Валентина Уронина
Проект ландшафтного дизайна игровой детской площадки в старшей возрастной группе «Деревенский дворик»
▼ Скачать + Заказать документы
Деревенский дворик
Жизнью человека управляет множество ритмов.
Один из них – ритм года.
Состояние природы непосредственно отражается на сосотянии всех живых организмов, и человека в том числе.
Т. Н. Доронова
Проект по «Экологическому воспитанию детей»
Актуальность.
В режиме дня дошкольников отводится от 3-4 часов прогулки на свежем воздухе, поэтому можно смело утверждать, что прогулка занимает важное место в воспитательно – образовательном процессе.
Публикация «Проект ландшафтного дизайна игровой детской площадки в старшей возрастной группе „Деревенский дворик“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление участка» июль 2016
Но всегда ли прогулка доставляет удовольствие дошкольникам, какие эмоции дети получают от встречи с природой, как оборудован участок, есть ли всё необходимое для полноценной прогулки? Эту проблему совместно с родителями мы решили исправить. Работа совместной деятельности по созданию развивающей экологической среды многоаспектна и представляет собой непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддерживание условий, необходимых для жизни живых растений, детских построек из бросового материала, чистота и порядок на площадке…
В своём фото-отчёте, я поделюсь своими результатами и сравнительным анализом проделанной работы в первой половине летне-оздоровительного периода. Итак:
(Так, выглядел наш участок игровой площадки в начале мая 2016 года)
(А так, наша игровая площадка выглядит в июне, уютно и комфортно)
«Деревенский дворик» - так назвали мы свой долгосрочный творческий проект. Ведь у наших детей велика потребность в познании, желании открывать мир, природу. Эколого – краеведческая деятельность, организованная нами воспитателями, будет способствовать контактировать с окружающим миром, даст возможность наглядно сформировать любовь к своей малой Родине.
Цель проекта – озеленить и благоустроить территорию детской
игровой площадки на территории детского сада для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников в старшей возрастной группе.
(В рамках ФГОС по направлению «Познание» развивать у дошкольников представления о красоте в природе ближайшего окружения, родного края)
Задачи.
1. Осваивать навыки использования комплексного экологического подхода к созданию, использованию и сохранению ландшафта на участке детского сада МАДОУ «Детский сад №80 комбинированного вида».
2. Формировать условия для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию нравственности и патриотизма.
3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых, привлекать внимание семей к совместным проектам МАДОУ и способам совместной реализации.
4. Реализовать проект с помощью имеющихся материалов и оборудования (бросового характера, без привлечения дополнительных материальных средств.
Участники проекта: воспитатели группы, дети и их родители.
Сроки реализации проекта: апрель – октябрь 2016 года
Тип проекта: групповой, долгосрочный, игровой, познавательно-творческий, эколого – экспериментальный.
Ожидаемые результаты.
1. Создание на территории игровой площадки экологически благоприятной среды.
2. Совершенствование уровня профессионального мастерства воспитателей по теме проекта.
3. Привлечение родителей в работе по благоустройству игровой площадки, экологическому и нравственному воспитанию детей.
4. Повышение уровня экологических знаний у воспитанников.
"Деревенский дворик" имеет несколько благоустроенных зон: ("Мельница", "Озеро", "Цветочные азоны", "Песочная дорожка" и т. д.)
Самым ярким и благоустроенным объектом проекта получилось "Озеро", вот так велась работа:
А когда озеро заполнилось водой, сколько восторга и радости было у детей!
Очень удачно вписались в проект "Цветочные азоны", и озеленение ландшафта на игровой площадке.
Домик мы украсили вьющими растениями "Вьюны", которые красиво будут украшать домик радуя детей и взрослых:
А какие красивые ромашки цвели на нашем участке, просто чудо!
