Дубовик Татьяна Сергеевна
Проект «Летние головные уборы времен ВОВ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Летние головные уборы времен ВОВ»
Автор: Воспитанники 4 группы.
Руководитель: Дубовик Татьяна Сергеевна, воспитатель,
МАДОУ «Снегурочка».
Югорск, 2020.
Введение.
Публикация «Проект „Летние головные уборы времен ВОВ“» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Одежда, обувь, головные уборы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно в это время формируется личность ребёнка. Дошкольное детство - благоприятное время для привития чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание всегда было одной из самых актуальных задач в формировании мировоззрения подрастающего поколения. В этом году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Современные дети имеют недостаточный объём знаний об освобождении родной страны от немецко-фашистских захватчиков, плохо представляют, что такое война, поэтому очень важно донести им информацию о войне 1941-1945г. Создание проекта направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, формированию любви к своей Родине и близким. Реализация проекта позволяет задействовать различные виды детской деятельности, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию Победы.
Патриотическое воспитание - основа нравственного воспитания подрастающего поколения, основная задача нашего времени. Начиная с детства у ребенка должны быть сформированы элементы гражданственности, патриотизма. Мы, воспитатели, берем на себя ответственность за осуществление этой государственной, важной задачи.
Цель: воспитание у детей патриотизма, чувство гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
-Расширить и обогатить знания детей о Великой Отечественной войне.
-Расширить и систематизировать элементарные знания дошкольников:
о головных уборах времен Великой отечественной войны.
- Развивать у детей речь, воображение, мышление, коллективизм.
- Воспитывать чувство гражданственности, гордость и ответственность за свою Родину.
Необходимые методы и приемы для достижения поставленной цели:
Методы теоретического уровня: теоретический анализ печатных и электронных источников информации: периодических изданий, интернет-порталов; изучение и обобщение.
Методы эмпирического уровня: Предложенная экскурсии в школу № 2 в музей военной славы, советы и анкетирование родителей 2 младшей группы (Приложение № 3, совместное оформление уголка-выставки «Памятью живы…», участие в совместной деятельности по созданию морфотаблице, модели проекта. Данные методы позволяют расширить знания о проблеме и подойти к решению.
Тип проекта :
1. По количеству участников - групповой;
2. По продолжительности - краткосрочный;
3. По контингенту: 3-4 года;
4. По характеру координации - открытый;
5. По доминирующей деятельности – познавательно - исследовательский, творческий.
План реализации проекта :
1. Выделение и постановка проблемы.
2. Сбор материала.
3. Анализ полученных данных
4. Модель проекта.
5. Получение продукта проекта
6. Презентация проекта.
Основная часть.
Анализ хода работы:
Выделение и постановка проблемы.
Копилка проекта : А. Жаров «Звездочка», Т. Белозерова «День Победы», Н. Иванова «Что за праздник», М. Познанская «Победа», М. Геттуев «В лучистом цвету неоглядные дали», Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», Е. Благинина «Шинель», С. Михалков «Служу советскому союзу», О. Высотская «Слава Армии Советской», В. Орлов «Парад», А. Митяев «Почему армия всем родная». Ю. Збанацкий «Щедрый ёжик», Е. Карасёв «Город-герой»,А. Митяев «Почему Армия всем родная», «Землянка», «Мешок овсянки»,С. Погореловский «Советский солдат»Т. Белозёров «Майский праздник…», А. Барто «На заставе», М. Исаковский «У самой границы», О. Высотская «Мой брат уехал на границу», А. Кушнер «Танк»Б.
Мультипликационные фильмы созданные специально для детей и посвященные ВОВ: «Солдатская сказка», «Солдатская лампа», «Легенда о старом маяке», «Василек», «Великая Отечественная», «Партизанская Снегурочка», «Теплый хлеб». Дидактические игры: «Назови пословицу», «Что в военном пакете?», «Сигнальные флажки», «Будем в армии служить», «Военная техника, «Памятные места нашего города». Сюжетно - ролевые игры:» Военные», «Моряки», «Медсестра». Подвижные игры: «Саперы», «Снайперы», «Стенка - мишень», «Переправа», «Разведчики». «Кто быстрее соберет?»
