Оксана Чистякова
Проект «Лук — зеленый друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель проекта: воспитатель МБОУ Злоказовская СОШ
Чистякова Оксана Анатольевна.
Возраст детей: младшая группа детского сада
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Продолжительность проекта: месяц.
Тип проекта: информационно – исследовательский.
Цель проекта: Формировать начальные предпосылки поисковой деятельности. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях. Расширить представление детей и родителей о видах и лечебных свойствах лука.
Публикация «Проект „Лук — зеленый друг“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Задачи проекта:
• Закрепить представление детей о луке, особенностях его внешнего строения (корни, луковица, перо, его лечебных свойствах.
• Формировать представление детей о необходимости света, тепла, воды, почвы для роста лука.
• Фиксировать изменения роста лука в дневнике наблюдений.
• Учить бережно относиться к растениям.
• Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях (своевременно менять воду в баночках, рыхлить, поливать).
• Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
• Учить детей видеть результат своего труда.
• Развивать коммуникативные способности
Актуальность проблемы:
Сельские дети ежегодно видят, как родители сажают лук, как его убирают, используют в различных целях. Но не задумываются над тем, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять и в зимнее – весенний период, выращивая «живые витамины» в комнатных условиях. Так возникла идея объединиться воспитателю, детям и родителям в совместную деятельность по выращиванию лука зимой на подоконнике.
Проект включает в себя три этапа:
1 ЭТАП — подготовительный (1 неделя).
1. Сообщение детям и родителям о реализации проекта в группе.
2. Поиск информации о луке (энциклопедия, интернет ресурсы, книги).
3. Подбор художественной литературы: стихи, сказки, загадки, пословицы,
поговорки о луке.
4. Чтение сказки «Чиполлино».
5. Просмотр мультфильма «Лунтик», серия «Лук».
6. Подбор иллюстративного материала.
7. Создание условий для посадки лука: сбор контейнеров, баночек, лука-репки, лука-севка, земли.
8. Посадка лука в баночки с водой.
9. Конкурс «Весёлый Чиполлино», на необычное оформление баночки с луком.
10. Занятие «Дедушкины помощники», посадка лука в землю.
2 ЭТАП – основной - исследовательский (2 недели)
1. Дети наблюдали за ростом лука в разных условиях: выращивали лук в воде, лук-севок в земле, выращивали «луковое дерево». Результаты опытов и наблюдений фиксировали в рисунках, на фото. У детей сформировались представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
2. Вечер загадок и стихов о луке
3. Беседа «Лук от семи недуг»
4. Консультация для родителей «Лук – лекарственное растение»
5. Рецепты от родителей «Вкусно и полезно»
6. Продуктивная деятельность: лепка и рисование лука
3 ЭТАП - заключительный (1неделя)
1. Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей.
2. Оформили дневник наблюдений за «Луком – зелёным другом».
3. Собранный материал родителями о луке оформлен в папку «Луковое счастье».
4. Оформили фотоальбом «Наш лучок»
5. Выращенный лук был использован в пищу.
В результате проведенной работы наши дети стали понимать и осознавать, насколько ценен лук. По итогам работы было отмечено:
-Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
-Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
-Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Лук – зеленый друг».
-Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим ЛУК.
Выход на следующий проект «Выращивание лука в огороде».
Ресурсное обеспечение:
«Методика экологического воспитания в детском саду» С. Н. Николаева
«Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л. Г. Горькова
«Ознакомление с природой» О. А. Соломенникова
«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» А. И. Иванова
Интернет ресурсы
Конспект НОД в младшей группе
Тема: «Дедушкины помощники».
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательная: Уточнить представление детей о луке, особенностях его внешнего строения; учить детей правильно сажать лук, использовать приём ввинчивания; формировать представление об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (почва, влага, тепло и свет); закрепить названия овощей.
Развивающая: развивать логическое мышление, активизировать словарный запас, речь ребенка, трудовые навыки и умения; развивать наблюдательность и любознательность.
Воспитательная: прививать любовь к растениям, желание ухаживать за ними; воспитывать желание участвовать в драматизации, умение видеть результат своего труда.
Предварительная работа: подбор иллюстраций, посадка луковиц в баночки с водой, дидактические игры с овощами, отгадывание загадок об овощах, заучивание стихов и потешек, рисование овощей.
