Лучший педагог года

Проект «Люби и береги природу родного Верхоянья»

Агафья Тимофеевна Рожина
Проект «Люби и береги природу родного Верхоянья»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта

Название: «Люби и береги природу родного Верхоянья»

Авторы проекта : Рожина Агафья Тимофеевна

Вид проекта : долгосрочный

Продолжительность проекта : сентябрь-май

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели и родители.

Актуальность

Каждый человек – часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, естественную среду, в котором он живет и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.

Публикация «Проект „Люби и береги природу родного Верхоянья“» размещена в разделах

У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к родному краю, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.

Цель проекта : Формирование знаний детей о природе родного Верхоянья, средствами экологического воспитания.

Задачи проекта :

Обучающие:

1. Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

2. Учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

3. Организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

4. Научить детей простейшим правилам поведения в природе.

Развивающие:

1. Развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

2. Развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

3. Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

Воспитательные:

1. Сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений, любовь к природе родного Верхоянья;

2. Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по ее охране и предупреждению насилия над природой;

3. Научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразия форм и красок;

Перечень форм и методов реализации проекта :

- Экологические занятия, беседы, просмотр фильмов, презентаций, поисково-познавательные мероприятия, реализуемые в ходе непосредственно – образовательной деятельности, тематические развлечения.

- Изобразительное деятельность (рисование, лепка, аппликация).

- Оснащение предметно-пространственной среды (оформление библиотеки, создание альбомов и книг о природе, сбор природных материалов и гербария).

- Взаимодействие с родителями.

- Чтение литературы художественного и познавательного характера.

- Конкурсы и викторины.

- Экологические, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.

- Целевые прогулки по экологической тропе.

Этапы работы над проектом.

Реализация проекта идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа (растения и животные, характерные для Верхоянского района).

2. Неживая природа (вода, воздух, почва - как факторы, влияющие на функционирование живых организмов).

3. Человек (действия человека направленные на природу – положительные и отрицательные).

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап:

1. Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели.

2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап:

1. Подведение итогов проекта.

2. Оценка достигнутых результатов

Реализация проекта

Подготовительный этап

Содержание деятельности Участники Сроки реализации

Анализ имеющейся программы и методических разработок по данной теме Воспитатель Август

Подбор материала для проекта Воспитатель Август

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей Воспитатель Август

Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта Воспитатель Август

Обеспечение дидактического пособия для реализации проекта Воспитатель В течение года

Оформление родительского стенда: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме. Воспитатель III неделя августа

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для ОД и развивающей среды в группе (дидактические игры, книги о природе, серии фотографий, наборы игрушек животных, птиц, насекомых). Воспитатель, старший воспитатель, родители В течение года

Основной этап проекта

Перспективный план старшей группы для реализации проекта

Содержание деятельности Участники Сроки реализации

Тема месяца: «Человек – часть природы» Сентябрь

Беседа «Я – дитя природы»

Цель:

- Расширять представления детей о природе.

- Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

- Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Дидактическая игра «Природа и человек» Дети, воспитатель I неделя сентября

Целевая прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

Цель:

- Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).

- Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

- Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.

- Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах.

Экологическая игра «Угадай растение по описанию». Дети, воспитатель II неделя сентября

Консультация для родителей «Учите детей любить природу»

Цель:

- привлечение родителей к экологическому воспитанию детей. Воспитатель, родители Сентябрь

НОД на тему: «Как вести себя на природе»

Цель:

- Расширять знания детей о правилах поведения на природе.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Викторина «Правила поведения на природе» Дети, воспитатель III неделя сентября

Тема месяца: «Мое любимое Верхоянье» Октябрь

Экскурсия по городу Верхоянск

Цель:

- Выяснить положительные и отрицательные факторы на окружающую среду города.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к своему городу. Дети, воспитатель I неделя октября

Беседа на тему: «Природа Верхоянья». Экскурсия в краеведческий музей «Полюс Холода».

Цель:

- Дать представления о природе и фауне Верхоянья.

- Рассказать детям о климатических условиях города Верхоянска.

