Лапшова Татьяна
Проект «Лук от семи недуг» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект для детей средней группы
«Лук от семи недуг»
1. Введение: Наши дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения,
животных, кто обитает рядом с ними. Умение вырастить на своём участке овощи, плоды и ягоды вселяет в них чувство гордости и победы, а самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные, экологически чистые продукты. Дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью его убирают и используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: Как растёт лук? Какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?
Публикация «Проект „Лук от семи недуг“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Проблема состоит в том, что дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно – образовательной работы с детьми в ДОУ. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, были созданы условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
2. Актуальность: Проблема сохранения и укрепления здоровья детей остаётся
исключительно актуальной. Каждый год к концу осени и в зимний период детские сады заметно пустеют. Дети заражают друг друга вирусами, универсальных вакцин от всех вирусов не существует. К любым вирусным заболеваниям нужно заранее готовиться, повышая иммунитет у ребёнка. Лук является сильным естественным имунномодулятором и эффективен и эффективен в профилактике простудных заболеваний, однако маленькие гурманы обычно отказываются от употребления его в пищу. Детей смущает вкус и запах лука. Многие взрослые задаются вопросом: «Как же научить ребёнка любить лук?»
В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. Лук – растение поистине удивительное. Без него не обходится практически ни одна хозяйка. Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют и в салаты, и в первые блюда, и во вторые. В ход идут и зеленые «пёрышки», и сами луковицы. Мы настолько привыкли к луку, что порой забываем о том, что в любое время года у нас под руками дешёвое средство борьбы со многими болезнями. А то, что зеленый лук можно вырастить на подоконнике при соблюдении условий роста растений практически никто не знал. Исходя из этого, мы решили провести исследование по выращиванию лука на подоконнике в благоприятных и неблагоприятных условиях и разработали данный проект.
Проблемы.
Мы знаем, что лук – это достаточно полезный овощ. Но на многие вопросы, касающиеся лука, дети не смогли ответить самостоятельно. Так возникли некоторые проблемные вопросы:
• Почему говорят, что лук полезен для здоровья человека?
• Почему появляются слезы, когда мы его чистим?
• Почему лук – целебное и чудодейственное средство?
• Почему в народе говорят: «Лук – от семи недуг»?
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Вид проекта : проектно-исследовательский, творческий, коллективный.
Объект исследования: репчатый лук.
Срок проекта : краткосрочный, 2 недели (22.03 – 2.04.21)
Форма работы: Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, срезка.
Работа с родителями: анкетирование родителей «Что вы знаете о луке?»
консультация для родителей «Полезные свойства репчатого и зелёного лука»;
папки-передвижки: «Здоровье всему голова», «Формируем здоровый образ жизни дошкольника», «Здоровая и вредная еда»;
просмотр мультфильма «Чиполлино»;
сборник рецептов блюд из лука от родителей «Книга рецептов блюд с луком»;
книжка – малышка «Виды лука»;
выставка поделок «Луковое чудо»
оформление плаката «Чем полезен лук».
3. Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука
в комнатных условиях. Узнать о его пользе, формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.
Задачи: познакомить детей со способами посадки лука; учить детей ежедневно ухаживать за луком весной в комнатных условиях; закрепить представления о луке, особенностях внешнего; формировать представления детей о здоровом образе жизни, значимости употребления зеленого лука в пищу для здоровья человека, узнать при каких заболеваниях помогает лук; развивать познавательный интерес, любознательность; учить наблюдать, делать выводы; воспитывать желание производить трудовые действия; формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями (вовремя полить, взрыхлить почву); развивать творческие способности детей; воспитывать у детей умение приобретать опыт исследовательской деятельности; вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ.
Ожидаемые результаты и продукты: дети узнают о пользе зелёного витамина; познакомятся с условиями его выращивания; дети научатся сажать и ухаживать за луком; у детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой, активизируется информирование родителей и воспитателей по проблеме воспитания у детей потребности быть здоровым.
Продукт проекта :
анкеты родителей, папки-передвижки: «Здоровье всему голова», «Формируем здоровый образ жизни дошкольника», «Здоровая и вредная еда»;
сборник рецептов блюд из лука от родителей «Книга рецептов блюд с луком»;
памятка «Лечение луком. Народные рецепты»;
книжка – малышки «Виды лука», «Загадки про лук для детей 4-5 лет», «Стихотворения, пословицы и поговорки про лук»;
выставки детских работ: рисование «Лук – наш друг»
пластилинография «Лук – здоровью друг»
коллективная аппликация «Лук – полезный овощ»;
выставка поделок «Луковое чудо»;
сбор и дегустация урожая;
плакат «Чем полезен лук»
Итоговое мероприятие: Выставка детских работ «Луковое чудо», создание альбома фотографий «Как мы выращивали лук».
