Баянова Эльвира Фирусовна
Проект «Лучок — золотой бочок»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: Баянова Эльвира Фирусовна
Паспорт проекта
Что за зелень у окна.
Ведь за окном у нас зима.
Поговаривают что лук,
Полезен от семи недуг.
Малыши лучок сажали.
Урожаем угощали,
Витаминов целый клад
Приходите все к нам в сад.
Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть, но не все любят лук за его специфический запах и острый вкус. Чтобы убедить детей в том, что лук не такой уж и «злой», мы провели дегустацию разных видов лука. В итоге красный салатный лук понравился всем за его сладковатый хрустящий вкус и красивый вид.
Публикация «Проект „Лучок — золотой бочок“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
А что в нем полезного и как его надо выращивать практически никто не знал. В групповой комнате детского сада мы разбили грядки на подоконнике, куда каждый ребенок посадил свою луковицу и, каждый день ухаживая, наблюдал за ее ростом. Но возник вопрос: как будет расти лук, если его не поливать, растить в темноте, в холодном месте или посадить в песок или глину? Для нахождения ответов на вопросы мы решили провести эксперимент. Таким образом появился проект «Лучок-золотой бочок.
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатель старшей группы.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно-
исследовательский.
По числу участников проекта: групповой.
По времени проведения: средней продолжительности (1 месяц).
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
Цель проекта:
Расширение представлений детей о луке, его свойствах, о необходимых условиях его роста.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с видами и свойствами лука.
2. Через систематическое наблюдения за ростом лука и зарисовкой в календаре закрепить понимание зависимости растущего лука от комплекса условий, в которых он растет.
3. Активизировать мыслительно – поисковую деятельность детей.
4. Вызвать желание детей самим посадить лук в домашних условиях и отобразить это в календаре наблюдений с дальнейшим предоставлением результата.
5. Привлечь родителей в процесс проведения проекта.
6. Побуждать детей отображать свой опыт в продуктивной деятельности.
Этапы проекта
Подготовительный:
1. Разработка стратегии реализации проекта.
2. Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».
3. Составление плана основного этапа, определение целей и задач проекта.
4. Информирование родителей о проведении проекта.
Основной:
Работа с детьми:
1. Непосредственно-образовательная деятельность на темы: «Господин лук» (познавательное развитие, «Лук – зеленый друг» (художественно-эстетическое развитие)
2. Беседы «Лук от семи недуг», «История лука».
3. Чтение и разучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок о луке.
Исследовательская деятельность:
4. Совместная деятельность – посадка лука-репки в разные грунты, для разных условий роста.
5. Наблюдение за ростом лука в группе и в домашних условиях с последующим занесением результатов в календарь наблюдений.
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей: «Интересное о луке», «Полезные свойства лука».
2. Изготовление поделок из лука вместе с детьми.
3. Составление рецептов блюд из лука.
Заключительный:
1. Предоставление календарей наблюдений за ростом лука в домашних условиях.
2. Выставка детских рисунков и поделок «Лук – зеленый друг».
3. Составление книги «Все о луке».
Результаты и выводы исследовательской деятельности
Наблюдение за ростом лука-репки – это первое для нас систематическое ознакомление с ростом и развитием растения, его взаимосвязью с внешней средой. Наблюдения проводились в сравнительном плане. Для сравнения мы взяли разные условия роста лука (объекты 1, 2, 3, 4) и разный грунт (объекты 5, 6, 7, 8). Регулярные наблюдения один раз в неделю и зарисовка в календаре привели к следующему результату:
Все луковицы проросли, кроме объекта 4.
С самой пышной и яркой зеленью вырос лук под номером 1, 2, 8.
У объекта 3 перья длинные, но почти белого цвета и худые.
В объекте 7 дети обнаружили значительное «похудение» луковицы.
У объектов 5, 6 зелень недостаточно развита.
Проанализировав и обобщив результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей мы пришли в следующим
выводам:
1. Лук – растение длинного дня. Он хорошо переносит холод, может расти при положительной температуре, близкой к нулю градусов.
2. Луку, как и любому растению, нужны:
— свет
— тепло, воздух
— почва
— вода
— Человек (для роста в домашних условиях).
Самая хорошая зелень у тех луковиц, которые имеют все необходимые условия для роста.
3. Рост растущего растения зависит от комплекса условий, в которых оно находится.
