Ирина Никонорова
Проект «Курочка-Рябушка» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : 1 недели.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Тип проекта : Ориентировочно-исследовательский.
Возраст детей 3-4 года
Актуальность: Во все времена люди с любовью относились к домашним птицам. О них слагались сказки, потешки, песенки. Дети, живущие в городе, не всегда знают домашних птиц. Поэтому актуально познакомить их с петушком, курочкой, цыпленком (внешний вид, что едят, где живут, кто о них заботится.)
Публикация «Проект „Курочка-Рябушка“ для второй младшей группы» размещена в разделах
- Домашние птицы. Проекты
- Курица, курочка. Занятия, игры, поделки
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Курочка Ряба — один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок.
Цель: Расширять представление детей об окружающем мире, познакомить детей с домашними птицами на примере с курочкой, со сказками о ней, потешкам, играми, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к птицам; формировать начальные формы экологической культуры младших дошкольников.
Задачи: Развивать познавательную способность и познавательную деятельность детей; обогащать словарный запас, развивать связную речь детей; учить сравнивать, анализировать, развивать логическое мышление; воспитывать у детей любознательность; активизировать внимание и память.
Подготовительный этап: договориться с родителями о том, чтобы принесли на занятие курицу (игрушку); подготовить утилизированный материал, материал для изобразительной деятельности, художественную литературу для чтения детям, ширму для родителей.
1 этап. Разработка проекта.
Тема «Курочка - Рябушка» была выбрана именно с учетом возраста детей и любимой ими сказкой. Подобрано немало материала по знакомству с курочкой, петушком, цыплятами. Это стихи, потешки, подвижные игры.
2 этап. Реализация проекта.
Занятия познавательного цикла:
• рассматривание курицы (игрушки) - «В гости Курочка пришла»;
• рассматривание картины «Курочка с цыплятами»
• упражнение в звукоподражании «Кто как кричит?»
• инсценировка песенки «Вышла курочка гулять».
• исследовательская деятельность - «Что внутри яйца?»
Чтение, заучивание:
• «Умная кура» М. Зощенко;
• «Цыпленок» К. Чуковского;
• «Курочка» Е. Чарушина;
• «Петух» Г. Бойко.
• «Петушок и его семья» Ушинского.
Деятельность детей:
• художественная деятельность (рисование) «Курица с цыплятами».
• художественная деятельность (лепка) «Яичко для Курочки Рябы».
• художественная деятельность (аппликация) «Курочка с цыплятами».
• конструирование «Заборчик для Курочки рябы».
• подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Курочка хохлатка».
• с/ р игра: «Птичий двор».
• пальчиковый театр: «Курочка-ряба».
• игра-инсценировка по стихам Е. Чарушина «Курочка-рябушечка»
3. Проведен досуг театрализованное представление «Курочка ряба»
Цель: Закрепление знаний о домашних птицах и домашних животных, создать положительный эмоциональный фон, воспитывать у детей любознательность.
Задачи:
1. Способствовать речевому развитию ребенка, стимулировать активную речь за счет расширения словарного запаса.
2. Закрепление знаний о повадках домашних животных: курицы, петуха, собаки, мышки, козленка.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
4. Развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, обыгрывать с помощью жестов небольшие стихотворения, имитацию движений птиц, животных.
5. формировать начальную форму экологической культуры младших дошкольников.
4. Результаты: Расширились знания детей об окружающем мире, о домашних птицах на примере курочки. У детей наблюдается более развитая познавательная активность, творческие способности. Дети с удовольствием принимали участие в художественной деятельности (рисовании - «Курица с цыплятами», лепке- «Яичко не простое - яичко золотое, аппликации - «Курочка с яичками», конструировании. Инсценировках сказок пальчикового театра и игре-инсценировке по стихам Е. Чарушина. Речевые задачи решаются и при составлении рассказа о куриной семье по картине «Курочка с цыплятами».
Дети узнают и называют домашнюю птицу (курицу) и ее детенышей;
Называют их характерные особенности, части их тела;
Сопровождают речью игровые действия;
Повторяют за воспитателем небольшие фольклорные произведения.
Конспект непосредственной образовательной деятельности: Инсценировка русской народной песенки «Вышла курочка гулять…»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Цели: знакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения, общую моторику, координацию движений; учить внимательно слушать художественное произведение, выполнять движения, соответствующие тексту, воспитывать интерес к игре-инсценировке.
Планируемые результаты: проявляет интерес к миру природы при знакомстве с семьей петушка, активность в выполнении простейших танцевальных движений под музыку «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса, эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературные произведения: потешки «Петушок. Петушок…», «Вышла курочка гулять…», инсценируют их с помощью атрибутов (желтые помпончики-цыплята).
