Агафья Тимофеевна Рожина
Проект «Люби и береги природу родного Верхоянья»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Название: «Люби и береги природу родного Верхоянья»
Авторы проекта : Рожина Агафья Тимофеевна
Вид проекта : долгосрочный
Продолжительность проекта : сентябрь-май
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели и родители.
Актуальность
Каждый человек – часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, естественную среду, в котором он живет и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.
Публикация «Проект „Люби и береги природу родного Верхоянья“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к родному краю, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.
Цель проекта : Формирование знаний детей о природе родного Верхоянья, средствами экологического воспитания.
Задачи проекта :
Обучающие:
1. Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
2. Учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
3. Организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
4. Научить детей простейшим правилам поведения в природе.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
2. Развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
3. Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Воспитательные:
1. Сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений, любовь к природе родного Верхоянья;
2. Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по ее охране и предупреждению насилия над природой;
3. Научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразия форм и красок;
Перечень форм и методов реализации проекта :
- Экологические занятия, беседы, просмотр фильмов, презентаций, поисково-познавательные мероприятия, реализуемые в ходе непосредственно – образовательной деятельности, тематические развлечения.
- Изобразительное деятельность (рисование, лепка, аппликация).
- Оснащение предметно-пространственной среды (оформление библиотеки, создание альбомов и книг о природе, сбор природных материалов и гербария).
- Взаимодействие с родителями.
- Чтение литературы художественного и познавательного характера.
- Конкурсы и викторины.
- Экологические, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
- Целевые прогулки по экологической тропе.
Этапы работы над проектом.
Реализация проекта идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа (растения и животные, характерные для Верхоянского района).
2. Неживая природа (вода, воздух, почва - как факторы, влияющие на функционирование живых организмов).
3. Человек (действия человека направленные на природу – положительные и отрицательные).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап:
1. Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели.
2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап:
1. Подведение итогов проекта.
2. Оценка достигнутых результатов
Реализация проекта
Подготовительный этап
Содержание деятельности Участники Сроки реализации
Анализ имеющейся программы и методических разработок по данной теме Воспитатель Август
Подбор материала для проекта Воспитатель Август
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей Воспитатель Август
Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта Воспитатель Август
Обеспечение дидактического пособия для реализации проекта Воспитатель В течение года
Оформление родительского стенда: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме. Воспитатель III неделя августа
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для ОД и развивающей среды в группе (дидактические игры, книги о природе, серии фотографий, наборы игрушек животных, птиц, насекомых). Воспитатель, старший воспитатель, родители В течение года
Основной этап проекта
Перспективный план старшей группы для реализации проекта
Содержание деятельности Участники Сроки реализации
Тема месяца: «Человек – часть природы» Сентябрь
Беседа «Я – дитя природы»
Цель:
- Расширять представления детей о природе.
- Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
- Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Дидактическая игра «Природа и человек» Дети, воспитатель I неделя сентября
Целевая прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»
Цель:
- Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).
- Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
- Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.
- Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах.
Экологическая игра «Угадай растение по описанию». Дети, воспитатель II неделя сентября
Консультация для родителей «Учите детей любить природу»
Цель:
- привлечение родителей к экологическому воспитанию детей. Воспитатель, родители Сентябрь
НОД на тему: «Как вести себя на природе»
Цель:
- Расширять знания детей о правилах поведения на природе.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Викторина «Правила поведения на природе» Дети, воспитатель III неделя сентября
Тема месяца: «Мое любимое Верхоянье» Октябрь
Экскурсия по городу Верхоянск
Цель:
- Выяснить положительные и отрицательные факторы на окружающую среду города.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к своему городу. Дети, воспитатель I неделя октября
Беседа на тему: «Природа Верхоянья». Экскурсия в краеведческий музей «Полюс Холода».
Цель:
- Дать представления о природе и фауне Верхоянья.
- Рассказать детям о климатических условиях города Верхоянска.
- Познакомить детей названиями редких и исчезающих видов животных и растений Дети, воспитатель II неделя октября
НОД Тема: «Что нам осень принесла?»
Цель
- Расширять представления детей об овощах и фруктах.
- Дать представления о пользе природных витаминов.
- Рассказать детям, какие овощи растут у нас.
Игровое упражнение «Собери урожай» Дети, воспитатель III неделя октября
Выставка поделок из природного материала «Осенний пейзаж» Дети, родители IV неделя октября
Тема месяца: «Неживая природа» Ноябрь
Беседа на тему: «Река Яна»
Цель:
- Рассказать детям о реке Яне.
- Расширять представления о пользе воды.