4. Аннотация проекта :
Наш проект :
- по доминирующему методу – познавательный (дети получили новую информацию о луке, его пользе для здоровья; научились устанавливать связи растение - земля, растение - вода, растение - свет, растение - человек, исследовательский (дети научились замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий);
- по характеру содержания: включает ребёнка, родителей, воспитателя;
- по характеру участия ребёнка в проекте : исполнитель - участник от зарождения идеи до получения результата;
- по характеру контактов: внутри ОУ, в контакте с семьёй;
- по количеству участников: групповой;
- по продолжительности: краткосрочный (2 недели).
5. Этапы реализации проекта.
1. Этап подготовительный, теоретический:
Выявление знаний детей о луке.
Подбор иллюстраций, художественной литературы, изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм, составление плана работы. Привлечение родителей к организации и реализации проекта.
2. Этап основной:
Разные виды деятельности по теме (лепка, аппликация, рисование, конструирование).
Беседы, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихотворений, пословиц, физкультминуток, организация разных видов игр.
Посадка лука разными способами (в воду, в землю, наблюдение за ростом лука в группе, уход за ним.
3. Этап заключительный:
Сборник рецептов блюд из лука от родителей «Книга рецептов блюд с луком»
Сбор и дегустация урожая - лука.
Выставка творческих работ «Луковое чудо».
6. План реализации проекта :
1. Этап подготовительный:
Выявление знаний детей о луке, анкетирование родителей «Что вы знаете о луке?»
Составление плана, определение целей и задач проектной деятельности.
Подбор материала для реализации проекта.
Привлечение родителей к организации и реализации проекта (подготовка земли, луковиц для посадки). Подбор рецептов от родителей.
2. Этап основной:
Дата,
день недели
Работа с детьми
Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
22.03
Пн. Ситуативная беседа: «Почему заболели дети из нашей группы?»
Вместе с ребенком подготовить и принести луковицу для посадки. Изготовление модели «Огород на подоконнике»
ООД «Его величество лук» (посадка лука) Контейнер, земля, луковицы, лопатки, лейки с водой, фартуки.
Опытно-экспериментальная деятельность
Опыт. «Какие условия нужны для роста лука?» Анкетирование родителей «Что вы знаете о луке?»
Создание дневника наблюдений и мнемотаблицы по посадке лука в землю. Поставить контейнеры с луком в разные места: на подоконнике и в темное место.
23.03
Вт. Знакомство с художественным произведением: Дж. Родари «Чиполлино». Просмотр мультфильма «Чиполлино»
Внести в книжный центр произведение Дж. Родари «Чиполлино».
Дидактические игры:
«Что где растёт», «Вершки корешки». Оформление плаката «Чем полезен лук» (семья Моисеевых) Внести дидактические и настольные игры
24.03
Ср. Физкультминутка «Вот идет в огород развеселый народ» Папка – передвижка «Здоровье всему голова» Пополнить спортивный центр картотекой физкультминуток
Чтение сказки «Луковая семья» Подобрать и зарисовать алгоритм приготовления блюд с луком. Пополнить книжный центр сказкой «Луковая семья»
25.03
Чт. ООД пластилинография
«Лук – здоровью друг» Выставка работ по лепке в родительский уголок Оформление выставки детских работ «Лук – здоровью друг»
Отгадывание загадок, знакомство с пословицами о луке. Объявление родителям о конкурсе «Луковое чудо» Пополнить книжный центр книжкой-малышкой «Загадки про лук»
Игровая ситуация: «Кукла заболела» Подбор материала к памятке «Лечебные свойства лука» Внести куклу, атрибуты сюжетно-ролевой игры «Больница»
26.03
Пт. Наблюдение за ростом лука при благоприятных условиях;
Наблюдение за ростом лука при неблагоприятных условиях. Папка – передвижка «Формируем здоровый образ жизни дошкольника» Внести контейнер, репчатый лук, землю, лейку с водой, дневники наблюдений.
ООД по рисованию
«Лук – наш друг» Выставка работ по рисовании в родительский уголок Оформление выставки детских работ «Лук – наш друг»
Опытно-экспериментальная деятельность: посадка репчатого лука на перо в комнатных условиях в воде без земли, в песке. Консультация «Полезные свойства репчатого и зелёного лука». Пополнить центр экспериментирования схемами роста растений.
29.03
Пн. Познакомить детей с видами и свойствами лука. Изготовление альбома
«Виды лука»
(семья Дианских) Разместить в центре экологии
демонстрационный материал по видам лука.
