям испытать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу. Испытать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научила любоваться природой, бережно относиться к ней.
Обеспечение проектной деятельности
Информационные ресурсы:
Yandex/ru
Nsportal.ru/ detskiy-sad/regionalnyy
Interacher.ru
Gigabaza.ru
Portal iv-edu.ru
Planeta detstva/net
Poezhaika.ru
Krupenichka.ru
Ped-kopilka
Методические ресурсы: (Литература)
1.«Коряки в сердце моем», Москва: «Пента», 2000
2. Бурдун Е. А., Волков А. И. Знакомство дошкольников с биоразнообразием камчатки : методическое пособие по экологическому образованию детей дошкольного возраста - Петропавловск-Камчатский : Издательство КИПКПК, 2009.
3. Детская энциклопедия «Махаон» : Вулкан. - М. : Махаон, 2006.-125с.
4. Журнал Дошкольное воспитание. 2011.№10
5. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, 2004
6. Нечаева А. Камчатка. Горячая земля у студеного моря: фотоальбом. -М. :Логата; Петропавловск-Камчатский : Новая книга, 2003.-159 с.
7. Семенов В. По вулканам и горячим источникам Камчатки/ Петропавловск-Камчатский, дальневосточное книжное издательство, Камчатское отделение, 1983.