Елена Самонина
Проект «Лекарственные растения нашего участка»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1. Введение
Экологическое воспитание сегодня имеет большое значение. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение как к ресурсам и объектам дикой природы, так и к достижениям цивилизации, этой «второй» природы, сделанной руками и умом человека.
Чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа, они должны существовать вокруг него в достаточном количестве: пищащие, порхающие, цветущие, вызывающие желание познакомиться с ними поближе, понять, помочь. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появился интерес к жизни других обитателей нашей голубой и прекрасной планеты, сочувствие к заботам этих существ и готовность прийти к ним на помощь, если ребенок с детства в своем микроокружении был лишен общения с миром природы.
Публикация «Проект „Лекарственные растения нашего участка“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Оформление детских садов
- Прогулка. Лекарственные растения
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правилах сбора.
Проект ориентирован на решение одной главной проблемы – на формирование знаний о лекарственных растениях.
Проектом предусмотрен объект исследования.
Предметом деятельности является процесс по изучению лекарственных растений и природоохранная деятельность.
2. Актуальность создания проекта.
Экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранная работа в детском саду. Это направление нацело на понимание детьми зависимостей, существующих в природе, осознание влияния деятельности человека на природу, способствует систематизации знаний, активизирует умственную деятельность и познавательную сферу ребенка, помогает решать вопросы нравственно-эстетического плана, формировать трудовые навыки и активную жизненную позицию.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены в дошкольном возрасте. Уже с дошкольного возраста надо формировать у детей представления о лекарственных растениях Брянской области.
В Брянской области мы можем встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, крапива, лопух, одуванчик и другие травы. Часть растений занесена в Красную книгу. Все меньше остается нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Поэтому надо приучить детей беречь и охранять природу, охранять растения, рационально использовать ее богатства.
Именно поэтому актуальным становится проект «Лекарственные растения нашего участка».
Продукт.
1. Создан проект «Лекарственные растения нашего участка».
Развита исследовательская, практическая деятельность.
2. Сформированы знания детей о лекарственных растениях нашего участка.
3. Повышен уровень экологической культуры у детей и их родителей.
4. Аннотация проекта.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природе, которая окружает детей и с которой они знакомятся в дошкольном детстве.
Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты, тайны.
Забота о здоровье детей в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Нам надо было вызвать интерес к оздоровлению своего организма с помощью лекарственных растений.
В соответствии с ВГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие зания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностей образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- принципы гуманизации, дифференциации и индувидуализации, непрерывности системности образования. Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает :
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личности потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индувидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладение детьми определенным объектом информации знаний, сколько формирования у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Пути решения проекта.
- Разработать систему реализации проекта на основе реальной практики и возможностей ДОУ
- Оценить риски реализации проекта.
5. Этапы реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на 2 недели. С 8.04 по 22.04.2013. Краткосрочный проект.
Этапы, цель, сроки.
1. Подготовительно-ориентировочный этап.
2. Практический этап
3. Обобщающе-результативный этап.
6. План мероприятий. Название мероприятий, сроки, ответственные.
1 Этап. Подготовительно-ориентировочный. Беседа с детьми о необходимости растений на планете Земля.
Ответственные: воспитатели.
Беседы и рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях
(подорожник, мята, крапива, чистотел, лопух).
Ответственные: воспитатели.
Вечер загадок о лекарственных растениях.
Ответственные: воспитатели.
Создание книги «Зеленые друзья»
Ответственные: воспитатели.
Литературная викторина «Лекарственные растения»
Ответственные: воспитатели.
Целевые прогулки и наблюдения за лекарственным растениями
Ответственные: воспитатели.
Подбор информации о лекарственных растениям (стихи, загадки, рассказы, сказки….)
Ответственные: воспитатели, родители.
Выпуск газеты «зеленый бинт»
Ответственные: воспитатели, родители.
Беседы с родителями о проекте «Лекарственные растения»
Ответственные: воспитатели.
Экскурсия в аптеку.
Ответственные: воспитатели.
2. Практический этап.
Беседы о лекарственных растениях (подорожник, мята, крапива, чистотел, лопух).
Ответственные: воспитатели.
Чтение художественной литературы, рассказов, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
Ответственные: воспитатели.
Создание детских рисунков на тему «Мое любимое лекарственное растение»
Ответственные: воспитатели.
Рассматривание лекарственных растений на участке в их среде обитания.
Ответственные: воспитатели.
3. Этап обобщающее-результативный.
Итоговое мероприятие НОД на тему «Лекарственные растения нашего участка»
Ответственные: воспитатели.
Создание буклета «Лекарственные растения нашего участка» (рисунки детей).
Ответственные: воспитатели.
Викторина «Лекарственные растения»
Ответственные: воспитатели.
Создание фотоальбома: «Мы и наши зеленые друзья»
В результате у детей сформировались знания о лекарственных растениях. Дети научились воспринимать лекарственные растения как живые существа, сочувствовать их, оберегать их. Дети осознанно правильно относятся к растениям, помогающим здоровью человека.
7. Ресурсное обеспечение программы. Нормативно-правовые ресурсы.
- Закон РФ «Об Образовании»
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образовании» от 5.07.2001.
- Устав ДОУ
- СанПины 2.4.1.2660-10
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
- Закон РФ «Об образовании» в редакции ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы.
Для проекта привлекаются : воспитатели.
Критерии оценивания проекта :
- Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребенка к школе, интересом ребенка к образовательному процессу).
- Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПина.
- Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
- Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе
8. Риски и пути преодоления рисков.
Риски – низкая активность родителей; большой объем работы, низкий познавательный интерес детей.
Преодоление рисков – привлечь родителей к активному участию в проекте вместе с детьми.
Провести родительское собрание по теме проекта : «Лекарственные растения нашего участка».
Повысить уровень самообразования.
Выводы.
Данный проект позволит организовать совместную деятельность воспитателя, детей и их родителей через достижение единой цели.
Способствует развитию кругозора, бережного отношения к лекарственным растениям своей местности.
Происходит привитие трудовых навыков через исследовательскую деятельность.
Обработка материалов позволила создать буклет «Лекарственные растения нашего участка».
Дети хорошо усвоили, что такое лекарственные растения, их значение в жизни человека.