рыбина татьяна евгеньевна
Проект «Лаборатория юных химиков» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – я пойму»
Конфуций.
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Актуальность.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления другими объектами и средой обитания.
Публикация «Проект „Лаборатория юных химиков“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. эксперементирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Типология проекта : проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.
Сроки реализации: краткосрочный – 1 месяц.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Цель проекта : “Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование”.
Задачи проекта :
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Методы и технологии реализации проекта : метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Предполагаемые результаты:
Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
Подготовительная работа с детьми.
- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
- Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
- Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.
II. Практический.
Конспект занятия в подготовительной группе по экологии :
«Свойства лакмусовой бумаги»
Цель: Познакомить детей со свойствами лакмусовой бумаги через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Познакомить детей с понятиями кислота и щелочь.
3. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
4. Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность, умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано.
5. Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
6. Воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при проведении опытов.
Методы и приё мы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Практические: выполнение экспериментов.
Словарная работа: лакмусовая бумага, кислота, щелочь, реакция, взаимодействие, нейтрализация.
Предварительная работа: знакомство с работой ученых-химиков, знакомство с понятием лаборатория и ее оснащением, ознакомление с моющими и чистящими средствами, игры на развитие вкусовых и обонятельных ощущений.
Оборудование:
интерактивная доска, оборудование для проведения опытов: пластмассовые стаканчики с водой, пластиковые ложки, лимоны, пищевая сода, стружка хозяйственного мыла, лакмусовая бумага, таблицы для занесения результатов опытов, шапочки, халаты.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Что же нужно сделать?
Дети: Поздороваться!
Воспитатель: Правильно. При встрече обязательно нужно здороваться.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
-ДОБРОЕ УТРО!
1. Постановка проблемы
Воспитатель: Молодцы! Ну что ж, давайте начнем!
Звук получения электронной почты.
- Ребята, давайте ее прочитаем.
Дорогие ребята! Я узнал, что вы любите экспериментировать и проводить интересные опыты. Приглашаю вас к себе в настоящую химическую лабораторию, где вы узнаете много интересного. Ученый-химик Знайка.
- Ребята, принимаем приглашение?
Дети: Да.
Воспитатель: А кто знает, чем занимаются ученые-химики?
Дети: Проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: А где же химики проводят свои опыты?
Дети: В научной лаборатории.
Воспитатель: А кто знает, что такое лаборатория?
Дети: Лаборатория- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
Воспитатель: И так, мы с вами отправляемся в настоящую химическую лабораторию.
(шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтобы тайны все узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
Качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
2. Основная часть:
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Знайка: Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть. Меня зовут Знайка, я - заведующий химической лаборатории.
В лаборатории должно быть все стерильно, поэтому надевайте халаты, шапочки, перчатки и проходите за столы.
Вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Вы их знаете, назовите.
Дети:
Правило№1. Во время проведения эксперимента не отвлекайся.
Правило№2. Соблюдай тишину, не мешай работать другим.
Правило№3. На столах ничего не трогай без разрешения руководителя.
Правило№4. Содержимое сосудов не пробуй на вкус.
Правило№5. Бережно обращайся с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№6. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Знайка: Сейчас я вам покажу один фокус - извержение вулкана (в банку с вишневым соком добавить лимонную кислоту, пищевую соду, происходит реакция).
- Что произошло? Почему так получилось? (рассуждения детей)
Это соединились кислота со щелочью и произошел такой взрыв.
Интересно? Хотите научиться делать такой же вулкан?
Дети: Конечно, очень хотим.
Знайка: Хорошо, но прежде нам надо выяснить, какие, известные нам, жидкости и средства являются кислотой, а какие щелочью.
А определять мы это будем при помощи «волшебной» бумаги, которая называется лакмусовой. Какого она цвета? (фиолетовая). Эта бумага меняет свой цвет, в зависимости от того, в какую среду она попадет.
Для того, чтобы запомнить цвет лакмуса в различных средах, существует стихотворение:
Индикатор лакмус — красный
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус — синий,
Щёлочь здесь — не будь разиней.
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.
Исследовательская работа:
Знайка: Перед вами стоят сосуды с водой. Какого цвета вода?
Дети: Прозрачная.
- В них мы будем добавлять различные средства и жидкости, чтобы понять, что же является кислотой, а что является щелочью. А результаты занесем в специальную таблицу.
И так, еще раз вспомним. В кислой среде наша «волшебная» лакмусовая бумага окрасится в какой цвет?
Дети: В красный.
Знайка: Правильно. А в щелочной среде лакмусовая бумага должна окраситься в какой цвет?
Дети: В синий.
Знайка: Совершенно верно.
Воспитатель дает детям инструкцию, что лакмусовую бумагу необходимо держать за кончик, чтобы пальцы не попали в полученный раствор.