Материал: луковицы на каждого ребёнка, контейнеры с землёй, лейки с водой, клеёнки на столы, салфетки, фартуки для детей, корзинка с масками овощей для игры.
Словарная работа: луковые чешуйки, донце, росток, витамины, корешки, углубление.
Ход занятия:
Организационный момент «Подари улыбку».
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное, но очень интересное занятие. К нам в гости пришёл кто?
(В группу заходит помощник воспитателя в маске деда)
Дети: Дедушка
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся. (Дети здороваются).
Ребята, а у деда есть большой огород.
Дедушка, а что же растёт у тебя в огороде?
Дед: Овощи. А какие, сейчас ребята сами расскажут.
(Дед в корзинке принёс маски овощей. Для выполнения игрового задания вызывает заранее подготовленных детей и одевает им маски капусты, помидора, морковки, картофеля, огурца).
Дед: Только пока я шёл, овощи у меня в корзинке завели спор, кто из них полезней? Выходите овощи и расскажите нам о себе:
Ребёнок - морковка:
Я морковка, рыжий хвостик
Приходите чаще в гости.
Пейте мой морковный сок,
Всегда будешь ты здоров!
Ребёнок - картофель:
Я картошка круглая,
Красивая и смуглая!
Чтобы не состариться,
Пойду в кастрюле париться!
Ребёнок - капуста:
Белая и хрусткая, зовут меня капустою
Вкусная полезная, прогоню болезни я.
Ребёнок - помидор:
Я вкусный, спелый помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок.
Ребёнок - огурец:
Я и свежий, и солёный.
Весь пупырчатый, зелёный.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок.
Воспитатель:
Кто из вас овощей, всех вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях, будет всех полезней?
Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить.
Все без исключенья, в этом нет сомненья!
А сейчас ребятки отгадайте-ка загадку:
Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели?
Дети: Лук.
Воспитатель: Правильно, это лук. О нём ещё говорят, что «лук - от семи недуг».
Дед: Да, овощ очень полезный. В нём много витамина С, он мой первый
помощник в борьбе с простудой и гриппом. А лук как раз я и не вырастил, забыл.
Воспитатель: Ребята, давайте, поможем дедушке посадить лук. Вы знаете как
растёт лук? А ну-ка покажите дедушке.
Психогимнастика. Дети показывают, как растёт лук, из положения сидя на
корточках встают и тянутся вверх.
А сейчас давайте посадим луковицы и устроим огород на подоконнике.
(Дети садятся на свои места за столы, где приготовлены контейнеры с землёй, лейки с водой.)
Воспитатель: Возьмите луковицу в руки, покатайте на ладошке и скажите какая она?
Дети: Круглая, продолговатая, твёрдая.
Воспитатель: А чем покрыт лук?
Дети: кожурой, шелухой.
Воспитатель: А какого цвета?
Дети: Жёлтого.
Воспитатель: Сегодня мы будем сажать луковицу в землю. Мы с вами уже
проводили опыт и сажали луковицу в воду. Посмотрите что случилось. У
луковицы показались зелёные листики. Это пёрышки. Все основные
витамины скапливаются именно в этих стрелках. Зимой и весной у людей в организме не хватает витаминов и очень важно употреблять в пищу зелёный лук.
Воспитатель: Как вы думаете, а что это за белые ниточки внизу луковицы?
Дети: Корешки.
Воспитатель: Правильно, это корни лука и место, где они растут, называется донце, как дно у кастрюли. А чтобы лук вырос, нужна: вода, тепло, свет и земля. Это самое необходимое для жизни растений. Всё у нас с вами есть. А что нужно, чтобы не запачкаться?
Дети: Надеть фартуки.
(Дети надевают фартуки, помогаю им завязать их.)
Воспитатель: А как правильно сажать лук нам покажет дедушка, он уже не раз садил его у себя на огороде.
Дед: Ну что ж смотрите ребята. Берём луковицу в руки и там где у нашей луковички выросли корешки, донцем вниз сажаем её в землю. Луковицу ввинчиваем в почву. Посадить нужно так, чтобы верхняя часть выступала из земли. (Сажает лук – севок, комментирует свои действия. Дети выполняют вслед за ним). А ещё его надо полить.
Дедушка: Я очень рад, что вы посадили лук, значит, будете здоровы.
Прорастай-прорастай, первый смелый росток!
