Зубенко Светлана Владимировна
Проект «Литературная гостиная «Знакомство детей с творчеством детских писателей»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад №29 «Машенька»
МО г. о. Химки
Проект
«Знакомство детей с творчеством детских писателей»
Вид проекта : творческий, долгосрочный
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Актуальность темы:
Темочки:
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.
Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.
Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Именно в раннем возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров, с русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей - с теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.
Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.
Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.
Предмет исследования:
Включение чтения художественной литературы в процесс обучения и воспитания как средство межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования и развития личности ребёнка.
Современные дети мало читают, не интересуются искусством, не умеют организовать досуг, большую часть времени проводят за компьютером, вследствие чего не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.
Цели проекта :
1. Развивать устойчивый интерес к произведениям детских писателей.
2. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с творчеством детских писателей С. Я Маршака, С. Михалкова, А. Барто, К. И. Чуковского, Н. Н. Носова, Б. Заходера
2. Познакомить детей с творчеством писателей-натуралистов В. В Бианки, Е. И. Чарушина
3. Познакомить детей с творчеством зарубежных детских писателей : Шарля Перро, Братьев Гримм, Кейт Ди Камилло,
Свена Нурдквиста.
4. Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи.
5. Воспитывать языковое чутье, желание говорить правильно и красиво.
6. Совершенствовать умение декларировать стихи, слушать и понимать произведения, драматизировать и инсценировать.
7. Создать условия для совместной деятельности детей и педагогов.
Представленный проект направлен :
• организацию различных видов деятельности, воздействующих на формирование у детей интереса к произведениям детских писателей;
• создание условий для совместной деятельности детей и педагогов.
Содержание и этапы реализации проекта :
1 этап: Подготовительный
• подбор материала и ознакомление с творчеством детских писателей;
• разработка плана мероприятий с детьми по ознакомлению с творчеством детских писателей, планирование выставок;
• подбор наглядно-дидактического пособия, демонстрационного материала;
• Составления сценариев мероприятий с детьми, родителями, педагогами;
2 этап: Практический
Организация деятельности над проектом
Деятельность педагогов
• подготовка методических и дидактических материалов;
• проведение интересных занятий. Организация выставок;
• довести до родителей важное, значение воспитания в дошкольниках интереса и любви к книге;
• НОД в библиотеке;
• выставка рисунков детей
Деятельность детей
• участие в различных конкурсах, беседах;
• заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге, предложенных педагогами;
• рисование понравившихся сюжетов по прочитанным произведениям;
• инсценировка произведений;
• исполнение сюжетно-ролевых игр «Семья», «Театр», «Библиотека».
Деятельность родителей
• оказание помощи в пополнении групповой библиотеки;
• рисование с детьми сюжетов по теме;
Деятельность библиотеки
• организация тематических выставок;
• подбор детской литературы;
• подборка книг по детским писателям;
Ожидаемый результат:
• пробуждение интереса к общению с книгой
• благодаря совместной деятельности родителей и педагогов группы пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка художественной литературой;
• позитивные изменения в речи детей;
• повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребенка.
Тема Содержание, задачи
Творчество детского поэта
А. Барто
НОД в библиотеке - знакомство с биографией А. Барто
Вспомнить с детьми стихи А. Барто «Мячик», «Самолет», «Слон», «Зайка», «Кораблик» и т. д.
Познакомить с новыми произведениями «помощница», «Девочка- ревушка», «Девочка – чумазая», «Первый урок».
• Разучивание стихотворений по желанию.
• Выполнить совместно с родителями иллюстрации к стихотворениям А. Барто.
Творчество детского поэта
С. Я. Маршака
Знакомство детей с основными произведениями С. Я. Маршака: «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей?», «Детки в клетке», «Мяч», «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный», «Багаж»
• НОД на базе библиотеки (знакомство детей с детскими годами С. Я. Маршака, знакомство детей с основными произведениями С. Я. Маршака: «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей?», «Вот какой рассеянный», «Радуга-дуга», «Ванька-встанька», «Круглый год», «Детки в клетке», «Мяч», «Веселый счет», «Кошкин дом», загадки.
• Разучивание стихотворений С. Я. Маршака из сборников «Детки в клетке» и «Круглый год».
• Беседа о пользе сна и соблюдения режима по стихотворению «Ванька-встанька».
• Формировать представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год».
• Выполнить совместно с родителями иллюстрации к стихотворениям С. Я. Маршака.
Творчество детского поэта
Б. Заходера НОД в библиотеке - знакомство с биографией Б. Заходера
Познакомить детей с произведениями писателя
Разучивание стихотворений по желанию.
• Выполнить иллюстрации к стихотворениям Б. Заходера
Творчество американской детской писательницы
Кейт Ди Камилло НОД в библиотеке: Чтение художественной литературы по произведениям Американской писательницы Кейт Ди Камилло : «Приключения мышонка Десперо», «Как слониха упала с неба», «Приключения курочки Луизы»
«Удивительное путешествие кролика Эдварда»
Творчество С. Михалкова • НОД в библиотеке - познакомить детей с детскими годами Михалкова Чтение стихов «Песенка друзей», «Дядя Стёпа», «Овощи», «Про мимозу», «Одна рифма», «Как старик корову продавал», «Прогулка», «Бездельник светофор», «Котята», «Мой щенок», «Сила воли». Путешествие по произведениям.
