Петрова Наталья
Проект «Культура народов Южного Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и проблема исследования
Культура Южного Урала имеет свою специфику, уникальность в многообразии культур и ремесел народов, его населяющих, форм культурного развития. Знаменитое каслинское литье, златоустовская гравюра, богатая палитра национальных народных художественных промыслов, камнерезное искусство – вот то, чем изначально славилась уральская земля. В Челябинской области проживают более 140 народов и национальностей (русские, башкиры, татары, чуваши, казахи и др.).
Публикация «Проект „Культура народов Южного Урала“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
На сегодняшний день особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал.
Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
Новизна и оригинальность:
Заключается в интеграции образовательных областей и программы «Наш Дом – Южный Урал», развитие традиций проведения дней национальной культуры в ДОУ, приобщение детей к традициям и культуре народов Южного Урала.
Цель проекта
- совместными усилиями семьи и ДОУ сформировать у детей нравственно-патриотические чувства и толерантность к людям других национальностей.
Задачи проекта
Для детей:
• Расширять знания людей, живущих на Урале (русских, татарах, башкирах, их обычаях, традициях, фольклоре;
• воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;
• привлекать к участию в национальных праздниках, досугах, подвижных играх, танцах;
• развивать музыкальные способности;
• развивать познавательно-исследовательскую активность;
• развивать связную речь через представление творческих работ, проектов, сделанных совместно с родителями, перед сверстниками;
• формировать умение сотрудничать в работе по созданию мини-музея по данной теме;
• развивать желание изготавливать работы по мотивам национального творчества в художественной мастерской.
Для педагогов:
• повышать профессиональную компетентность педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности;
• осуществлять деятельность в соответствии с тематическим планированием;
• осуществлять взаимодействие с социокультурными учреждениями города;
• дополнять развивающую среду по данной теме, создать мини-музей, вести на его базе работу;
• содействовать развитию детей по названным образовательным областям;
• содействовать тесному взаимодействию всех участников проекта.
Для родителей:
• привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой, речевой деятельностями.
Участники проекта: дети старшей группы «Кузнечик», педагоги, родители.
Продолжительность проекта: с 01.09.2021г – 20.05.2022г.
Характер проекта: долгосрочный.
Необходимые условия для реализации проекта:
• интерес детей и родителей;
• методические разработки;
• интеграция образовательных областей.
Предполагаемые результаты:
• формирование краеведческого воспитания детей старшего дошкольного возраста;
• организация взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания дошкольников в семье.
Перспективный план
«Культура народов Южного Урала».
Цель: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь войти в мир народной культуры, сделать её своим достоянием.
Задачи: способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;
Формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона;
Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.
Сентябрь
8.09.21 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. «Наш город Челябинск» Формирование у детей знаний о родном крае, о достопримечательностях нашего города, знакомство с традициями, праздниками, бытом народов Южного Урала. Беседы о городе Челябинске, фотографии достопримечательностй, чтение стихотворений о городе, словесные игры, рассматривание альбомов о Челябинске и о людях, прославивших город. Сюжетно ролевая игра «Семья», фотовыставки: «Мой город Челябинск»
15.09.21 Образовательная область «Речевое развитие» Чтение «История-сказ об Урале-батюшке». Учить детей понимать образное содержание и идею легенды; передавать, замечать и понимать образное слова и выражения в тексте; уточнить знания детей о своеобразии жизни народов Южного Урала. Карты России, Челябинской области.
Репродукции картин: С. Кириллов, «Портрет Петра I»; Б. Иогансон, «На старом уральском заводе». Фотографии деревянных изб. Коллекция уральских камней. Чтение худ. Литературы С. Васильев, «На Урале». Е. Г. Лопатина, Н. Н. Агапова, «История-сказ об Урале-батюшке».