- Формировать бережное отношение к окружающей среде.
Чтение «Как люди реку обидели»
Загадки о состоянии воды. Дети, воспитатель I неделя ноября
НОД Тема: «Озера города Верхоянска»
Цель:
- Познакомить с названиями ближайших озер города Верхоянска.
- Рассказать какие рыбы обитают в озерах.
- Выяснить загрязнения озера «Байхал». Дети, воспитатель II неделя ноября
Беседа на тему: «Явления неживой природы : солнце, небо, вода и осадки»
Цель:
- Продолжать учить определять и называть явления неживой погоды.
- Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.
- Дать детям представления о необходимости воздуха для жизни человека и животных.
Художественное творчество – аппликация на тему «Мое Солнышко» Дети, воспитатель III неделя ноября
Физкультурно-экологическое занятие «Путешествие на горе Аппыт»
Цель:
- Расширить знание детей об окружающей среде города Верхоянска.
- Прививать детям любовь к родному краю, умение видеть ее красоту.
- Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Дети, воспитатель IV неделя ноября
Тема месяца: «Животный мир родного Верхоянья» Декабрь
Беседа на тему: «Кто живет в нашем лесу?»
Цель:
- Рассказать детям, какие животные живут в нашем лесу.
- Дать конкретные представления о животных (заяц-беляк, белка, лиса)
Подвижная игра «Белки и орешки» Дети, воспитатель I неделя декабря
НОД с использованием презентации
Тема: «Американский длиннохвостый суслик»
Цель:
- Познакомить детей с жизнью американского длиннохвостого суслика:
- Внешний вид суслика
- Образ жизни и питание суслика Дети, воспитатель II неделя декабря
НОД Тема: «Как готовятся звери к зиме?»
Цель:
- Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни.
- Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
- Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним. Дети, воспитатель III неделя декабря
Беседа на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Цель:
- Расширять знания о домашних животных и их детенышах.
- Дать представления о пользе домашних животных Дети, воспитатель IV неделя декабря
Тема месяца: «Птицы родного Верхоянья» Январь
Беседа на тему: «Птицы Верхоянья»
Цель:
- Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц (на примере воробья).
- Рассказать детям, какие птицы обитают у нас.
- Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.
Якутская подвижная игра «Ястреб и утки» Дети, воспитатель II неделя января
Беседа о зимующих и перелетных птицах
Цель:
- Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах.
- Учить различать птиц по существенному признаку; классифицированию птиц на зимующих и перелетных
Чтение стихотворений о птицах. Дети, воспитатель III неделя января
НОД Тема: «Красивая птица Стерх»
Цель:
- Рассказать об особенностях поведения стерха, особенности строения птицы (форма тела, клюв, голова, крылья)
- Рассказ о легенде «Кыталык Уйбаан»
Художественное творчество – аппликация панно «Кыталык». Дети, воспитатель IV неделя января
Тема месяца: «Обитатели озер и реки Яны» Февраль
Беседа на тему: «В гости подледное царство»
Цель:
- Познакомить детей с обитателями озер и реки Яны.
- Дать представление о жизни водоема зимой,
- Формировать знания строения рыбы и последовательность развития рыбы из икры.
Подвижная игра «Рыбак и рыбки» Дети, воспитатель I неделя февраля
Рассказ легенды Слепцовой М. С. «Озеро Сордонноох»
Художественное творчество – рисование «Наши рыбки» Дети, воспитатель II неделя февраля
НОД Тема: «Наш любимый карась»
Цель:
- Познакомить детей строением, окраской, формой тела, строению плавников карася.
- Дать представления
Дидактическая игра «Рыбная ловля» Дети, воспитатель III неделя февраля
Тема месяца: «Растительный мир родного Верхоянья» Дети, воспитатель Март
Беседа на тему: «Лопчатка Толля – растение занесенная в Красную книгу»
Цель:
- Познакомить детей о внешнем виде растения.
- Воспитывать бережное отношение к редкостному растению.
Экологическая игра «Цветы» Дети, воспитатель I неделя марта
НОД Тема: «Кедровый стланик»
Цель:
- Формировать представления о том, что дерево и кустарник – это растение.
- Познакомить детей с внешним видом кедрового стланика.
- Развивать мышление и эстетический вкус у детей
Игра «Станем мы деревьями». Дети, воспитатель II неделя марта
Художественное творчество: «Цветы из нашей полянки» - рисование
Цель:
- Показать и рассказать детям, какие цветы растут у нас на природе.
- Формировать желание отражать красоту природы в художественно - творческой деятельности.
