Елена Турпищева
Проект «Район моей мечты» для старшей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Знания о своей малой родине, желание сделать ее лучше, удобнее и красивее, вдохновляют детей, воспитывают в них стремление служить людям, городу, России. Одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства, безграничной любви к Родине». (В. А. Сухомлинский).
Публикация «Проект „Район моей мечты“ для старшей группы детского сада» размещена в разделах
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя, делать ее своими руками.
Цель: формировать у детей желание помогать взрослым в благоустройстве своего района, города, воспитывать чувство ответственности за благополучие страны.
Задачи проекта :
• Воспитывать гордость за свой район.
• Формирование любви к родному району и привлечение родителей к сотрудничеству с ДУ.
Формировать навыки ориентации по элементарному плану.
• Активизация творческого потенциала родителей.
• Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
• Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения.
• Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
• Активизация познавательного интереса к объектам социального мира.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Образовательная деятельность.
Речевое развитие.
Цель: Обогащать словарь детей, развивать связную речь, развивать творчество и фантазию, воображение, речевую активность.
Художественное творчество.
Формы работы:
Рисование по теме «Моя семья», «Улицы моего района».
Конструирование из строительного материала.
Изготовление коллективной схемы «Район будущего».
Игровая деятельность.
Сюжетно ролевые игры: «Библиотека», «Парикмахерская», «Магазин», «Детский сад», «Школа», «Банк» и т. п.
Презентация проекта.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, отгадайте загадку:
В два ряда дома стоят -
- Что это? Правильно, это улица.
-Посмотрите, как много домов на нашей улице. Все они разные: двухэтажные и многоэтажные. В одних живут люди (фотография жилого дома, в других они работают.
Это улица моя
Здесь высокие дома,
Детский садик мой и школа,
Там учиться буду я.
Давайте поиграем в игру «Кто больше улиц назовет».
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот видите, как много улиц вы назвали, а какие из них находятся в нашем микрорайоне, вокруг детского сада. Чтобы нам это понять, я начертила план, на котором изображены улицы, дома, дворы, расположенные рядом с нашим детским садом.
Воспитатель знакомит детей с элементарным планом, просит детей помочь в определении названий улиц и предназначении зданий. (прикрепляются соответствующие фотографии и названия).
Проводится игра «Жилое-нежилое».
Воспитатель показывает детям картинки или фотографии: аптека, школа, банк, поликлиника, парикмахерская, больница, магазин, библиотека, кафе и т. д. По каждой фотографии проводится небольшая беседа, что это за здание, с какой целью туда приходят люди.
Пальчиковая игра «Наш город»
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Ходьба на месте.
Крепость – раз, школа – два,
Три – высокие дома, четыре – парк,
Пять – стадион, шесть – площадь,
Семь – фонтан, газон.
А восемь – длинный -длинный пляж
И девять Волга рядом.
А десять цирк, и город наш
Окинут детским взглядом.
Дети по счету загибают пальцы на обеих руках.
Еще бы мы могли считать,
Но нам пора уж в садик – спать!
Велик, прекрасен город наш
Над вольною рекой
И самый лучший он для нас,
Родной и дорогой. (авт. Л. Осипова)
- В нашем микрорайоне есть еще много домов, построенных специально для того, чтобы люди приходили и отдыхали. Есть и специальные площадки для отдыха. Отдыхать можно по- разному. Кто-то любит активный отдых, например в бассейне, в спортивном зале, на теннисном корте, детской площадке. Кто-то предпочитает просто посидеть в кафе с друзьями, прогуляться по парку, покататься на атракционах, посмотреть кино в кинотеатре, сходить на выставку, в театр, полюбоваться картинами в музее.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, а давайте с вами поговорим о том, что можно делать на улицах города, и чего нельзя.
Игра «Можно-нельзя». Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч и называет какое-нибудь действие, а ребенок, у которого мяч, говорит, можно так поступать или нельзя:
-переходить улицу на красный сигнал светофора
-бросать обертки от конфет на тротуар
-рвать цветы на клумбах
-ломать ветки на деревьях
-сажать деревья и цветы во дворе
-любоваться цветущей клумбой и т. п.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, а люди каких профессий помогают сделать наш микрорайон чище, красивее, благоустроеннее?
Дети называют профессии : архитектор, строитель, дизайнер, дворник и т. п., объясняя с помощью воспитателя в чем заключается работа каждого из них.
Воспитатель. А могут ли люди других профессий, студенты, школьники, дети сделать свой район, город чище и комфортнее?
Дети и воспитатель обсуждают возможности участия обычных граждан в благоустройстве города.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А сейчас, ребята, каждый из вас попробует выступить в роли строителя, дизайнера, садовника, архитектора, скульптора и презентует свой проект по благоустройству нашего микрорайона. (дети демонстрируют заранее подготовленные с родителями фотографии объекта или территории, данные им для обследования и обсуждения., рассказывают об этом объекте. Затем ребенок демонстрирует рисунок-проект, что бы хотелось поменять или добавить на данной территории, и рассказывают об этом.)
Воспитатель на схеме изучаемого микрорайона фиксирует детско-родительские идеи,.с помощью зарисовок небольших. В результате появляется схема с внесенными на ней изменениями.
Проводится выставка детских рисунков «Район моей мечты»
Этот проект значим для всех участников :
• У детей формируются навыки самостоятельности, активности,
инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков
в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о своем родном районе, городе.
Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности,который даёт возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника, и привлечь родителей для более полного знакомства и участия в теме проекта.
• Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению; вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс своей группы. В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания патриотизма и толерантность старших дошкольников, уважение к людям труда.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня патриотизма старших дошкольников.
Дети знают названия улиц, которые окружают детский сад.
Могут назвать несколько улиц, магазины, школы, поликлиники, которые на них находятся.
Профессии, которые помогают сделать чистым и комфортным район, город.
Знают о людях, чьи профессии помогают поддерживать чистоту на улицах, заботятся о скверах и парках. Понимают, что нельзя мусорить, ломать зеленые насаждения.