• Познакомить с правилами для книжного уголка.
• Организовать заучивание некоторых стихов С. Михалкова.
Формировать заинтересованность детей и родителей к
у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.
• Выполнить совместно с родителями иллюстрации к стихотворениям Михалкова.
Творчество К. И. Чуковского. • Чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов по произведениям К. И. Чуковского, беседа по содержанию.
• НОД в библиотеке по произведениям К. И. Чуковского (на произведениях К. И. Чуковского показать, что добро побеждает зло, воспитывать чувство сострадания к слабым и беззащитным).
• Выставка детских рисунков «Мой любимый герой» (из сказок К. И. Чуковского)
• Консультация для родителей «Читаем детям»
• Инсценировка. Произведение К. Чуковского «Федорено горе»
Знакомство с творчеством В. Бианки • НОД в библиотеке (рассказ о биографии писателя, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю).
• Инсценировка сказки «Лис и мышонок»
• Оформление стендов с книгами В. Бианки и других писателей о природе,
• Оформление с детьми книг-самоделок,
• Чтение книг.
• Просмотр мультфильмов по произведениям
• Вечера загадок «Угадай, кто это?»
• Беседа «О тех, кто летает»
• Выставка рисунков по произведениям.
Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина
• НОД в библиотеке: чтение художественной
литературы по произведениям Е. И. Чарушина, Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина», с рассматриванием иллюстраций:
- «Зайчиха с зайчатами», «Медведица с медвежатами».
- «Волчонок», «Зайчата», «Тигренок», «Олененок», «Медвежата», «Рысёнок».
- «Волк», «Барс», «Кот-охотник», «Катание», «Волк и семеро козлят», «Зайчонок и медвежонок», «Зайцы пляшут».
рассматривание иллюстраций, беседа о прочитанном произведении
• Пересказ произведений по опорным схемам
• Разучивание стихов
• Чтение детям рассказов о животных, русских народных сказок и авторских рассказов, иллюстрированных Е. И. Чарушиным:
С. Маршак «Детки в клетке», М. Горький «Воробьишко», русские народные сказки «Курочка Ряба» и «Теремок», авторские рассказы «Яшка», «Глупые обезьяны», «Волчишко», «Что за зверь?», «Хитрая мама», «Свинья», «Большие и маленькие» и т. д.
• Слушание записи русской народной сказки «Теремок»
Сказки Шарля Перро • НОД в библиотеке (рассказ о писателе, чтение сказок писателя : «Золушка или хрустальная туфелька» «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик», «Ослиная шкура»
• «Подарки феи», «Пряничный домик», рассматривание книг на выставке по сказкам писателя).
• Инсценировка сказки «Красная шапочка»
Оформление стендов с книгами Шарля Перро
Сказки Ганса Христиана Андерсена Чтение сказок и просмотр мультфильмов по произведениям Ганса Христиана Андерсена: «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик»,
«Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Дикие лебеди»
• беседа по содержанию
• НОД в библиотеке по сказкам Ганса Христиана Андерсена, показать, что добро побеждает зло, воспитывать чувство сострадания к слабым и беззащитным).
• Выставка детских рисунков «Мой любимый герой» (из сказок Ганса Христиана Андерсена)
Знакомство с творчеством Н. Н. Носова НОД в библиотеке: Чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов по произведениям Николая Носова: «Живая шляпа», «Фантазёры», «Весёлая семейка», «Приключение Незнайки и его друзей», «Фантазёры». «Витя Малеев в школе и дома», «Затейники», «Мишкина каша», «Заплатка», беседа по содержанию.
«Ступеньки» – «Леденец» – «Как Незнайка был художником»
• беседа по содержанию
• выставка рисунков по произведениям писателя
Популярный шведский писатель и художник Свен Нурдквист
НОД в библиотеке: Чтение произведений популярного шведского писателя и художника Свена Нурдквиста: «Рождественская каша», серия историй про Петсона и Финдуса: Именинный пирог; История о том, как Финдус потерялся, когда был маленьким; Охота на лис; Переполох в огороде; Рождество в домике Петсона; Механический дед мороз
• беседа по содержанию
• выставка рисунков по произведениям писателя
3 этап: Заключительный
• Круглый стол «Поделимся впечатлениями».
• Выставка детских работ «Наши любимые сказки»
Перспективный план занятий по проекту
№ недели
месяц Тема занятия
Июнь
1 1 неделя Творчество детского поэта А. Барто
2 2 неделя Творчество детского поэта С. Я. Маршака
3 3 неделя Творчество детского поэта Б. Заходера
4 4 неделя Творчество американской детской писательницы Кейт Ди Камилло
Июль
5 1 неделя Творчество детского поэта и писателя С. Михалкова
6 2 неделя Творчество детского поэта и писателя К. И. Чуковского
7 3 неделя Знакомство с творчеством писателя натуралиста В. Бианки
8 4 неделя Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина
Август
9 1 неделя Сказки Шарля Перро
10 2 неделя Сказки Ганса Христиана Андерсена
11 3 неделя Знакомство с творчеством Н. Н. Носова
12 4 неделя Популярный шведский писатель и художник Свен Нурдквист