Антонина Тетерина
Проект «Кузница правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Кузница правильной речи»
Актуальность
В соответствии с одной из задач ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о поиске эффективных форм совместной деятельности детского сада и семьи наиболее актуален в наши дни.
Особенно важно сделать партнерами педагога родителей малышей, имеющих различные нарушения речи.
Публикация «Проект „Кузница правильной речи“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Анализируя степень вовлечения родителей в совместную с детским садом коррекционную работу по развитию звукопроизношения, можно отметить преобладание пассивного характера такого участия. Следствием этого является низкий процент активности пап и мам, а значит, снижается эффективность коррекционной работы.
В ходе участия родителей в дискуссионной площадке по теме «Родители реализуют ФГОС» было выявлено наличие интереса взрослых к такой интерактивной форме обучения, как мастер-класс, непосредственными участниками которого являлись бы родители и дети. Кроме этого, папы и мамы высказали пожелание предоставлять возможность родителям самим выступать в роли ведущих.
Таким образом, с одной стороны родители готовы к активному сотрудничеству, а с другой стороны, существующие формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей отводят им чаще всего лишь пассивную роль.
И в тоже время, сделав родителей активными участниками образовательного процесса, мы повысим эффективность реализуемой в условиях логопункта системы коррекционной работы.
Цель проекта : повышение активности родителей в вопросах оказания коррекционно-развивающей помощи своему ребенку с помощью организации совместных мастер-классов.
Задачи:
• Стимулировать активное участие родителей в совместной коррекционно-развивающей работе детского сада и семьи по проблемам речевого развития ребенка.
• Повышать педагогическую грамотность родителей в области речевого развития дошкольника.
• Привлекать родителей к разработке и апробированию серии совместных мастер-классов, повышающих компетентность воспитывающих взрослых в вопросах речевого развития детей.
• Оказывать информационную и методическую поддержку родителям, желающим повысить компетентность в вопросах коррекции речевых нарушений дошкольников.
• Поддерживать инициативность родителей в трансляции положительного опыта семейного воспитания по оказанию помощи ребенку в коррекции звукопроизношения и обогащении словаря.
Вид проекта : педагогический, долгосрочный
Содержание проекта :
На основе изучения потребностей и возможностей родителей, связанных с участием в совместной деятельности с детским садом по коррекции речевых нарушений дошкольников, определяются категории родителей с разной степенью осведомленности по данному вопросу и с разным уровнем готовности активно участвовать в коррекционно-развивающем процессе. На основе создания временных инициативных групп родителей разрабатывается серия мастер-классов, участниками которых становятся и дети, и родители, и специалисты ДОУ.
Рабочий план проекта
№ п/п Мероприятия проекта Сроки Ответственные
1. Организационный этап
2. Анкетирование родителей.
«Сотрудничество детского сада и семьи».
«Уточнение запросов родителей»
«Особенности семейного воспитания»
Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.
Сентябрь-октябрь Учитель-логопед, психолог, воспитатель, учитель-логопед.
3. Консультационная помощь родителям В течение года Учитель-логопед, психолог
4. Создание временных инициативных групп родителей Ноябрь Родители,
логопед
5. Изучение научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме Сентябрь-май
Основной этап
1. Разработка и проведение мастер-класса «Язычок - путешественник» артикуляционная гимнастика для дошкольников Декабрь Родители, логопед.
2. Разработка и проведение мастер-класса «Дует ветерок» дыхательная гимнастика январь Родители, логопед, инструктор по плаванию, музыкальный руководитель.
3. Разработка и проведение мастер-класса «Давайте говорить правильно» речевой этикет в семье Февраль Родители, логопед,воспитатель.
4. Разработка и проведение мастер-класса «Болтушка», ИКТ в помощь родителям (сайты для родителей) Март Родители, логопед, психолог.
5. Разработка и проведение мастер-класса «Учусь, играя» с использованием смарт-стола Апрель Родители, логопед, психолог.
Заключительный этап
1. Создание альбома фотографий, в котором представлены фрагменты совместной деятельности детей и взрослых Сентябрь-май Родители, воспитатель, психолог
2. Проведение логопедического квеста «Путешествие к островам правильной речи» для всей семьи май Логопед, родители,специалисты ДОУ.
3. Трансляция проекта на педагогическом совете ДОУ май логопед.
Целевая аудитория: Родители и дети
Состав участников проекта и распределение их обязанностей
№ п/п Участник проекта Обязанности
1 Родители Посещают мастер-классы вместе с детьми
Участвуют в разработке и проведении мастер-класса
Пишут отзывы о мастер-классах
2 Учитель-логопед Проводит анкетирование родителей
Участвует в разработке и проведении мастер-классов
Координирует деятельность всех участников проекта
Оказывает консультативную помощь родителям
Оформляет благодарности активным родителям
3 Психолог Оказывает консультативную помощь родителям
Участвует в разработке и проведении мастер-классов
Ведет фото- и видеосъемку мероприятий
4 Воспитатели и специалисты Оказывают консультативную помощь родителям
Участвуют в разработке и проведении мастер-классов
Оформляют альбом с отзывами и фотографиями, готовят информацию на стенд и сайт.
Ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Материальные Помещение для организации встреч с родителями и проведения мастер-классов
Оборудование для мультимедийных презентаций
Фотокамера
Материалы для оформления информационного стенда
Дидактические пособия для проведения мастер-классов
Компьютерные технологии
Кадровые Наличие в ДОУ наряду с воспитателями таких специалистов, как учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, плаванию
Социальные Заинтересованные в сотрудничестве родители
Информационные Интернет, библиотека методической литературы, периодические издания
Методические Конспекты проведения мастер-классов, картотеки упражнений, игр, речевых ситуаций; анкеты, памятки для родителей.
Ожидаемые результаты реализации проекта
• 70% родителей посетили совместные мастер-классы для взрослых и детей, 30% родителей участвовали в проведении мастер-классов;
• Повысилась педагогическая грамотность родителей в области речевого развития дошкольника (по анкетам не менее чем на 20%).
• Разработаны памятки для родителей по вопросам коррекции речевых нарушений дошкольников (не менее 5).
• Положительный опыт семейного воспитания по оказанию помощи ребенку в коррекции звукопроизношения и обогащении словаря помещен на информационные стенды и сайт ДОУ (не менее 5).
Риски:
№ п/п Риски Способы минимализации рисков
1 - сезонные заболевания детей и родителей; Использование возможности просмотра видеозаписи мастер-классов в домашних условиях
2 - высокая загруженность родителей. Проведение мастер-классов в выходные дни
Перспектива проекта :
1. Выступления на педсовете ДОУ, районном МО логопедов, доклады на научно-практических конференциях.
2. Публикация материалов.
Дальнейшее развитие проекта рассматривается с позиции активного использования информационно-коммуникационных технологий (размещение материала на сайте детского сада). Предполагается выпуск и распространение листовок для родителей, сбор и издание конспектов детско-родительских интегрированных занятий и творческих наработок проекта, создание газеты на базе