Наблюдение «Растут ли наши луковицы». Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Отмечать изменения в дневниках наблюдений. Папка – передвижка «Здоровая и вредная еда» Внести дневник наблюдений,
цветные карандаши
Чтение экологической сказки «Три брата»
Памятка «Лечение луком. Народные рецепты» Пополнить книжный центр произведениями: «Вершки и корешки»; экологической сказкой «Три брата»
30.03
Вт. Заучивание пословицы
«Лук от семи недуг» Нарисовать вместе с детьми пословицу «Лук от семи недуг» Бумага, цветные карандаши
Чтение сказка
«Лук на грядке»
Сбор детских поделок «Луковое чудо» Пополнить книжный центр сказками про лук
31.03
Ср. Сюжетно- ролевая игра «Семья», игровая ситуация «Варим суп» Фотоотчет о проделанной работе дома. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья»
Чтение стихотворений про лук
Е. Попова, Е. Груданов, И. Ефремов. Сбор картинок с изображением лука Внести в книжный центр альбом
«Стихи про лук»
01.04
Чт. ООД по аппликация «Лук – полезный овощ» (коллективная работа) Выставка работ по аппликации в родительский уголок Оформление выставки детских работ «Лук – полезный овощ»
Рассматривании
дневников наблюдений Предложить родителям распечатать раскраски лука Дневники, цветные карандаши
Хороводная игра
«Есть у нас огород» Слушание детских песен про лук
«Песенка Чиполлино» и другие Пополнить театральный центр новыми масками овощей
02.04
Пт. Срезать выращенный лук, подать к обеду.
Создание «Книги рецептов блюд с луком».
Пополнить родительный уголок «Книги рецептов блюд с луком».
Создание фотоальбома
«Как мы выращивали лук» Предложить родителям закрепить в домашних условиях приобретенные знания и навыки по выращиванию лука. Разместить альбом с фотографиями «Как мы выращивали лук».
Выставка детских поделок «Луковое чудо» Подведение итогов конкурса Оформление выставки детских работ.
III этап – заключительный:
Создание «Книги рецептов блюд с луком», фотоальбома «Как мы выращивали лук».
Выставка детских работ «Луковое чудо»
6. Ресурсы:
- материально- техническое обеспечение
- использование ИКТ
- учебно-методическое обеспечение
- кадровое обеспечение
Информационное обеспечение:
ИКТ (компьютер, фотоаппарат, принтер, магнитофон.
Учебно-методическое обеспечение:
программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы;
- учебно - практическое пособие для педагогов дошкольного образования «Проектная деятельность в дошкольной организации. ФГОС ДО», Е. Райхерт-Гаршхаммер;
- «Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста», авторы-составители: Т. А. Будже, О. С. Докукина, Т. А. Никитина.
- тематические книги, хрестоматии, наглядные материалы, художественные, познавательные произведения, семейные фотографии, тематические альбомы и фотоальбом, настольные игры, материалы для художественного творчества (картон, бумага, клей, краски, кисти, альбомные листы и т. д.)
8. Риски и пути преодоления рисков:
Риски: отсутствие интереса у детей темой проекта
Пути преодоления риска: заинтересовать детей через разные виды детской деятельности. Применяя различные средства, методы и приёмы.
Риски: малая активность родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта.
Пути преодоления риска: повести с родителями беседу и попросить их принять активное участие в данных мероприятиях, так, как только в тандеме «родитель + педагог» мы сможем получить положительный результат бережного отношения к своему здоровью.
Риски: недостаточное количество демонстрационного материала.
Пути преодоления риска: приобретение необходимого материала в специализированных магазинах и на сайтах сети Интернет.
9. Выводы:
Реализация данного проекта научила наших детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт в познавательно-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука в благоприятных условиях и неблагоприятных.
Отметили его роль как лекарственного сырья, узнали о пользе для здоровья человека, где ещё кроме супа и салата можно использовать зеленый лук.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость от осознания собственных умений.
10. Литература:
Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М. : Просвещение, 1992.
Веракса Н. Е. «От рождения до школы» программа дошкольного образования: Мозаика-синтез, 2015.
Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. М. : Учитель, 2008.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию, 2011.
Дубровин И. С. «Все об обычном луке». М. : Эксмо, 2000 г.
Е. Райхерт-Гаршхаммер под редакцией Л. В. Свирской: учебно - практическое пособие для педагогов дошкольного образования «Проектная деятельность в дошкольной организации. ФГОС ДО» - Москва: Национальное образование 2016.
Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. – М. : Академия развития, 2006г.
Проектная деятельность как средство повышения активности познавательной активности детей дошкольного возраста / Авторы составители: Т. А. Будже, О. С Докукина, Т. А. Никитина – часть 2, книга 1-М; Московский центр качества образования, 2015.
Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста. Авторы - составители: О. С. Докукина, П. Л. Лепе, Т. А. Никитина, И. Ю. Пахомова - М: Московский центр качества образования, 2013.
Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под. ред. Казаковой Р. Г. М. : ООО «ТЦ Сфера», 2004.
Рогожкин А. Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. - М. : Педагогика, 1981г.
Сказка Д. Родари «Чиполлино»
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. М. : Мозаика-синтез, 2010.