- Познакомить детей названиями редких и исчезающих видов животных и растений Дети, воспитатель II неделя октября

НОД Тема: «Что нам осень принесла?»

Цель

- Расширять представления детей об овощах и фруктах.

- Дать представления о пользе природных витаминов.

- Рассказать детям, какие овощи растут у нас.

Игровое упражнение «Собери урожай» Дети, воспитатель III неделя октября

Выставка поделок из природного материала «Осенний пейзаж» Дети, родители IV неделя октября

Тема месяца: «Неживая природа» Ноябрь

Беседа на тему: «Река Яна»

Цель:

- Рассказать детям о реке Яне.

- Расширять представления о пользе воды.

- Формировать бережное отношение к окружающей среде.

Чтение «Как люди реку обидели»

Загадки о состоянии воды. Дети, воспитатель I неделя ноября

НОД Тема: «Озера города Верхоянска»

Цель:

- Познакомить с названиями ближайших озер города Верхоянска.

- Рассказать какие рыбы обитают в озерах.

- Выяснить загрязнения озера «Байхал». Дети, воспитатель II неделя ноября

Беседа на тему: «Явления неживой природы : солнце, небо, вода и осадки»

Цель:

- Продолжать учить определять и называть явления неживой погоды.

- Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.

- Дать детям представления о необходимости воздуха для жизни человека и животных.

Художественное творчество – аппликация на тему «Мое Солнышко» Дети, воспитатель III неделя ноября

Физкультурно-экологическое занятие «Путешествие на горе Аппыт»

Цель:

- Расширить знание детей об окружающей среде города Верхоянска.

- Прививать детям любовь к родному краю, умение видеть ее красоту.

- Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Дети, воспитатель IV неделя ноября

Тема месяца: «Животный мир родного Верхоянья» Декабрь

Беседа на тему: «Кто живет в нашем лесу?»

Цель:

- Рассказать детям, какие животные живут в нашем лесу.

- Дать конкретные представления о животных (заяц-беляк, белка, лиса)

Подвижная игра «Белки и орешки» Дети, воспитатель I неделя декабря

НОД с использованием презентации

Тема: «Американский длиннохвостый суслик»

Цель:

- Познакомить детей с жизнью американского длиннохвостого суслика:

- Внешний вид суслика

- Образ жизни и питание суслика Дети, воспитатель II неделя декабря

НОД Тема: «Как готовятся звери к зиме?»

Цель:

- Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни.

- Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.

- Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним. Дети, воспитатель III неделя декабря

Беседа на тему: «Домашние животные и их детеныши»

Цель:

- Расширять знания о домашних животных и их детенышах.

- Дать представления о пользе домашних животных Дети, воспитатель IV неделя декабря

Тема месяца: «Птицы родного Верхоянья» Январь

Беседа на тему: «Птицы Верхоянья»

Цель:

- Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц (на примере воробья).

- Рассказать детям, какие птицы обитают у нас.

- Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Якутская подвижная игра «Ястреб и утки» Дети, воспитатель II неделя января

Беседа о зимующих и перелетных птицах

Цель:

- Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах.

- Учить различать птиц по существенному признаку; классифицированию птиц на зимующих и перелетных

Чтение стихотворений о птицах. Дети, воспитатель III неделя января

НОД Тема: «Красивая птица Стерх»

Цель:

- Рассказать об особенностях поведения стерха, особенности строения птицы (форма тела, клюв, голова, крылья)

- Рассказ о легенде «Кыталык Уйбаан»

Художественное творчество – аппликация панно «Кыталык». Дети, воспитатель IV неделя января

Тема месяца: «Обитатели озер и реки Яны» Февраль

Беседа на тему: «В гости подледное царство»

Цель:

- Познакомить детей с обитателями озер и реки Яны.

- Дать представление о жизни водоема зимой,

- Формировать знания строения рыбы и последовательность развития рыбы из икры.

Подвижная игра «Рыбак и рыбки» Дети, воспитатель I неделя февраля

Рассказ легенды Слепцовой М. С. «Озеро Сордонноох»

Художественное творчество – рисование «Наши рыбки» Дети, воспитатель II неделя февраля

НОД Тема: «Наш любимый карась»

Цель:

- Познакомить детей строением, окраской, формой тела, строению плавников карася.