"Песочная дорожка" ведущая к озеру - тоже украшает и дополняет ландшафтное завершение проекта:
Нашей песочнице, мы придумали очень удобную и гигиеничную конструкцию в виде "шалаша", которая сохраняет тень в солнечную погоду:
Для занятий художественном творчеством и настольными играми, родители нам построили столик с лавочкой, дети с удовольствием играли в свободной деятельности:
"Авто-парк", мальчики самостоятельно организовывали сюжетно-ролевые игры:
Реализация проекта.
1. Поставленные задачи необходимо решить в несколько этапов. Создать творческую группу из родителей, деятельность которых будет направлена на решение и организацию озеленения площадки, построек из (шин, дерево-обрабатывающим материалом и т. д.) и ориентирование на дальнейшее
совершенствование своей практики.
2. Для повышения уровня воспитателей в области ландшафтного дизайна использовать активные методы обучения (ведение фотоальбома по названию проекта, видео-ролики, консультации с родителями) средства самообразования.
3. Приобретение навыков проектирования и закрепление в практической работе: подбор цветочно – декоративных растений, разработка эскизов построек и их предназначение а игровой деятельности детей.
План реализации проекта «Деревенский дворик»,
и всей трудовой деятельности на летний период.
№ п\п
Вид деятельности Сроки
проведения Форма регистрации результата
1 Приобретение необходимых материалов для реализации проекта Апрель –
май Работа с родителями
2 Составление проекта «Огород на подоконнике», выращивание цветочной рассады, приобретение бросового материала для оформления цветочных композиций. Апрель –
май, июнь Робота воспитателей
3 Высаживание рассады однолетних цветов, декоративных растений, установка шин и их оформление. Май - июнь, июль Работа воспитателей, привлечение родителей.
Ведение фотоальбома.
4 Совместный уход взрослых и детей за многолетними растениями и цветочными композициями. Май - октябрь Использование рабочий таблицы по уходу за растениями.
5 Совместная трудовая деятельность с детьми: по уборке территроии «проектироваемой зоны», на огороде, в цветнике, песочнице. Май - октябрь График трудовой деятельности
6 Инструктаж «Техника безопасности при озеленении и видах работ на территории МАДОУ» Май Инструкция
7 Посадка овощной культуры из серии бобовых на огороде:
«Стручково - спаржевая фасоль»
Поддерживание благоприятных условий для роста и внешнего эстетического вида на огороде. Май - июнь Работа воспитателей по подготовке грядки в общей композиции овощных культур «Солнышко», посадка стручковой фасоли. Наблюдение, фиксация роста в дневниках наблюдений.
8 Выставка рисунков «Что растёт на огороде?» Июнь Выставка детских работ
9 Уход за огородом и цветником.
Постоянное поддерживание чистоты и порядка на пополняемом участке «Деревенский дворик» Июнь - сентябрь Труд в природе с детьми.
Работа воспитателей.
10 Открытие ландшафтного дизайна «Деревенский дворик» Июнь Сценарий развлечения
11 Огородные работы и уход за растениями: поливка, орошение и подкормка удобрениями, прополка, рыхление почвы и мн. др. Июнь - сентябрь Работа воспитателей по графику и по мере необходимости. Наблюдение.
12 Развлечение для детей: «Золотой песок», «Вода – богатство!» Июнь – июль, август Игры по экспериментированию.
13 «Красивое местечко моего родного края», «Знатаки природы» - рассматривание растений на прогулке, беседа о значении растений в жизни человека Июль Конспекты бесед.
Фотовыставки.
14 Тематические дни: «Цветочный хоровод», «В нашем деревенском дворике», «В гости к насекомым» Июнь – июль, август Конспекты, выставки рисунков, игры, наблюдения.
15 Выставка поделок из природного и бросового материала, применение их в игре и украшении интерьера на участке: «Чудеса из леса» Июнь – август Выставки детских работ совместно с родителями. Оформление фотоальбома.