Опыт№1 (с водой)
Знайка: В первый стакан с водой опустите конец лакмусовой бумаги. Что произошло, изменился цвет бумаги?
Дети: Да, он стал фиолетовым.
Знайка: Значит, какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дети: Цвет лакмусовой бумаги стал фиолетовым, значит вода – нейтральная среда, не кислота и не щелочь.
Знайка: Результаты занесем в таблицу.
Опыт№2 (с лимоном)
Знайка: Во второй стакан с водой добавьте кусочек лимона.
Дети кладут в сосуд с водой кусочек лимона и ложечкой размешивают полученный раствор.
Знайка: Цвет воды изменился в стаканчике?
Высказывания детей
Знайка: Опустите кончик лакмусовой бумаги в стакан. Что произошло с цветом бумаги?
Дети: Лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет.
Знайка: Если бумага стала красного цвета, значит что получилось?
Дети: Кислота
Знайка: Попробуйте сделать вывод.
Дети: Полученный раствор окрасил бумагу в красный цвет, значит это кислота.
Знайка: Результаты занесем в таблицу.
Опыт№3 (со щелочью)
Знайка: Возьмите третий стакан с водой, добавьте в него ложечку питьевой соды.
Дети, при помочи специальной ложечки, добавляют в воду пищевую соду и размешивают полученный раствор.
Знайка: Какого цвета стала вода?
Опустите кончик лакмусовой бумаги в раствор, что произошло?
Дети: Лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, значит это – щелочь.
Знайка: Результаты занесем в таблицу.
Опыт№4 (со щелочью)
Знайка: Возьмите четвертый стакан с водой, добавьте в него ложечку мыльной стружки
Дети, при помочи специальной ложечки, добавляют в воду мыльную стружку и размешивают полученный раствор.
Знайка: Какого цвета стала вода?
Опустите кончик лакмусовой бумаги в раствор, что произошло?
Дети: Лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, значит это – щелочь.
Знайка: Результаты занесем в таблицу.
Знайка: Посмотрим на результаты, занесенные в таблицу.
Дети: Лимон – это кислота, т. к. лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет, питьевая сода и мыло – щелочь, т. к. лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, вода – это нейтральная среда, т. к. цвет бумаги остался тем же - фиолетовым.
Знайка: Ребята, мы с вами хорошо потрудились и как на любом предприятии должны немного отдохнуть.
Динамическая пауза:
Глубоко вздохнули:
Вот мы набрали кислород.
Выдохнув-из легких чистых
Газ уходит углекислый.
Руки вверх, потом вперед-
Не поймать нам водород!
Руки в стороны, ходить.
Будем с химией дружить.
Опыт№5
Знайка: А сейчас я еще раз покажу вам извержение вулкана. Щелочь и кислота всегда вступают во взаимодействие. Такое взаимодействие называют реакцией нейтрализации. Сейчас я проведу этот опыт, а вы будете наблюдать.
На столе макет вулкана, в середину которого помещена емкость с пищевой содой.
Воспитатель добавляет сок лимона в пищевую соду. Происходит реакция.
Во время реакции, воспитатель объясняет, что появившиеся пузырьки - это углекислый газ, тот самый, который мы выдыхаем и который необходим для дыхания растениям.
Знайка: Ребята, получившийся раствор стал и не кислой средой, и не щелочной. Мы с вами получили среду, которая называется нейтральной, т. е. в ней нет ни кислоты, ни щелочи. В получившейся среде присутствует только вода и соль. Нейтральная среда должна окрасить лакмусовую бумагу в фиолетовый цвет.
Воспитатель опускает лакмус в получившуюся жидкость. Лакмусовая бумага приобретает фиолетовый цвет. Это доказывает, что при взаимодействии кислоты и щелочи, среда становится нейтральной.
Знайка: В какой цвет окрасилась бумага? (фиолетовый). значит какой можно сделать вывод?
Дети: Полученный раствор – нейтральная среда.
Знайка: Ребята, садитесь поудобнее и вам покажу, где еще содержится кислота и что является щелочью.
(Воспитатель приглашает детей пройти к интерактивной доске и сесть на стульчики. Проводится демонстрация презентации «Кислота и щелочь»)
Итог:
Знайка: И так, юные ученые-химики. Что же мы сегодня узнали с помощью «волшебной» лакмусовой бумаги?
Дети: Что лимонный сок-это кислота. А пищевая сода и хозяйственное мыло-это щелочь.
Мы выяснили, что кислота и щелочь всегда вступают во взаимодействие и в результате этой реакции получается среда, которую называют нейтральной.
Знайка: Хорошо. Мы отлично потрудились.
Лабораторию открыли,
Опыты мы проводили.
Много нового узнали,
И ни капли не устали!
Воспитатель: А теперь пришла пора прощаться с нашими гостями и покидать лабораторию.
III.Заключительный
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.