22.09.21 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». «Уральские города» (рисование) Учить рисовать карандашом дома разной величины. Продолжать учить сюжетному рисованию: размещать изображение на листе в соответствии с реальным расположением. Формировать умение строить композицию рисунка (ближе, дальше, на всем листе). Чтение сказов П. П. Бажова, иллюстрации «Растительный мир Свердловской области», знакомство с полезными ископаемыми, добываемыми на Урале. Д/и «Собери слово Урал» макет Уральских гор, карта Свердловской области, беседы с детьми по теме Уральские города, отгадывание загадок
29.09.21 Образовательная область «Физическое развитие» Знакомство с подвижными играми народов Южного Урала. Татарская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух»; Русская народная игра «Чурилки»; Башкирская народная игра «Ласточка и ястребы»
Октябрь
6.10.21 Образовательная область «Познавательное развитие» экология «Деревья нашего края» Познакомить с деревьями и кустарниками в нашем городе, о их пользе. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к зелёным насаждениям. Беседы о природе Южного Урала. Стихи, песни, загадки, пословицы о деревьях. Наблюдения за деревьями на территории ДОУ. Чтение литературы природоведческого характера. Иллюстрации, репродукции художественных произведений. Д/И «Найди подходящий листик», «Назови ласково», загадки о деревьях.
13.10.21 Образовательная область «Речевое развитие» «Пословицы и поговорки Южного Урала» Познакомить детей с фольклором Южного Урала (пословицами, поговорками, обогащать представление детей о пословицах, поговорках (значение, содержание, форма, учить выделять общий смысл в пословицах разных народов, воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной. Активизировать самостоятельное использование детьми пословиц. Чтение художественной литературы сказки, стихи, рассказы о Южном Урале, иллюстрации на тему: «Народы Южного Урала»
20.10.21 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Пейзаж «Какие они, вечерние закаты Урала» (Рисование) Учить передавать в пейзаже колорит природы нашего края. Учить умению рисовать разные деревья акварелью методом по-сырому. Т. А. Шарыгина «беседы о природных явлениях и объектах», Г. Циферов. Рассказ «Куда солнышко садится».
23.10.2021. экскурсия в Исторический музей. Программа "Родной дом".
27.10.21 Образовательная область «Физическое развитие» Русская народная игра «Пчелы»; «Бег по стволу»; Татарская народная игра «Татарский плетень»; В состязаниях развивать силу, ловкость, координацию движений, внимание, волевые качества. Способствовать развитию подвижности и силы плечевого пояса, укреплению мышц туловища, развивать силу рук, ног, увеличивается дистанция для бега на время. Воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным играм. Беседы о играх разных народов Южного Урала. Подборка игр народов Южного Урала для детей старшего возраста. Народные считалки.
Ноябрь
3.11.21 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. Беседа «Моя Челябинская область»
Формирование у детей знаний о родном крае, о достопримечательностях нашего района, знакомство с традициями, праздниками, познакомить с историей области. Беседа «День народного единства», Д/И: «Чей костюм?», «Пазлы народы России», составление рассказов по пословицам: «Родина краше солнца, дороже золота», «Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел», «На чужбине и собака тоскует», «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша», «Смело иди в бой, Родина за тобой». Прогулка по улицам города; альбом «Город Челябинск»; беседы о городе, в котором мы живём и его достопримечательностях; рисование «Мой дом», конструирование «Высокие и низкие дома»; дидактическая игра «Сложи дом».
10.11.21 Образовательная область «Речевое развитие» Чтение башкирской сказки «Ленивый сын». Познакомить детей с особенностями башкирской сказки; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения. Башкирские мелодии, иллюстрации с башкирской национальной одеждой, беседы о селе Башкортостан, альбом «Государственная символика республики Башкортостан», чтение башкирской сказки «Ленивый сын»
17.11.21 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». «Летняя башкирская деревня» «Юрта» (ручной труд) Коллективная работа. Уральское народное жилище «Русская крестьянская изба» Познакомить детей с жилищем башкирских, русских народов. Учить создавать сооружения по готовым схемам с помощью различных материалов (ткань, картон, мех и др., путем закручивания полукруга в конус. Рассматривание альбома «Культура башкирского народа», беседа о жизни коренных жителей – башкир, об их быте, основных занятиях. Д/И «Одень куклу в национальный костюм», Иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Пословицы, поговорки о труде, загадки и небылицы. Чтение русских народных сказок. Д/И «Укрась избу»
24.11.21 Образовательная область «Физическое развитие» Русская народная игра «Чурилки»;Та-тарская народная игра «Спутанные кони»; Башкирская народная игра «Беглая кость» Состязание способствует развитию ловкости, силы, воспитывают волю, настойчивость, развивает ловкость, скоростные способности, координацию движений. Способствует развитию скоростно-силовых качеств, координации движений, состязание развивает быстроту, ловкость, силу рук, ног. Развивать активный интерес к народным играм. Беседы об играх разных народов Южного Урала. Подборка игр народов Южного Урала для детей старшего возраста. Народные считалки.
