Татьяна Метелица
Проект «Ленинский район, где восходит солнце»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: беседы с детьми показали, что они имеют представления о городах, странах, где побывали с родителями, но у них не сформировано представление о месте, где они живут. Нет знаний о том, чем знаменит их район. В результате, нет чувства привязанности и любви к культуре, народу, к земле.
Для решения проблемы был разработан проект.
Актуальность выбранной темы.
Публикация «Проект „Ленинский район, где восходит солнце“» размещена в разделах
В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Знакомство детей с историей города Красноярска, его районами становится в настоящее время одним из приоритетных направлений, поскольку чувства гражданственности и патриотизма необходимо воспитывать, с опорой на знакомые и близкие места:дом,улицу,район. Дошкольное образование должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют миссию: передают культурные и исторические ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют в настоящем и в будущем.
Кроме того, 2012 год стал юбилейным для района – 70 лет. Празднование такой даты способствуют развитию у детей чувства гордости за район и формированию познавательного интереса к его истории, известным и знаменитым людям, работаюшим и проживающим в районе.
Тип проекта : исследовательско-творческий.
Цель: способствовать формированию гражданственности и патриотизма детей в процессе ознакомления с историей и достопримечательностями района.
Задачи:
1. Расширить представления детей о районе и в целом о городе Красноярске;
2. Развить поисковую деятельность, познавательную активность в ходе изучения исторического прошлого района и сбора необходимой информации;
3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: экспериментировать – создавая новые объекты и достопримечательности района; умение планировать этапы своих действий, аргументировать выбор; создавать определенный продукт;
4. Активировать речь детей, формировать коммуникативные умения; совершенствовать стиль партнерских отношений;
5. Развивать творческое воображение, творческие способности, художественный вкус.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Планируемый результат: в ходе интеграции разных видов деятельности и содержания образовательных областей сформировать ценностное отношение к району, развить чувство гордости за район, расширить общие представления детей о городе Красноярске.
Работа над проектом.
Организации совместной деятельности: педагог – дети – родители способствует интегрированный подход. Интеграция вокруг темы района, позволяет рассматривать предмет с разных сторон, изучая социальные, художественно – эстетические, логико – математические, естественно – научные аспекты.
В ходе проектной деятельности понятие «район» рассматривалось в нескольких аспектах:
• социальный аспект – расположение района, улиц, связи между различными поколениями людей, живших и живущих в районе, участие жителей района в общественной и культурной жизни города;
• логико – математический аспект – выявление количества улиц, установление - какая улица появилась раньше, какая позже, сравнение по протяженности.
• художественно – эстетический аспект – рассматривание иллюстраций улиц, достопримечательностей района; продуктивно – творческая деятельность.
Обогащение словаря в процессе знакомства с районом происходит через составление рассказов по фотографиям, иллюстрациям, через речевые игры,. Таким образом, путем проникновения знаний из разных областей создается условное представление о районе.
Совместное творческое проектирование детей, воспитателей, родителей помогает определить индивидуальный маршрут ребенка, повысить уровень интеллектуального развития детей, их эмоционально – волевой сферы.
Мотивация выбора темы проекта. Проблема.
Дети получают телеграмму от Львенка, который изображен на гербе города Красноярска: «Уважаемые ребята! Ленинский район в этом году – юбиляр, он празднует свое День рождение! В здании администрации района летом планируется открыть музей истории района в преддверии его 70-летия. У меня к Вам просьба, пожалуйста, примите участие в пополнении коллекции экспонатов: документы, фотографии, стенгазеты, книжки, которые так или иначе связаны с историей и сегодняшними днями жизнедеятельности района. Надеюсь на вас, жду помощи. Заранее благодарен, Лёва.»
Дети предлагают свои версии, как помочь Львё нку: «Отправимся в путешествие по истории района», «Спросим у родителей», «Прочитаем книжки, посмотрим по телевизору или в интернете», «Сходим на экскурсию», «Сделаем стенгазеты, макеты, книжки».
Совместно с детьми составляется план, планируются этапы.
Распределение деятельности по этапам проекта.
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 2 3
I этап
1. Педагог формулирует проблему.
Цель: показать рост и развитие района в исторических параметрах и подчеркнуть важность связей между прошлым, настоящим и будущим.
При постановке цели определяет продукт совместной деятельности (стенгазета, папка-передвижка, фото-альбом, видео-ролик и.)
2. Определяет совместно с детьми источники и пути поиска информации о районе.
3. Определяет направления деятельности для достижения поставленной цели:
• История района;
• Достопримечательности современности.
4. Формулирует задачи:
1). Собрать информацию об истории района;
2). Собрать материал о современных достопримечательностях района;
3). Систематизировать собранный материал по временному принципу;
4). Привлечь к поиску материала родителей;
5). Оформить собранный материал дл предоставления в музей (продукт деятельности)
Дети - проблема.
Выдвигают гипотезы, предположения о поиске информации
Участвуют в обсуждении
Уточняют задачи проекта.
II этап 1. Педагог подводит к решению задач.
2Ппомогает детям спланировать деятельность (найти решение задачи путём экспериментирования, воплотить найденное решение в продуктивной деятельности).
3 Решает задачу организации деятельности.
Дети лланируют деятельность.
Объединяются в рабочие группы.
Распределяют роли.
III этап 1. Педагог организует работу над проектом, вовлекает детей в разные виды деятельности: :
• Поиск решений совместно с родителями;
• Продуктивная деятельность:
1. Конструирование: «Улицы Ленинского района».
2. Рисование: «Достопримечательности Ленинского района».
3. Лепка: «Любимые места в Ленинском районе».
Дети собирают материал с родителями.
Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности.
По ходу работы совещаются, вносят изменения, дополнения (в случае надобности).
Делают выводы
IV этап
Педагог организует презентацию проектной деятельности с участием родителей и детей.
Презентация:
• Стенгазеты;
• Папки-передвижки;
• Книжки.
Дети представляют продукт деятельности (вместе с родителями).
V этап Выдвигают новую проблему:
«А как сделать наш район еще красивее? И экологически чистым?» Педагог вместе с детьми определяют цели нового проекта :
• Озеленить город (посадить больше деревьев и кустарников, цветов.
Примерные темы для образовательной деятельности с детьми
в рамках проекта :
1. Область «Коммуникация» :
Тема образовательной деятельности: «Путешествие в историю».
Цель: вызвать интерес к истории возникновения района, людям, жившим в то время, подвести детей к пониманию того, что районы, появившиеся в нашем городе – это творение рук человеческих.
Тема образовательной деятельности:
«Достопримечательности Ленинского района – наши дни».
Цели:
Образовательная: познакомить детей с достопримечательностями района в процессе рассматривания фотоиллюстраций района.
Воспитательная: воспитывать любовь к району, в котором мы живем.
Развивающая: развивать умение составлять рассказ на предложенную тему, по картине, фотографии.
Экскурсия.
Тема: «Район, в котором я живу»
Цель: познакомить с остановками района вдоль проспекта Красноярский рабочий.
2. Образовательная область «Познание», познавательно – исследовательский вид деятельности (ФЭМП).
Тема: «Улицы района».
Цель: познакомить с улицами района, расположенных близко к детскому саду, научить составлять схему-план.
Задачи:
3. Образовательная область «Познание», : конструирование.
Тема: «Улицы нашего района».
Цель: научить составлять коллективную постройку конкретного здания или места по описанию или предложенной картинке.
4. Образовательная область «Художественное творчество» : рисование.
Тема: «Самое любимое место в районе».
Цель: создать образ любимого места в районе с помощь художественных средств.
5. Образовательная область «Художественное творчество» : лепка.
Тема: «Любимые места в районе».
Цель: передать особенности достопримечательностей района, своего любимого места.
Задачи: Отрабатывать приемы раскатывания, сплющивания, примазывания.
6. Свободная деятельность детей, досуг.
Викторина, тема: «Мой район – Ленинский».
1. Когда был образован Ленинский район? (28 августа 1942 года).
2. Сколько улиц в районе? (92).
3. Главная улица района? (проспект имени газеты «Красноярский рабочий»).
4. В честь кого названа данная улица – проспект? (рабочий города Красноярск)
5. Достопримечательности Ленинского района?
6. Сколько остановок в районе, если ехать по проспекту им. газеты «Красноярский рабочий»? (9).
7. Самостоятельная деятельность детей, игра.
Игры сюжетно – ролевые.
«Путешествие по улицам нашего района».
Цель: закрепление знаний детей о достопримечательностях района; развить связную речь детей.
«Семья» - «Собираемся на экскурсию».
Цели: развивать и усложнять известный сюжет;
Игры со строителем.
«Улицы района, достопримечательности, памятники».
Цель: закреплять навыки работы со строительным материалом, осуществляя постройки по замыслу и по рисунку.