Мария Светлова
Проект «Ложки расписные — звонкие такие!»
▼ Скачать + Заказать документы
Ложки расписные — звонкие такие!
Актуальность:
Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.
Музыкальный фольклор,как часть народной культуры, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.
Публикация «Проект „Ложки расписные — звонкие такие!“» размещена в разделах
В художественно-эстетическом образовании и воспитании детей значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной культуре. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными и т. д. Стремясь их обнаружить и развить, мамы и папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.
Почему именно деревянные ложки?
Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.
Проблема:
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощённое, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность.
Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Вход в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь.
Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.
Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.
Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня к проектной деятельности. Я считаю, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.
Новизна проекта :
Проект направлен на формирование духовно-нравственного, патриотического
воспитания, т. к. помогает приобщению детей к русской культуре.
Цель проекта :
Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах (ложках).
Задачи проекта :
• Приобщать детей к русской национальной культуре;
• Обучать основам техники игры на ложках;
• Развивать музыкальные способности и творческий потенциал детей;
• Способствовать созданию условий для самовыражения ребенка и развитию его исполнительских, артистических качеств.
• Воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны.
• Изучить историю возникновения ложек;
• Совершенствовать исполнительские приемы игры на ложках;
• Участие в концертной деятельности;
Участники проекта : дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта : долгосрочный 2022/23уч. год
Реализация проекта :
Предварительная работа:
• Подбор CD и DVD дисков для просмотра и слушания с детьми звучание деревянных инструментов в грамзаписи.
• Подбор художественной литературы: К. Пино «История деревянной ложки».
• Подбор для рассматривания с детьми иллюстраций, альбомов с изображением русских народных инструментов;
• Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов, ложечников на CD и DVD дисках.
• Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
• Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев.
• Составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному воспитанию.
• Составление рекомендаций для родителей по изготовлению экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).
Работа с воспитателями:
• Консультация «Роль фольклора в развитии детей» (музыкальный стенд);
• Мастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках»
Работа с родителями в реализации проекта :
Консультации:
• «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (стенд) *см. приложение №1
• «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (стенд) * см. приложение №2
• Изготовление в домашних условиях музыкальных инструментов-самоделок (мастер-класс «Вместе мы можем всё»)
В систему работы входят:
- музыкальные ритмические импровизации при помощи рук и ног;
- игры с музыкальными инструментами ударно-шумовой группы;
- музыкально-дидактические игры;
- речевые игры и упражнения;
- музыкально-ритмические движения;
- логоритмические игры и упражнения;
- использование упражнений с использованием техники «body percussion» (с лат. звучащие жесты – это хлопки)
Программа проектных мероприятий :
1 ЭТАП
№ Комплекс мероприятий Срок
проведения Ответственные
1 Изучение методической литера-туры по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста. Июль 2022г Музыкальный
руководитель
2 Разработка конспектов, бесед, консультаций. Август 2022г Музыкальный
руководитель
3 Обучение на онлайн-вебинаре «Оркестр ложкарей от А до Я» Сентябрь 2022г Музыкальный
руководитель
4 Приобретение и изготовление «спаренных» ложек для обучения детей игре. Сентябрь 2022г Музыкальный
руководитель
2 ЭТАП
№ Комплекс мероприятий Срок
проведения Ответственные
1 Мастер-класс для детей игры на деревянных ложках.
Октябрь 2022г Музыкальный
руководитель
2 Практические занятия по обучению приемам игры на ложках
Октябрь 2022
-Май 2023г Музыкальный
руководитель, воспитатель, дети
3 Выступление детей на празднике, посвященному Дню Матери.
Оркестр ложкарей под р. н. музыку «Милый мой дедо-чек»
Ноябрь 2022 Музыкальный
руководитель, воспитатели, дети.
4 Выступление детей на новогод-нем утреннике.
Оркестр ложкарей под р. н. песню «Валенки» Декабрь 2022 Музыкальный
руководитель, воспитатели, дети.
3ЭТАП
№ Комплекс мероприятий Срок
проведения Ответственные
1 Использование упражнений с ис-пользованием техники «body per-cussion» для совершенствования чувства ритма Январь- Май 2023 Музыкальный
руководитель
2 Выступление на утреннике, по-свящённому 8 Марта.
Оркестр ложкарей «Становится весною тепло-тепло» Март Музыкальный
руководитель, воспитатели, дети.
3 Выступление детей на празднике, посвященному Дню Победы
Оркестр ложкарей под песню «Смуглянка»
Май 2023 Музыкальный
руководитель, воспитатели, дети.
4 Выступление детей на «Веснян-ке»
Музыкальная игра на ритм
«Черепашонок»
Май 2023 Музыкальный
руководитель, воспитатели, дети.
Планируемый результат проектной деятельности :
• К концу года созданы музыкальные композиции- это русские народные мелодии и мелодии в стилизованных современных обработках:
• Мы научились играть слаженно и выразительно, стараемся слушать друг друга во время игры.
• В концертных выступлениях дети участвовали с удовольствием и поддерживали друг друга во время исполнения.
.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
1. Продолжать знакомство с традициями народной культуры:
- русскими календарными праздниками;
- народным песенным искусством.
2. Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:
-совершенствовать технику игры на ложках ;
- находить новые приемы игры на ложках;
-выступать перед родителями, сверстниками на утренниках, концертах,участвовать в конкурсах.
Используемая литература:
1. Дыбина О. В. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
2. Латышина Д. И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древнейших времён. – М. : ЦГО, 1995.
3. Исакова И. Г., Кравчук В. М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.