Хапаева Лариса Борисовна
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Звонкие и глухие согласные»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• формирование представлений о звонких согласных звуках;
• развитие навыка правильного произношения звонких согласных;
• формирование представлений о глухих согласных звуках;
• развитие навыка правильного произношения глухих согласных;
• формирование навыка дифференциации звонких и глухих согласных звуков;
• развитие фонематического восприятия.
Ход НОД
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе детского сада „Звонкие и глухие согласные“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Воспитатель приглашает ребят в уже знакомую им страну весёлых звуков. Воспитатель сообщает, что сегодня дети познакомятся с жителями этой страны — согласными звуками — и помогут им в беде. Но сначала нужно познакомиться и выполнить задание.
Воспитатель называет согласные звуки, просит детей их повторить и вспомнить, какие это звуки.
Согласные звуки — это звуки, которые состоят из шума и при произнесении которых воздушная струя встречает на своём пути преграду (губы, зубы или язык).
Знакомство со звонкими согласными звуками осуществляется с помощью выполнения следующего задания. Детям предлагается нажимать на колокольчики (символическое изображение звонкости согласного звука), слушать звук и правильно повторять его.
После произнесения звонких согласных звуков нужно сделать вывод.
Звонкие согласные — согласные звуки, которые произносятся с помощью голоса (при произнесении этих звуков дрожит горлышко).
Чтобы это доказать, воспитатель просит при произнесении звуков положить руку на горло и почувствовать его вибрацию.
Знакомство с глухими согласными звуками осуществляется с помощью выполнения следующего задания. Детям предлагается нажимать на облака (символическое изображение глухости согласного звука, слушать звук и правильно повторять его.
После произнесения глухих согласных звуков нужно сделать вывод.
Глухие согласные — согласные звуки, которые произносятся без голоса и состоят только из шума (при произнесении этих звуков горлышко не дрожит).
Чтобы это доказать, воспитатель просит при произнесении звуков положить руку на горло и почувствовать отсутствие вибрации.
Воспитатель предлагает выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели – встали,
Сели – встали,
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать
И спокойнее дышать.
Различать звонкие и глухие согласные можно с помощью игры «Разложи мячики по коробкам». Детям предлагается послушать согласный звук, нажав на кнопку «Звук» под мячиком, определить, глухой он или звонкий, а затем перенести мяч в соответствующую коробку с изображением колокольчика (для звонких согласных) или с изображением облачка (для глухих согласных).
Далее воспитатель предлагает детям помочь жителям страны весёлых звуков в их беде: в местном зоопарке из клеток убежали все животные. Воспитатель предлагает вернуть животных в клетки (игра «Собери зоопарк»).
Игра «Собери зоопарк»
Воспитатель предлагает детям картинки с изображениями животных и изображение зоопарка с клетками. Детям предлагается разместить изображения животных, например, вверху (или справа) должны быть клетки с животными, чьи названия начинаются на звонкий согласный, внизу (или слева) — те, чьи названия начинаются на глухой согласный.
Животные: слон, рысь, тигр, волк, крокодил, бегемот, черепаха, жираф, песец, зебра и т. д.
Детям можно предложить игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков.
Молодцы ребята! Я уверена, что вы хорошо закрепили свои знания о глухих и звонких согласных звуках. Давайте подведём итог нашего занятия. Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким. Согласный звук, который произносится без голоса, называется глухим. Если приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и ладошка почувствует дрожание, значит, работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой. Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит, звук глухой.