Декабрь
1.12.21 Образовательная область «Познавательное развитие» экология Беседа «Природа Южного Урала». Познакомить детей с природой Южного Урала, дать сведения о названиях некоторых природных объектов (рек,озер, гор и др.)отражающих историю родного края. Познакомить детей с животными, птицами, растениями, обитающими в регионе. Воспитывать любовь к родному краю. «Урал – наш край» - рассказы воспитателя о родном крае. Диафильмы: «Край родной и любимый». Альбом «Природа Урала».
8.12.21 Образовательная область «Речевое развитие» Знакомство с творчеством П. П. Бажова Познакомить с творчеством П. П. Бажова, учить понимать содержание сказов, отвечать на вопросы по содержанию текста. Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков; Рассматривание иллюстраций. Познакомить детей с полезными ископаемыми (драгоценными и полудрагоценными камнями, Организовать в группе Мини-музей: «Камни самоцветы». Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям, Д/И «Четвёртый лишний»
15.12.21 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». «Куклы в национальных костюмах»(рисование) Упражнять детей в рисовании фигуры человека в платье, передавать пропорции частей тела. Упражнять в рисовании национальных орнаментов. Закреплять умение делать набросок простым карандашом и закрашивать акварелью. Беседа о разнообразии народов Южного Урала, презентация «Национальный костюм», Игры «Назови элемент одежды», «Убери лишнее», Д/И «Лото», «Подбери цвет»
22.12.21 Образовательная область «Физическое развитие» Русская народная подвижная игра «Дед Мороз»;Русская словесная народная игра «Чепуха»;Русская народная подвижная игра «Штурм снежной крепости». развивать быстроту, ловкость, координацию движений, скоростные и силовые качества, внимания, состязание способствует развитию силы, силовой выносливости, ловкости, воспитывает волевые качества. Беседы о играх разных народов Южного Урала. Подборка игр народов Южного Урала для детей старшего возраста. Народные считалки.
Январь
12.01.22 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. Знакомство с жизнью народов Южного Урала Закрепить знание детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Южного Урала: природа, жилища, одежда, труд. Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Иллюстрации о природе Урала, животный мир, иллюстрации жилищ народов Урала, народных костюмов, чтение сказок и рассказов народов Урала, разучивание песен, танцев, игр. Д/И «Разрезные картинки».
19.01.22 Образовательная область «Речевое развитие» «Знакомство детей с закличками и приговорками Южного Урала. Уточнить представления о жанровых особенностях закличек, приговорок. Развивать умение произносить заклички выразительно (интонация просьбы).Развивать творческие способности. Учить придумывать свои варианты закличек, приговорок. презентация «Быт и традиции русского народа», народные мелодии, заучивание закличек и приговорок,
26.01.22 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». «Декоративно-прикладное искусство народов Южного Урала».(уральская роспись; Татарским орнаментом «Татарские сапожки- ичиги»; Башкирским орнаментом «Укрась тюбетейку». Закрепить знания детей о культуре и быте народов Южного Урала. Учить вырезать узор из бумаги сложенной в несколько раз, составлять узор. Закрепить знания детей о цветосочетании в национальных узорах. Воспитывать любовь к родному краю, природе, умение оценивать свою работу и работу товарищей. Д/И «Подбери предметы по картинке», «Что изменилось?». История Уральской росписи: ягодки, прописки, цветы, листья. Презентация «Татарский национальный костюм», иллюстрации национального башкирского костюма, рисунки – плакаты, украшенные башкирским орнаментом.
