Ольга Афанасьевна Заикина
Использование игры как основного средства в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Публикация «Использование игры как основного средства в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру» к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.
Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.
Игра - это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры.
Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и т. п., это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.
Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
ЗАДАЧИ:
-подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
-воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
-показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
-воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
- подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
-воспитание правильного поведения в природе.
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам фрагмент игры-викторины «Калейдоскоп природы» для родителей. Приглашаю шесть человек для участия в игре викторине.
Уважаемые коллеги, сегодня вам предстоит почувствовать себя не только воспитателями, но еще и родителями.
Представление жюри.
Уважаемые родители, прошу каждой команде выбрать себе капитана.
1. Загадка.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?.
(Зайка.)
А это письмо от зайки - любознайки.
2. Кому нужны деревья и кустарники?
Примерный план подбора маленьких карточек к большим и рассказ ведущего о значении и деревьев и кустарников в жизни животных и человека.
3. Конкурс капитанов. Аудиозапись. Голоса животных.
Уважаемые родители вы, наверное, уже поняли, что речь пойдет о животных. Игра «Поломанные слова».
Название этих животных вы узнаете, после того как исправите «поломанные слова».
Карточки со словами
4. Малоподвижная игра с мячом «Воздух, земля, вода».
5. Счастье – это быть с природой видеть ее, говорить с ней. Чьи эти слова (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой). ВЕРНО!
Итак, в игре черный ящик. Кто сказа в произведении Л. Н. Толстого «Тебе от того скучно, что ты зол, тебе злость сердце жжет, а мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
Уважаемые жюри прошу подвести итоги, чья же команда у нас победила!
Уважаемые родители, я предлагаю воплотить в жизнь то, что вы увидели и услышали сейчас здесь. Представьте себе, что вы в кругу семьи. Поиграйте в игру, направленную на тему экологического воспитания.
Заключение.
Уважаемые коллеги!
Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.
Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.
Список используемой литературы
1. Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 1985г. №10, 1998г.
«Знакомство детей 5-7лет с художественной литературой» Гербова.
2. План – программа «Детство» под ред. Михайловой.
3. Программа экологического образования детей «Мы» Кондратьева Н. Н. 2000г.
4. «Развивайте у детей творчество» Казакова Т. Г. 1985г.
5. Хрестоматия для детей 5 -7 лет.
6. Л. И. Грехова, «В союзе с природой» Учебно – методическое пособие. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми.
7. Н. В. Коломина, «Воспитание основ экологической культуры в детском саду.
8. Т. М. Бондаренко, «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
9. Л. Г. Горькова, «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
10. Л. И. Уланова, «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
11. Л. Ведина, «Мир природы в калейдоскопе игр».