Поспевай-поспевай, наш зелёный лучок!
Я к вам приду, когда ваш лук прорастёт, а сейчас мне надо домой. До
свидания, ребята! (Дети прощаются).
Воспитатель: Молодцы, вот мы с вами и посадили лук, а теперь его
нужно поставить на подоконник.
(Дети относят и ставят свои луковички на подоконник).
Воспитатель: А теперь приготовьте свои пальчики.
Физкультминутка: «Вот какой результат».
-Что мы с вами делали? Сажали лук (сгибаем мизинец).
-Дружно сажали? Да (сгибаем безымянный палец).
-Друг другу не мешали? Нет (сгибаем средний палец).
-Работали аккуратно? Да (сгибаем указательный палец).
-И получили вот такой результат (показываем большой палец).
Молодцы, ребята. Посадили лук, теперь у нас с вами получился огород на
котором лук растёт.
На этом наше занятие окончено.
Литература:
«Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л. Г. Горькова, интернет ресурсы, детская книга «Овощи».
Лук с незапамятных времен возделывали египтяне, у которых он пользовался всеобщей любовью. В Древней Греции лук считался священным растением, где луковица воспринималась как символ устройства Вселенной. На празднествах в честь бога Пана - защитника лесов и полей его скульптурные изображения осыпались луком. Однако именитые горожане в Древней Греции считали неприличным употреблять лук в пищу из-за стойкого резкого запаха. Древние римляне заимствовали лук от греков. Его потребляли люди всех званий и сословий, ежедневно съедая порцию лука. Во избежание неприятно запаха лук заедали листьями петрушки и грецкими орехами.
От римлян лук перешел к древним германцам, которые, желая похвалить или возвеличить человека, сравнивали его с луком. Цветами лука украшали отличившихся в боях героев. В Испании и Португалии лук до сих пор составляет существенный компонент ежедневного рациона. Время появления лука в России точно не установлено, хотя известно, что он с давних пор используется в пищу как средство, отбивающее специфический запах и вкус мяса диких животных. По мнению ряда ученых, культура репчатого лука принесена на русские земли с берегов Дуная. В Древней Руси лук считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим от всех болезней, о чем свидетельствуют дошедшие до нас пословицы о луке.
Пословицы, поговорки про лук.
• Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.
• Лук семь недуг лечит.
• Оба луки, оба туги.
• Надсаженный конь, надломленный лук, да замиренный друг.
• Изломанного лука двое боятся (и враг и хозяин).
• Тугой лук — коромыслице, калены стрелы — веретеньица.
• Тугой лук — то сердечный друг.
• Вот тебе луковка попова, облуплена, готова: знай почитай, а умру, поминай (говорит отец, наделяя сына).
• Если испечь луковицу прежде, чем лук собран с огорода, то весь лук высохнет.
• Из лука — не мы, из пищали — не мы, а попить, поплясать — против нас не сыскать.
• Лук от семи недуг.
• Лук с чесноком родные братья.
• Лук да баня всё правят.
• Ешь лук – чаще зубы будут.
• Лук добр и в бою, и во щах.
• Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
• Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
• Лук туг, а муж не дюж.
Сказка о дружбе лука и смородинного куста
На грядке, в огороде, творилось что-то невероятное. Стоящий рядом куст смородины внимательно наблюдал за происходящим. Ещё вчера этот участок земли был ровным и гладким, а сегодня… Земля взбугрилась, словно её изнутри кто-то переворошил.
– Что там происходит? – напряжённо думал черносмородиновый куст. Вскоре всё выяснилось. На гряде появились ростки.
– Ты кто, друг? – спросил черносмородиновый куст у одного из ростков.
- Я друг, я Лук, - ответил росток. Люди уверены, что я от семи недуг. А ещё они говорят, что во мне много витамина С.
-Вот здорово, - сказал куст чёрной смородины. И во мне тоже много этого витамина. Давай дружить!
С этого момента Лук и куст чёрной смородины подружились. В ненастную погоду крепкий куст прикрывал своими ветками ростки Лука. В жаркий полдень давал спасительную тень. А Лук тоже помогал кусту. Он отпугивал назойливых насекомых, вредителей огородно-садовых культур.
Сказка о луке
Много сказок есть на свете.
Эту мне поведал ветер.
Жил на грядке хмурый Лук -
Плакал днём и ночью.