Материалы и оборудование: игрушки, изображающие курицу и петуха, желтые помпончики (цыплята, небольшая ширма, которую можно поставить на стол и спрятать за ней игрушки.
Музыкальное сопровождение: аудиозапись со словами сказочного персонажа – петушка, фонограмма песни «Вышла курочка гулять».
Содержание организованной деятельности детей.
Организационный момент.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
Давайте поздороваемся! (Дети здороваются.)
Основная часть. Знакомство с игрушкой, рассматривание ее.
Звучит фонограмма – запись голоса петушка: «Ку-ка-ре-ку! Я к ребятам в гости спешу!».
Воспитатель: Кто это кричит, кто спешит к нам в гости?
Педагог достает из-за ширмы игрушечного петушка.
- Ребята, давайте поздороваемся с петушком. (Дети здороваются. Воспитатель рассказывает русскую народную потешку, побуждая детей договаривать слова.)
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Петух зернышки клюет,
К себе курочек зовет.
Физкультминутка.
Воспитатель предлагает петушку поиграть вместе с детьми и выполнить музыкально-ритмические движения под музыкальное произведение «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса).
Воспитатель: Ребята петушок к нам пришел, а где же курочка? Позовите ее. (Дети зовут курочку. Педагог берет игрушку из-за ширмы и сажает рядом с петушком, дает возможность детям рассмотреть обе игрушки и заметить различия.)
Петушок такой же, как курочка? Хвост у петушка большой, а у курочки? (маленький.) У петушка гребешок большой, а у курочки? (Маленький.) Как петушок кричит? (Ку-ка-ре-ку, а курочка? (Ко -ко-ко) Петушок – это папа, а курочка? (Мама.) А вместе они – семья. Кто же их детки? (цыплята.)
Инсценировка русской народной песенки «Вышла курочка гулять…».
Воспитатель (раздает детям желтые помпончики (цыплят) : Вы сейчас будете цыплятами, а курочка вашей мамой. Будете делать то, что делают цыплята на прогулке с мамой курочкой, слушайте внимательно.
Дети встают с мест и подходят к воспитателю с цыплятами в руках. Игрушку курочку воспитатель берет в руки, проговаривает строки русской народной песенки «Вышла курочка гулять…» и показывает движения инсценировки, дети повторяют за ним :
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать, Воспитатель идет по группе с
игрушкой.
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки. Педагог зовет детей идти
вместе с ним.
Съели черного жука, Дети и воспитатель сажают
Дождевого червяка игрушки на пол и исполняют
движения, соответствующие тексту.
Выпили водицы Воспитатель обращается к детям и
Полное корытце. показывает движения, которые
Ко-ко-ко, ко-ко-ко! должны повторить дети.
Не ходите далеко!
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Рефлексия.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть с цыплятами, курочкой и петушком.
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности во второй младшей группе «Что внутри яйца?»
Цель.
Учить детей рассказывать сказку «Курочка Ряба» с помощью схем. Формировать понятия о строении яйца. Развивать познавательный интерес через экспериментальную деятельность. Расширять словарный запас детей: ввести новые слова «желток», «белок», «скорлупа». Активизировать речь детей в процессе занятия. Воспитывать у детей внимание, решительность в общении со взрослыми.
Предварительная работа.
Чтение сказки «Курочка Ряба». Беседы с детьми о домашних птицах, что они несут яйца и высиживают цыплят. Знакомство детей с использованием яиц в жизни человека.
Материалы.
Схемы к сказке «Курочка ряба», игрушка курочка, сырые и вареные яйца на каждого ребенка, тарелки для яиц, вилки, салфетки.
Ожидаемые результаты.
Дети принимают активное участие в рассказывании сказки, запоминают слова «желток», «белок», «скорлупа», проявляют интерес к экспериментальной деятельности.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, какая интересная корзина у нас появилась сегодня в группе. Послушайте, а оттуда кто – то подает голос. ( запись: курица квохчет). Кто же там в корзине? (Курочка.) Посмотрите, какая красивая курочка. А какую сказку про курочку вы знаете? Давайте, нашей курочке расскажем эту сказку. А рассказывать будем вот по этим схемам.
Жили – были…
- Молодцы. Вот какую интересную сказку про курочку рябу вы знаете. А теперь, давайте мы с вами поиграем. Я буду мама курочка, а вы мои цыплятки.
Физминутка под музыку «Вышла курочка гулять».
- Ребята, пока мы с вами играли, курочка снесла нам яичко. Посмотрите, какое красивое яйцо. Если это яичко снесла курочка, значит какое оно? (Куриное.) А хотите узнать, что внутри этого яичка? Сейчас мы пройдем за столы и посмотрим, то же находится внутри.