16 Сбор урожая, сбор семян растений, уборка конструкций из бросового материала в «Деревенском дворике» Сентябрь - октябрь График трудовой деятельности воспитателей
17 Составление гербария цветочных культур. Сентябрь Оформление альбома
«Мир цветов нашего участка»
18 Подготовка огорода и цветочной клумбы к зиме: завершающая уборка, перекопка земли, внесение в почву удобрений, выкапывание клубней многолетних цветов и перенос их в ящиках на хранение, укрытие многолетних цветов опилками, посадка луковичных и других многолетних растений под зиму. Октябрь График трудовой деятельности воспитателей
19 Итоговая фотовыставка «Наши летние забавы!», участие в педагогическом совете в проектом «Итоги реализации ландшафтного дизайна на территории МАДОУ»
Сентябрь Презентация проекта, протокол педсовета.
20 Обобщение опытом, представление ведущей документации, фотоальбомов, папки – раскладушки на педчасах.
Проведение родительского собрания.
Сентябрь Работа воспитателей.
Объекты ландшафтного дизайна «Деревенский дворик»
Участок старшей группы расположен в левом углу территориальной зоны детского сада. Обычная детская площадка с типовой верандой, песочницей, домиком, паровозик-горка, качалка «петушок», как и у всех возрастных групп.
Казалось бы, очень красиво, ярко, но
хотелось бы, что - то особенного неповторяющегося, немного домашнего, напоминающего маленькие уголочки родной природы, уютные места как в деревне у бабушки или на даче…
Чтобы воссоздать такую игровую зону на площадке, понадобиться немало физических усилий и конечно же творческих задумок.
И так, с чего же начать, как спроектировать задуманный проект по данной теме? Прежде всего, мы подобрали рад эскизов и фотографий из Интернет источников подходящие к нашей тематике, расположению участка и игровых объектов…
Необходимость и важность реализации данного проекта:
Система формирования начальных экологических знаний у дошкольников через использование нестандартного оформления игровой зоны в детском саду, является основным параметром в воспитательно – образовательной работе с детьми. Не только парадная зона должна быть яркой и по- детски интересной, но и самые дальние её уголки должны быть продолжением сказочной страны под названием «Детство».
«Деревенский дворик» - представляет собой группу малых архитектурных форм (скульптур) из бросового материала, декоративных растений, многолетних цветов, объединённых одним тематическим сюжетом.
Функциональное назначение данных зон заключается в следующем:
• украшение территории детского сада – «Деревенский дворик» придаёт
участку композиционную завершённость, создаёт уют, хорошее настроение воспитанникам, родителям и сотрудникам
• использование в образовательном процессе детского сада. Объекты
способствуют организации разнообразной детской деятельности: игр, наблюдений, рисования и т. п., позволяют сделать прогулки для детей интересными и занимательными;
• задействуются сказочные персонажи помогающие проводить занятия, посылают детям письма – задания, участвуют в театрализациях и т. д;
• «Деревенский дворик» создаёт дополнительные условия для отдыха, психологической разгрузки детей.
Для повышения интереса детей к сюжетно - ролевым играм на участке необходимо включить и подобрать учебно – методический материал, используемый в работе экологической тематике: конспекты прогулок, экскурсий, развлечений; фотографий, картин с изображением объекта; картотека со стихами, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами.
Благодаря фантазии воспитателей и сотрудничеству с родителями, нашим общим усилиям и умелым рукам, разнообразным талантам участников данного проекта, мы постараемся создать экологическое пространство нового типа.
Содержание педагогической развивающей предметно среды в нашем МАДОУ «Детский сад №80 комбинированного вида» опирается на деятельно – возрастной подход и удовлетворяет потребность ближайшего и перспективного творческого развития ребёнка, формирования у него основ экологической культуры.
Используемая литература.
1. На прогулку, детский сад! Оборудование детских площадок и организация совместной деятельности с детьми на прогулке. / Сост. Н. В. Нищева – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013. - 192