- Отчего ты плачешь, друг?
- Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Всякий, кто сорвёт меня,
Плачет тут же с горя.
Очень прост я, неказист:
Стрелки, да и только,
Зелен острый длинный лист –
На конце иголка.
Раньше ростом был с вершок.
Нынче вырос – в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия,
И огурчики в цветах,
Даже помидоры,
Только я один в мечтах.
В огороде – споры:
У кого красивей цвет?
Только я молчу в ответ.
Ночь спустилась – не до сна.
Сыплет слёзоньки луна,
И от этого Лучок –
Золотого цвета.
Появился старичок,
В звёздный плащ одетый.
- Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
И волшебные слова
Произнёс: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Словно одуванчик.
Счастье и покой обрёл
Наш зелёный мальчик!
Игры
«Овощи играют в прятки»
Дети встают в круг, ребёнок – ведущий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети идут по кругу и говорят слова:
- Как - то вечером на грядке репа, свекла, редька, лук поиграть решили в прятки, но сначала встали в круг. Рассчитались чётко тут же, раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше, прячься глубже, ну а ты иди искать. (Дети приседают, а ребёнок их ищет. Кого задел, тот становиться ведущим.)
«Что растет на грядке»
Я буду говорить предложения и если вы согласны, то хлопайте в ладоши, а если нет, то топайте ногами.
- Угадайте – ка, ребятки, что растет у нас на грядке?
- Зеленый огуречик (хлопают)
- Веселый человечек (топают)
- Красный помидор (хлопают)
- Ядовитый мухомор (топают)
- Репчатый лук (хлопают)
- А может утюг (топают)
- Пузатый кабачок (хлопают)
- Дождевой червячок (топают)
- Круглая редиска (хлопают)
- Вкусная сосиска (топают).
«В хоровод мы не пойдём»
Вот идет в огород развеселый народ.
Надо лук посадить, всех в округе удивить (дети идут по кругу)
Мы лопату возьмем, грядки вскапывать начнем.
Дружно все копаем, лучок мы сажаем (копают землю лопатой)
Не успели посадить, надо нам лучок полить (дети сажают лучок)
В руки лейку взяли, лучок поливали (поливают)
Солнышко припекай наш лучок согревай
(дети поднимают руки вверх и качаются)
Лучок вырастет большой,
(показывают на лучок, поднимают руки снизу вверх)
Будем кушать мы с тобой (гладят себя по животику).
«Огородная хороводная»
Дети встают в круг. На голову детей надеты ободки с изображением овощей, в том числе и лука. Ходим по кругу и поём.
-Есть у нас огород, там зеленый лук растет (идут по кругу)
Вот такой вышины, вот такой ширины (руки поднимаем вверх, отводим в стороны)
Ты, лучок, сюда спеши и немного попляши
(в середину круга выбегает ребёнок с ободком лука и танцует свой танец)
А потом не зевай и в корзину полезай
А потом не зевай и в корзину полезай (дети хлопают, ребёнок встаёт на своё место)
-Есть у нас огород, там морковка растет (идут по кругу)
Вот такой вышины, вот такой ширины (руки поднимаем вверх, отводим в стороны)
Ты, морковь, сюда спеши и немного попляши
(в середину круга выбегает ребёнок с ободком моркови и танцует свой танец)
А потом не зевай и в корзину полезай
А потом не зевай и в корзину полезай (дети хлопают, ребёнок встаёт на своё место)
-Есть у нас огород, там капуста растет (идут по кругу)
Вот такой вышины, вот такой ширины (руки поднимаем вверх, отводим в стороны)
Ты, капуста, сюда спеши и немного попляши
(в середину круга выбегает ребёнок с ободком капусты и танцует свой танец)
А потом не зевай и в корзину полезай
А потом не зевай и в корзину полезай (дети хлопают, ребёнок встаёт на своё место)
-Есть у нас грузовик, он не мал, не велик (идут по кругу)
Вот такой вышины, вот такой ширины (руки поднимаем вверх, отводим в стороны)
Ты, шофёр, сюда спеши и немного попляши
(в середину круга выбегает ребёнок с рулём в руках и танцует свой танец)
А потом не зевай, увози наш урожай
А потом не зевай, увози наш урожай (дети – овощи цепляются друг за друга и ребёнок – шофёр увозит «урожай»).