28.01.2022 Образовательная область «Физическое развитие» Татарская народная подвижная игра "Воздух, вода, земля, огонь"; Башкирская народная игра "Кто кого перетянет"; Русская народная подвижная игра «Два Мороза». игра развивает выносливость, координацию движений. Состязание способствует развитию силы, силовой выносливости, координации движений, ловкости. Игра развивает кругозор, память, внимание, сообразительность, чувство юмора, положительные эмоции. Беседы о играх разных народов Южного Урала. Подборка игр народов Южного Урала для детей старшего возраста. Народные считалки.
Февраль
2.02.22 Образовательная область «Познавательное развитие» «Герои нашего города». Познакомить детей с памятниками героев – воинов нашего города. Работа с семьей. Составление рассказа о членах семьи, учувствовавшие, в ВОВ. Рассматривание фото с изображением ВОВ 1941-1945 гг. Презентация о памятниках г. Челябинска, посвященных ВОВ 1941-1945 гг., а также места боевой славы тружеников тыла; слайды с изображением военных действий,
9.02.22 «Ознакомление с малыми фольклорными формами народов Южного Урала» Уточнить представления детей о жанровых особенностях народов Южного Урала. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста. Упражнять в подборе слов, близких по смыслу. Развивать логическое мышление, воображение, творческие способности детей. Активизировать словарь (пословицы, поговорки, приметы) Иллюстрации к потешкам, прибауткам, пестушкам. Чтение потешек, прибауток, пестушек. Заучивание колыбельных, потешек.
Аппликация «Веселый коврик», прослушивание потешек в аудиозаписи, совместное творчество «Книжки малышки», создание мини музея.
16.02.22 ХЭР «Чугунное кружево»
Знакомство детей с Каслинским литьём. Формирование умения варьировать средства изображения. История Каслинского литья (рассказ воспитателя, Беседа «В гостях у каслинских мастеров», Д/И «Составь узор», «Русский сувенир», создание альбома «Каслинское литье», Чтение сказа П. П. Бажова «Чугунная бабушка».
23.02.22 Образовательная область «Физическое развитие» Татарская народная подвижная игра. «Хромая курица»Русская народная подвижная игра «Два Мороза»Русская народная игра «Штурм снежнойкрепости» состязание развивает скорость, выносливость, силу рук, ног, мышц спины. Развивает быстроту, ловкость, координацию движений, внимание. Развивает смелость, решительность, ловкость, реакцию, силу ног. Состязание способствует развитию быстроты, прыжковой выносливости, координации движений, меткости, глазомера. Беседы о играх разных народов Южного Урала. Подборка игр народов Южного Урала для детей старшего возраста. Народные считалки.
Март
2.03.22 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. Культура и традиции народов Южного Урала (рассказ воспитателя) Народные праздники: Уральская масленица; Уральские посиделки; Сабантуй. Продолжать знакомить с традициями коренных народов Южного Урала, воспитывать уважение к их культуре. Рассматривание иллюстраций «Мой край Урал», «Природа Урала», «Уральские горы», «Города Урала», «Символика Урала», «Национальности Урала». Беседа: «Мы живем на Урале, «Уральские профессии». Чтение пословиц и поговорок о жизни людей, о родном крае. Рассматривание мини музея, беседы: «Урал, мой край родной»
Образовательная область «Речевое развитие»
«Дразнилки» Познакомить детей с дразнилками, их назначением (осмеять отрицательные черты характера, формой (наличие рифмующих слов) и происхождением. Учить правильно оценивать типичные жизненные ситуации. Воспитывать умение правильно реагировать на дразнилку (если дразнилка справедлива, стараться исправиться: «Маша-растеряша», не обижаться, уметь отвечать на дразнилку. Чтение и пересказ эскимосской сказки «Бычок и лисичка», Беседа «Можно ли дразниться?», Чтение и заучивание дразнилок.