Картотека проекта : Проанализировав полученную нами информацию, мы приступаем к практической части нашего проекта. Изготовление морфотаблицы (МТ) (Приложение № 4). В вертикальной части нашей МТ указанны объекты (головные уборы :бескозырка, пилотка, каска, шлем танкиста) : в горизонтальной части расположены признаки объекта: части, материал, вес, польза/удобство (данный признак разработан в процессе проекта). Рассматривая первый объект (бескозырка) - выявляем с детьми, что данный объект состоит из обода, верхушки, ленты, по составу это легкое сукно, соответственно вес у убора минимальный.
Рассматривая второй объект (пилотка) - выявляем с детьми, что данный объект состоит из тканевой основы и металлической звезды, сукно берется плотное, звездочка из металла, по весу тяжелее,чем бескозырка.
Рассматривая третий объект (каска) - выявляем с детьми, что данный объект состоит из металла, имеет кожаную подкладку, ремешок для фиксации под подбородком. Мы знаем, что металл имеет большой вес, соответственно этот головной убор очень тяжелый.
Рассматривая четвертый объект (шлем танкиста) - выявляем с детьми, что данный объект состоит из колпака, клапанов для вставки радиооборудования, назатыльник, подбородочный кожаный ремешок и дополнительный ремень для более плотной фиксации, материал для шлема используют также сукно, но зимний и летний варианты отличаются толщиной ткани, потому летний вариант легче на 200гр. Так как оба варианта шлема сшиты из ткани, хоть и вставлены радиодетали, они по весу не очень тяжелые. Отмечая плюсы и минусы каждого головного убора, логически рассуждая, дети должны прийти к выводу – какой головной убор является самым полезным и удобным.
Модель проекта : Нами была изготовлена модель проекта. На листе белой бумаги (формат А3) наклеены три фигуры участников Великой Отечественной войны (без головных уборов) - Моряк, танкист, солдат. Детям предлагается на заполнить места с вопросительным знаком (у каждого участника ВОВ должно быть место прохождения службы и соответствующий головной убор).(Приложение №1,2)
Продуктом работы над проектом стали изготовленные из цветной бумаги пилотки.
1. склеить два листа А-4 по длинной стороне.
2. сложить полученный лист пополам.
3. завернуть с двух сторон верхние углы от сгиба.
4. загнуть нижнюю часть верхнего листа вверх
5 перевернуть заготовку.
6. загнуть боковые части и нижнюю полоску вверх, завернуть края.
7 расправить пилотку, из цветной бумаги вырезать звездочку и наклеить на пилотку. Пилотку можно примерять (Приложение № 5).
Презентация проекта : Полученными знаниями дети обязательно поделятся на фестивале проектов. Опираясь на составленную нами морфотаблицу дети расскажут о разнообразии головных уборов, использованных во время ВОВ. Рассказ будет подкрепляться знаниями детей о материале и частях головных уборов, почему они использовались теми или иными войсками.
Заключение:
Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. Реализация данного проекта оказала благотворное влияние на всех её участников.
В результате работы над проектом повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны. Дети научились ориентироваться в истории нашей страны, получили углубленные знания о её защитниках, о том, как их родные и близкие принимали участие в Великой Отечественной войне.
Знакомство с историей ВОВ способствовало формированию у дошкольников чувства гордости за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны. Дети стали добрее, внимательнее, отзывчивее и более любознательными. У них появилось осознанное желание внести свой вклад в жизнь страны.
Ребята познакомились с видами войск, участвовавшим в ВОВ, также полном объеме
имеют представление о летних головных уборах, которые носили участники ВОВ.
Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей и родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству. Участие в проекте родителей благоприятно сказалось и на улучшении детско-родительских отношений.
Характеристика перспектив дальнейшей работы над темой: В следующем тематическом проекте мы с детьми планируем рассмотреть виды зимнего обмундирования, которое использовали солдаты времен ВОВ.
Библиографический список
1. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М. : ГНОМ и Д, 2008.
2. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.
3. Ершова З. А., Краскина Н. А. «Никто не забыт, ничто не забыто».
4. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. – 2005. №1;
5. День Победы //Дошкольное воспитание. 2005. – № 5. – С. 3.
6. Стапанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. – с. 4.
7. Федоренко П. «Почему ты шинель бережешь?» //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. С. 6.
8. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
9. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2004.
10. Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
11. Шаламова Е. И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. /Е. И. Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с. 26–32.
12. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования В ДОУ», Творческий
центр «Сфера» М. 2оо7.
13. Клименко. – М. : АСТ; СПб. : Сова,2010. Метод моделирования в системе.
14 .Богат В. Некоторые практические вопросы ТРИЗ // Дошкольное воспитание. -1998.-№ 1.
15. Богат В. Развивать творческое мышление: ТРИЗ в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1994.
Приложение № 1,2
Приложение № 3.
Советы для родителей
«Как рассказать ребенку о войне»
1. Говорите об этом с ребенком!
2. Просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Идеальными для просмотра станут старые фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в победу, например «В бой идут одни старики». «Офицер», «А зори здесь тихие».
3. Общение с ветеранами. Они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.
4. Расскажите о ваших воевавших предках.
5. Делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами.
6. Договоритесь с воспитателями о том, что 9 мая будут проводиться утренники на тему войны. Это оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек военной жизни.
7. Посещение памятных мест.
Опрос для детей младшего дошкольного возраста о Вов:
1) Знаешь ли ты, какой праздник отмечает наша страна 9 мая?
2)Кто встал на защиту нашей родины?
3)Кто такие солдаты, что они делают?
4)Что такое парад?
5) Что такое памятник павшим воинам?
6)Как страна празднует День Победы?
7) Что рассказывают тебе родители о войне?
8) Тебе читают книги о Вов?
9) Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Что для этого нужно?
Анкета для родителей (законных представителей) воспитанников МАДОУ «Снегурочка»
Уважаемые (ая) ФИО!
Вся наша страна готовится к проведению Праздника – 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы просим Вас принять активное участие в совместном проекте и, сначала, ответить на несколько наших вопросов. Очень надеемся на взаимопонимание и плодотворное сотрудничество.
1. Считаете ли Вы необходимым в доступной форме разговаривать дома с ребёнком о ВОВ?
а) Да
б) Нет
в) Пока рано
г) Не задумывались раньше
д) Другие варианты ответа
___
2. Как потомки воинов-освободителей, Вы ощущаете свою причастность к Великому празднику, чувствуете гордость за свою Родину?
а) Да
б) Нет
в) Не задумывались
г) Другие варианты ответа
___
3. Воевал ли кто-нибудь из Ваших родственников в ВОВ?
а) Да
б) Нет
в) Не знаем
г) Другие варианты ответа
___
4. Какова судьба тех, кто воевал?
а) Возвратился с фронта
б) Погиб в боях
в) Пропал без вести
г) Не можем ответить
д) Другие варианты ответа
___
5. Знаете ли Вы, где воевал Ваш родственник (родственники?
а) Да
б) Нет
в) Точно не знаем
г) Другие варианты ответа
___
6. Если в данный момент Вы не располагаете необходимой информацией, каким образом поступите?
а) Узнаете информацию у родственников (людей старшего поколения)
б) Обратитесь в военкомат по месту жительства (призыва) ветерана
в) Поищите данные через Интернет-ресурсы или напишите письмо в Центральный архив Министерства Обороны
г) Откажитесь от поиска, оставив всё, как есть
д) Другие варианты ответа
___
7. Знаете ли Вы, кто из родственников во время войны трудился в тылу и был впоследствии награждён как участник трудового фронта?
а) Да
б) Нет
в) Не знаю
г) Другие варианты ответа
___
8. Сохранились ли какие-либо документы того времени?
а) Да
б) Нет
в) Другие варианты ответа
___
9. В семье у Вас (у старших родственников) и сейчас хранятся:
а) Военные или послевоенные фотографии
б) Письма с фронта (на фронт)
в) Вырезки из газет того времени
г) Награды (боевые, юбилейные и т. д.)
д) Другие варианты ответа
___
10. Считаете ли Вы возможным поделиться историей своей семьи, рассказать о боевых и трудовых подвигах ваших родных в годы ВОВ?
а) Да
б) Нет
в) Надо подумать
г) Другие варианты ответа
___
С наступающим праздником Вас, С Днём Победы!
С уважением, воспитатель МАДОУ «Снегурочка» Дубовик Т. С.
12 апреля 2020 года.
Приложение № 4.
Приложение № 5.