- У вас на тарелочках лежат куриные яйца. Какие яйца? (куриные). Скажите, какого цвета яйцо? (белого). А теперь, аккуратно потрогайте яичко и скажите, какое яйцо на ощупь? (холодное, гладкое). А сейчас, давайте посмотрим, что же находится внутри яичка. А как мы можем это сделать? (разбить яйцо). Правильно, яичко нужно разбить, и вам сейчас помогут воспитатели. Яичко нужно разбивать аккуратно, потому что внутри оно жидкое, сырое.
Умная кура М. Зощенко
Одна кура гуляла во дворе с цыплятами. У нее девять маленьких цыплят.
Вдруг откуда-то прибежала лохматая собака.
Эта собака подкралась к цыплятам и схватила одного.
Тут все другие цыплята испугались и бросились врассыпную.
Кура тоже сначала очень сильно испугалась и побежала. Но потом смотрит – какой скандал: собака держит в зубах ее маленького цыпленка.
И наверно, мечтает его съесть.
Тогда кура смело подбежала к собаке. Она немножко подскочила и больно клюнула собаку в самый глаз.
Собака от удивления даже рот раскрыла.
И цыпленка выпустила. И тот сразу поскорей убежал. А собака посмотрела, кто ее клюнул в глаз. И, увидя куру, рассердилась и бросилась на нее. Но тут подбежал хозяин, схватил собаку за ошейник и увел ее с собой.
А кура как ни в чем не бывало собрала всех своих цыплят, пересчитала их и снова стала прогуливаться по двору.
Это была очень умная кура.
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе
«Чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок» с использованием техники коллажа»
Задачи:
1. Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы;
2. Упражнять в подборе прилагательных женского и мужского рода к заданному слову, пополнять и обогащать словарный запас;
3. Развивать эмоциональное восприятие содержания сказки, запоминание действующих лиц и последовательность действий с помощью техники коллажа;
4. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Материалы: рисунки с изображением персонажей сказки «Цыпленок». Портрет К. И. Чуковского, книги с его произведениями, сюрпризная коробка.
Ход занятия:
Раздается стук в дверь. Почтальон принес посылку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нам принес почтальон. Посылка, а на ней надпись: «Открыть любознательным детям». Ребятки, а кто такие любознательные дети?
Дети: Те, кому интересно все новое.
Воспитатель: А вам интересно, что в этой коробке?
Дети: Да!
Воспитатель: Значит вы тоже любознательные! Давайте откроем и посмотрим, что там внутри.
Воспитатель открывает коробку.
Воспитатель: Ребята, в этой коробке находятся книжки. Давайте мы с вами поиграем. Я буду читать отрывок сказок из этих книжек, а вы будете подсказывать мне словечко и говорить, как называется эта сказка.
Дидактическая игра «Угадай сказку».
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький (фонарик). «Муха-Цокотуха»
А с ним и зайчиха-мать,
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, (Айболит!» «Айболит»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по (дорожке). «Федорино горе»
Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача,
Закричала сгоряча:
«Разве это великан?
(Ха-ха-ха)
Это просто (таракан! (Ха-ха-ха) «Тараканище»
Воспитатель: Вы правильно узнали все сказки. Ребята, все эти сказки написал один очень известный детский писатель К. И. Чуковский.
На магнитную доску вывешивается портрет К. И. Чуковского.
Воспитатель: Оказывается, в нашей коробке спрятались книги К. И. Чуковского, которые вы хорошо знаете. Но еще тут есть новая книга, ее мы с вами не читали.
Из коробки достается книжка К. И. Чуковского «Цыпленок».
Рассматривание обложки.
Воспитатель: Как вы думаете про кого эта книжка?
Дети: Про цыплят и курицу.
Воспитатель: Почему вы так думаете? (Ответы детей).
Пальчиковая гимнастика «Цыплята»
Раз, два, три, четыре пять Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар
Будем мы цыплят считать Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Раз – цыпленок на крыльце, Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.
Два – еще сидит в яйце,
Три – цыпленок самый смелый,
А четыре – самый белый,
Пятый – маленький цыпленок, Загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу
Кушать захотел спросонок. Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в сказку. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Приготовьте свои ушки и глазки. Я начинаю рассказывать сказку про цыпленка, который хотел поскорее вырасти.
Рассказывание сказки с использованием техники коллаж.
На большой лист поэтапно выставляются картинки героев сказки. В итоге получается коллаж по сказке.
Вопросы воспитателя:
- Вам понравилась сказка?
- Как она называется?
- Кто написал сказку?
- Назовите героев сказки? (по составленному коллажу дети свободно называют героев, отвечают на вопросы и рассказывают сказку)
Упражнение «Подбор определения к заданному слову».
Воспитатель: Каким был цыпленок?
Дети: Маленький, желтенький, крошечный, кругленький и т. д.