Экологическая игра «Цветы из моей полянки» Дети, воспитатель III неделя марта
Беседа на тему: «Лекарственные растения Верхоянья»
Цель:
- Рассказать детям о лекарственных растениях Верхоянья.
- Дать представления о пользе лекарственных растений для человека (брусника, шиповник, щитовник пахучий).
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Дети, воспитатель IV неделя марта
Тема месяца: «Сохрани природу» Апрель
Беседа на тему: «Как помочь природе»
Цель:
- Способствовать уважительное отношение к природе, соблюдению мер ее охраны.
- Сформировать понимание необходимости охранять природу. Дети, воспитатель I неделя апреля
Художественное творчество – рисование на тему: «Берегите природу»
Цели:
- Расширять представления детей о растительном и животном мире.
- Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
- Развивать творческие способности, воображение.
- Воспитывать любовь к родной природе и умение правильно вести себя на природе.
Выставка рисунков детей на тему «Береги природу» Дети, воспитатель II неделя апреля
Экологическая инсценировка «Зеленый патруль
Цель:
- Расширять представления о растительном и животном мире
- Учить бережно, относиться к родной природе.
- Научить видеть окружающую красоту.
- Формировать отрицательное отношение к насилию сильного над слабым. Дети, воспитатель, старший воспитатель, родители III – IV неделя апреля
Тема месяца: «Земля – наш общий дом» Май
Беседа на тему: «Земля – наш общий дом» - заключительный
Цель:
- Дать детям понять, что природа – наш общий дом.
- Закреплять знания детей о различии природы и не природы, называть объекты живой и неживой природы.
- Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать
- Воспитывать желание оказывать посильную помочь природе. Дети, воспитатель I неделя мая
НОД Тема: «Жалобная книга природы»
Цель:
- Вспомнить пройденные правила поведения на природе.
- Способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер ее охраны.
Разгадывание кроссворда на тему охраны природы. Дети, воспитатель II неделя мая
Экологическая тропа (весна).
Цель:
- Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
- Показать объекты экологической тропы весной.
- Формировать бережное отношение к окружающей природе.
- Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Дети, воспитатель III неделя мая
Заключительный этап
Подведение итогов проекта
Проведенная с детьми старшей группы в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней,
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта, и совместная деятельность позволила, в свою очередь:
- педагогу повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного Верхоянья.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
В течение года родители принимали активное участие в обогащение предметно – развивающей среды в группе. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в акции «Мы за зеленый город», изготовили кормушки и скворечники для птиц, в создании фотовыставки «Мы - дети природы», детских авторских книжек, в облагораживании и озеленении территории детского сада.
Для наглядности результаты за 2016 - 2017 учебный год представлены в диаграмме.
Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня
экологической воспитанности детей (в %)
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень экологической воспитанности детей старшей группы изменился. Количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности повысился. Эти дети ответили практически на все виды вопросов, ребята выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Отвечая на вопросы, они проявляли свои эмоции. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось отсутствие трафаретности в высказываниях, т. е. они выражались не общепринятыми фразами, а выражали свои мысли.
Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности изменился за счет того, что часть детей повысила свой уровень знаний.
Детей с низким уровнем развития экологической воспитанности на конец года не осталось. При участии в диагностике в мае дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.
Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка и реализация системы мероприятий по организации экологизации предметно – развивающей среды в группе, пополненной разнообразными пособиями. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.
Таким образом, при системном, комплексном проведении работы можно достичь намеченных целей:
1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
4. Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
Использованная литература
1. Деревья и кустарники Якутии, Тимофеев П. А., изд. : Бичик, 2003.
2. Знаете ли вы млекопитающих Якутии, Сидоров Б. И., изд. : Бичик, 2002.
3. От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования, Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. и др., изд. : Мозаика-Синтез, 2014.
4. Ознакомление с природой в детском саду, Соломенникова О. А., изд. : Мозаика-Синтез, 2014.
5. Экологическое воспитание в детском саду, Соломенникова О. А., изд. : Мозаика-Синтез, 2006.
6. Добро пожаловать в экологию, Воронкевич О. А., изд. : Детство-пресс, 2003.
7. Занятия по экологии в детском саду, Коломина Н. В., изд. : Творческий Центр, 2008.
8. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями, Дрязгунова В. А., изд: Москва просвещение, 1981.
9. Конспекты интегрированных занятий, изд. : ТЦ Учитель, 2009.
10. Экологические занятия с детьми 5-6 лет, Бондаренко Т. М., ТЦ Учитель, 2009
11. Программа экологического образования детей, Кондратьева Н. Н. и др., 2003