- Дать представления

Дидактическая игра «Рыбная ловля» Дети, воспитатель III неделя февраля

Тема месяца: «Растительный мир родного Верхоянья» Дети, воспитатель Март

Беседа на тему: «Лопчатка Толля – растение занесенная в Красную книгу»

Цель:

- Познакомить детей о внешнем виде растения.

- Воспитывать бережное отношение к редкостному растению.

Экологическая игра «Цветы» Дети, воспитатель I неделя марта

НОД Тема: «Кедровый стланик»

Цель:

- Формировать представления о том, что дерево и кустарник – это растение.

- Познакомить детей с внешним видом кедрового стланика.

- Развивать мышление и эстетический вкус у детей

Игра «Станем мы деревьями». Дети, воспитатель II неделя марта

Художественное творчество: «Цветы из нашей полянки» - рисование

Цель:

- Показать и рассказать детям, какие цветы растут у нас на природе.

- Формировать желание отражать красоту природы в художественно - творческой деятельности.

Экологическая игра «Цветы из моей полянки» Дети, воспитатель III неделя марта

Беседа на тему: «Лекарственные растения Верхоянья»

Цель:

- Рассказать детям о лекарственных растениях Верхоянья.

- Дать представления о пользе лекарственных растений для человека (брусника, шиповник, щитовник пахучий).

Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Дети, воспитатель IV неделя марта

Тема месяца: «Сохрани природу» Апрель

Беседа на тему: «Как помочь природе»

Цель:

- Способствовать уважительное отношение к природе, соблюдению мер ее охраны.

- Сформировать понимание необходимости охранять природу. Дети, воспитатель I неделя апреля

Художественное творчество – рисование на тему: «Берегите природу»

Цели:

- Расширять представления детей о растительном и животном мире.

- Учить отображать в рисунке собственные замыслы.

- Развивать творческие способности, воображение.

- Воспитывать любовь к родной природе и умение правильно вести себя на природе.

Выставка рисунков детей на тему «Береги природу» Дети, воспитатель II неделя апреля

Экологическая инсценировка «Зеленый патруль

Цель:

- Расширять представления о растительном и животном мире

- Учить бережно, относиться к родной природе.

- Научить видеть окружающую красоту.

- Формировать отрицательное отношение к насилию сильного над слабым. Дети, воспитатель, старший воспитатель, родители III – IV неделя апреля

Тема месяца: «Земля – наш общий дом» Май

Беседа на тему: «Земля – наш общий дом» - заключительный

Цель:

- Дать детям понять, что природа – наш общий дом.

- Закреплять знания детей о различии природы и не природы, называть объекты живой и неживой природы.

- Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать

- Воспитывать желание оказывать посильную помочь природе. Дети, воспитатель I неделя мая

НОД Тема: «Жалобная книга природы»

Цель:

- Вспомнить пройденные правила поведения на природе.

- Способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер ее охраны.

Разгадывание кроссворда на тему охраны природы. Дети, воспитатель II неделя мая

Экологическая тропа (весна).

Цель:

- Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

- Показать объекты экологической тропы весной.

- Формировать бережное отношение к окружающей природе.

- Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Дети, воспитатель III неделя мая

Заключительный этап

Подведение итогов проекта

Проведенная с детьми старшей группы в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:

- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней,

- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта, и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

- педагогу повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного Верхоянья.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

В течение года родители принимали активное участие в обогащение предметно – развивающей среды в группе. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в акции «Мы за зеленый город», изготовили кормушки и скворечники для птиц, в создании фотовыставки «Мы - дети природы», детских авторских книжек, в облагораживании и озеленении территории детского сада.

Для наглядности результаты за 2016 - 2017 учебный год представлены в диаграмме.

Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня

экологической воспитанности детей (в %)

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень экологической воспитанности детей старшей группы изменился. Количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности повысился. Эти дети ответили практически на все виды вопросов, ребята выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Отвечая на вопросы, они проявляли свои эмоции. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось отсутствие трафаретности в высказываниях, т. е. они выражались не общепринятыми фразами, а выражали свои мысли.

Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности изменился за счет того, что часть детей повысила свой уровень знаний.

Детей с низким уровнем развития экологической воспитанности на конец года не осталось. При участии в диагностике в мае дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.

Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка и реализация системы мероприятий по организации экологизации предметно – развивающей среды в группе, пополненной разнообразными пособиями. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.

Таким образом, при системном, комплексном проведении работы можно достичь намеченных целей:

1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.

2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.

3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.

4. Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.

Использованная литература

1. Деревья и кустарники Якутии, Тимофеев П. А., изд. : Бичик, 2003.

2. Знаете ли вы млекопитающих Якутии, Сидоров Б. И., изд. : Бичик, 2002.

3. От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования, Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. и др., изд. : Мозаика-Синтез, 2014.

4. Ознакомление с природой в детском саду, Соломенникова О. А., изд. : Мозаика-Синтез, 2014.

5. Экологическое воспитание в детском саду, Соломенникова О. А., изд. : Мозаика-Синтез, 2006.

6. Добро пожаловать в экологию, Воронкевич О. А., изд. : Детство-пресс, 2003.

7. Занятия по экологии в детском саду, Коломина Н. В., изд. : Творческий Центр, 2008.

8. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями, Дрязгунова В. А., изд: Москва просвещение, 1981.

9. Конспекты интегрированных занятий, изд. : ТЦ Учитель, 2009.

10. Экологические занятия с детьми 5-6 лет, Бондаренко Т. М., ТЦ Учитель, 2009

11. Программа экологического образования детей, Кондратьева Н. Н. и др., 2003

Публикации по теме:

Сценарий мероприятия «Береги природу!»Сценарий мероприятия «Береги природу!» Берегите, ребята, природу, И цветы, и деревья, и луг, И животных, и почву, и воду, Ведь природа - надёжный наш друг! Пояснительная записка:.

Фотоотчёт о выступлении на конференции по экологическому воспитанию «Береги и люби природу»Фотоотчёт о выступлении на конференции по экологическому воспитанию «Береги и люби природу» Двадцать первый век – век информации и экологии. Факт этот подтверждается практически, что позволяет говорить о приоритетности экологического.

Лэпбук «Береги природу!»Лэпбук «Береги природу!» Лэпбук «Береги природу» Воспитания у детей любви к природе, бережного отношения к ее объектам — необходимость в наше время. Ведь.

Макет Леса «Береги природу»Макет Леса «Береги природу» Береги природу! В старшей группе детского сада,я с ребятами провела детский экологический проект "Любители природы"в котором я ставила.

Проект «Береги природу»Проект «Береги природу» Проект "Береги природу» Проект направлен на формирование экологической культуры. Продукт проекта – «Экологические знаки», «Береги природу».

Сценарий конкурса рисунков «Береги природу» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа-сад №13 Города Байкальска. Конспект сценария конкурса рисунков.

Участие в акции «Береги природу»Участие в акции «Береги природу» 2017 год- объявлен годом экологии. И конечно же все педагоги идут в ногу со временем. Недавно администрацией нашего района была объявлена.

Викторина для дошкольников «Береги природу» 1. Какой формы наша планета? плоская шарообразная овальная 2. Как называется пространство суши, омываемое морями и океанами? город остров.

Экологический досуг «Береги и люби природу родного края»Экологический досуг «Береги и люби природу родного края» Цель: -расширять представление детей о пользе леса в жизни человека; -закрепление знаний детей о природе родного края; -воспитание интереса.

Экологический проект в подготовительной группе «Береги природу» ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «БЕРЕГИ ПРИРОДУ». Разработали: Мараховская Е. С. Волынкина Н. Н.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Люби и береги природу родного Верхоянья»
Опубликовано: 26 октября 2017 в 06:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Люби и береги природу родного Верхоянья»» (включая файлы) размещена пользователем Агафья Тимофеевна Рожина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД