Ирина Патрикеева
Проект «Вся семья вместе — и душа на месте!» для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой, творческий
Длительность: средней продолжительности
Сроки проведения: 1 ноября – 31 ноября
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Актуальность
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это удивительный незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения, это греет нас своей добротой и бескорыстностью и помогает идти дальше.
Если начать формировать ценностные представления о семье с младшего дошкольного возраста, то ценность семьи будет расти в положительной прогрессии.
Публикация «Проект „Вся семья вместе — и душа на месте!“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально – нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
В Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.
В результате работы и диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Ведь мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
На мой взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух полноправных и равновеликих сторон. Именно поэтому, сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи.
Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте. Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.
Цель проекта:
Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи проекта:
• формировать у детей представления о семье;
• формировать представления о родственных отношениях;
• закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
• воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
• воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.
• привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
Предполагаемый результат:
• воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам;
• знание истории своей семьи, семейные традиции и праздники;
• повысилась педагогическая культура родителей;
• установлены с ними доверительные и партнерские отношения.
Деятельность участников проекта
Педагоги.
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
• Сбор и анализ педагогического инструментария для взрослых и детей.
• Подбор наглядной информации: иллюстрационного материала, литературных произведений, репродукций картин, дидактических, сюжетно – ролевых, театрализованных и строительных игр.
• Проведение выставок, презентаций.
• Оформление папок для родителей.
• Выпуск газет.
• Составление кроссвордов, ребусов.
Дети.
Вхождение в проблему, возникновение у детей желания как можно больше узнать, решение проблемной ситуации.
Поиски путей решения проблемной ситуации (совместная деятельность).
Родители.
Опрос, что могут предложить по данному проекту, какую помощь оказать. Анкетирование родителей.
• Подбор фотографий.
• Предварительные беседы с детьми.
• Работа с интернет ресурсами для поиска нужной информации (пословицы, поговорки, стихи).
2. Практический этап.
Педагоги.
• Проведение цикла познавательной НОД.
• Чтение художественной литературы.
• Разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о семье.
• Беседы по картинам.
• Составление рассказов о семье.
• Рассматривание семейных фотографий.
• Традиции семей.
Дети.
Совместная, самостоятельная деятельность:
Просмотр презентаций по данному проекту.
Рассматривание картинок, альбомов.
Работа с картами, интернет – ресурсами, энциклопедиями.
Прослушивание рассказов педагогов, стихов.
НОД.
Дидактические игры.
Сюжетно – ролевые игры.
Творческая мастерская:
«Это я» - рисование.
«Дом моей мечты» - конструирование + аппликация из спичек.
«Мой друг» - рисование.
«Подарок маме» - лепка + украшение бусинками.
Родители.
Индивидуальные беседы с целью создания интереса, привлечения их к изготовлению газет «Моя семья», «Генеалогическое древо моей семьи», «Гордость нашей семьи», «Папа, мама, я спортивная семья».
Привлечение родителей для НОД: Черникова Юлия Сергеевна представит презентации: «Спортивная семья Черниковых», «Традиции, увлечения нашей семьи».
День открытых дверей.
3. Заключительный этап.
Педагоги.
Выставка детского творчества.
Развлечение «Семейная карусель».
Дети.
Развлечение.
Выставка работ.
Выставка альбомов.
Родители.
Презентация: «Семья».
Просмотр развлечения.
Схема реализации проекта в разных видах деятельности.
1. Познавательные занятия: «Состав семьи», «Семь Я», «Работа моих родителей», «Моя семья – моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте», «Моя родословная».
2. Беседы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи», «Кто такие - родные, друзья, соседи», «Как росли родители, дедушка, бабушка», «В здоровом теле – здоровый дух», «Безопасность в доме», «Если ты остался дома один», «Что делать если ты потерялся».
3. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть?», «Кому что нужно для работы», «Кто кем кому приходится?», «Расположи правильно», «Назови ласково», «Дарю подарки».
4. Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения», «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы».
5. Инсценировки: «Три мамы», «Сказка для мамочки».
6. Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Опять двойка».
7. Чтение художественной литературы: С. Капутикян «Моя бабушка», В. Чёрная «Хорошая внучка», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Сыновья», А. Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С. Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я. Аким «Моя родня» и другие. Обсуждение прочитанного материала.
8. Художественное творчество: рисование – «Это я», «Моя семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мой друг», «Как я с мамой или папой иду из детского сада»; аппликация – «Украсим фартук для мамы», «Дом моей мечты»; лепка – «Испечем торт для мамы», «Розы для мамы»; совместное (педагог, дети, мама Т. Черниковой – Юлия Сергеевна) изготовление вебской куклы.
9. Пословицы и поговорки:
o Согласие да лад - в семье клад.
o Согласную семью горе не берёт.
o В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
o Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
o Когда нет семьи, так и дома нет.
o Семья сильна, когда над ней крыша одна.
o Семья без детей, что цветок без запаха.
o Семейный горшок всегда кипит.
o В семье и каша гуще.
o В семье разлад - то и дому не рад.
o Не будет добра, коли в семье вражда.
o Намёки да попрёки - семейные пороки.
o Семья человеку первую путёвку в жизнь даёт.
o В хорошей семье хорошие дети растут.
o Не нужен и клад, коли в семье лад.