Результат проекта
1. Дети расширили представления о луке, его полезных свойствах;
2. Научились сажать и ухаживать за луком, устанавливать взаимосвязь растущего растения с внешними условиями.
3. Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции.
4. Родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
Наблюдения
1. Для наблюдения были предложены следующие условия для роста лука:
Объект 1. - на подоконнике
светло тепло полив водой
Объект 2. - у балкона
светло холодно полив водой
Объект 3. - в шкафу
темно тепло полив водой
Объект 4. на подоконнике
светло тепло нет полива
2. Для следующего наблюдения были выбраны разные варианты грунта:
Объект 5. Посадка лука в глину.
Объект 6. Посадка лука в песок.
Объект 7. Посадка лука в воду.
Объект 8. Посадка лука в почву.
3. Детям и их родителям было предложено вырастить лук в домашних условиях, свои наблюдения занести в календарь и предоставить в детский сад.
Цикл наблюдений за ростом лука
Наблюдение 1 (1 неделя)
Цель: Уточнить представления детей о том, что из луковицы-репки можно вырастить зеленый лук, если создать благоприятные условия, то есть посадить в почву, поставить в теплое и светлое место. Зеленый лук полезен людям (особенно зимой и весной, так как в нем много витаминов. Чтобы проверить, когда лук растет лучше, луковицы можно выращивать в разных условиях.
Воспитатель рассматривает с детьми луковицы. Обращает внимание на сухие чешуйки, старые корни, плотность луковиц. Обсуждает условия, при которых из луковиц будет расти зеленый лук. Дети наклеивают на банки цветные кружки, обозначающие различное сочетание условий, зарисовывают банки с луковицами на странице календаря, ставят их в соответствующие места.
Наблюдение 2 (2 неделя)
Цель: Выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю, зарисовать увиденное в календаре.
Воспитатель сажает детей за общий стол, ставит на стол одну баночку с луковицей. По цветным кружкам на банке уточняет, какие условия были созданы этой луковице. Затем предлагает детям внимательно осмотреть луковицу со всех сторон, выявить изменения, которые с ней произошли. Дети зарисовывают луковицу на странице календаря в полном соответствии с увиденным.
Аналогичным образом рассматриваются и другие луковицы. Воспитатель не делает выводы, не спешит устанавливать связи, но поддерживает рассуждения детей.
Наблюдение 3 (3 неделя)
Цель: Обнаружить изменения в состоянии луковицы, рост корней и зелени; связать эти изменения с наличием нужных для роста условий (тепла, света, воды). Сравнить луковицы и обнаружить различия в их состоянии. Зарисовать результаты наблюдения в календаре.
Воспитатель, так же как и в предыдущем наблюдении за луком, поочередно рассматривает с детьми луковицы. Дети обнаруживают изменения, зарисовывают увиденное. Затем воспитатель предлагает сравнить луковицы между собой, найти их различия и подумать, отчего они происходят; не делает выводов сам, но поддерживает правильные рассуждения детей. Если ребята не обнаруживают причину различий – разницу условий, предлагает еще неделю наблюдать за луковицами.
Наблюдение 4 (4 неделя)
Цель: Развивать умение замечать изменения растущих луковиц, связывать их с факторами внешней среды; замечать различия в росте зелени у разных луковиц. Устанавливать их причины.
Организуя рассматривание каждой луковицы, воспитатель использует предыдущую страницу календаря. Дети обнаруживают изменения: подросшую зелень, «похудевшую» луковицу, обсуждают причины отставания в росте некоторых экземпляров. Воспитатель предлагает им сравнить условия, при которых растут луковицы, подводит к выводу. Что только полный комплекс условий обеспечивает хороший рост зеленого лука.
Наблюдение 5 (5 неделя)
Цель: Обнаружить дальнейшие изменения в росте луковиц, разницу в состоянии зелени, вызванную неодинаковыми условиями. Обобщить результаты опытного проращивания лука: самая хорошая зелень у той луковицы, которая имеет все необходимые условия (воду, тепло, свет).
Дети под руководством воспитателя рассматривают каждую банку, отмечают «похудание» луковиц и другие изменения, зарисовывают их. Затем сравнивают страницы календаря, прослеживают от недели к неделе, как рос лук в разных банках, связывая результат с условиями роста, делают выводы об их значении для растущего растения.