9.03.22 «Уральские сказы П. Бажова» Знакомство с историей Урала через краеведческую литературу. Освоение смешанных техник. (аппликация, освоение живописи цветным пластилином; работа в технике «мозаика»). Формировать умения иллюстрировать литературное произведение. Д/и «Что изменилось?», «Узнай по словам». Аппликация и лепка «Богатства Урала», Рисование по сказу «Серебряное копытце». Развлечение «Путешествие по сказам Бажова», Игры: «Придумай счастливый конец сказа», «Узнай сказ по: обложке, имени героя, отрывку, диалогу, предмету, слову, звуку».
16.03.22 Русская народная игра-забава «В цапки»; Русская народная хороводная игра «Грачи летят»; Русская народная игра «Золотые ворота» Развивать быстроту реакции, воспитывать оптимизм. Закреплять знания о фауне родного края, народных традициях; Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать социализации. Беседы о играх разных народов Южного Урала. Подборка игр народов Южного Урала для детей старшего возраста. Народные считалки.
Апрель
6.04.22 Беседа «Заповедники Южного Урала». Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Южного Урала, пробуждать желание побывать в этих местах. презентация «Национальные парки и заповедники Южного Урала», «Уральские горы», д/и «Да» и «Нет», беседы: «Птицы и животные, населяющие леса Урала», «Как сохранить природу»; просмотр иллюстраций «Заповедные места Южного Урала», «Уральские самоцветы»
13.04.22 «Легенда об изумрудах» Познакомить детей с легендой. Учить понимать содержание, отвечать на вопросы словами из текста. Чтение сказов П. П Бажова; Слушание легенд об образовании драгоценных камней; Беседы об Уральском крае.
20.04.22 «Уральские самоцветы»
(«Каменный цветок») Знакомство с природным богатством Урала. Освоение техники «мозаики». Подбор дополнительных цветов и оттенков к основным цветам. Беседа с детьми о горах Урала, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Чтение сказки П. П. Бажова “Каменный цветок”.презентация «В гостях у Хозяйки медной горы», просмотр иллюстраций «Уральские самоцветы». Лепка «Драгоценная шкатулка»
27.04.22 Театрализованное представление по мотивам русской народной сказке «Лягушка –Царевна» Воспитывать у детей любовь к русской народной сказке, обогатить их новыми музыкальными впечатлениями, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры. Развивать способность к образному перевоплощению.. Чтение произведения художественной литературы – русской народной сказки «Царевна-лягушка»; рассматривание иллюстраций книг и рисование рисунков по сказке, просмотр мультфильма «Царевна-лягушка» по мотивам русской народной сказки записанной А. Н. Толстым; распределение ролей, разучивание текстов, песен, танцев, хороводов, придумывание танцевальных и песенных импровизаций с различными предметами и без них.
Май
4.05.22 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. «Их помнит Россия» Углубить представление детей о солдатах-героях; дать детям понятие о памяти, памятниках, о ритуале почтения памяти в нашем городе; познакомить с героями фронтовых лет; формировать основы патриотизма; воспитывать уважение к воинам-защитникам. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и открыток о ВОВ, о героях ВОВ, заучивание стихов к празднику Победы, заучивание пословиц и поговорок о дружбе, именах, пение песен на военную тематику, чтение рассказов о героях ВОВ, изготовление с детьми и родителями открыток, рисование сюжетных картин.
11.05.22 Сказы П. П. Бажова «Огневушка-поскакушка»;«Серебряное копытце»;«Голубая змейка» Продолжать знакомить детей со сказами уральского писателя П. П. Бажова. Разгадывание загадок, кроссвордов и ребусов. Чтение сказа П. П. Бажова «Огневушка-поскакушка»; Аппликация по сказу «Огневушка-Поскакушка». Лепка «Голубая змейка». Выставка книг «Сокровища малахитовой шкатулки».
18.05.22 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Русская народная сказка «Царевна – Лягушка» Воспитывать у детей любовь к русской народной сказке, обогатить их новыми музыкальными впечатлениями, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры. Дать возможность каждому ребенку проявить свои творческие способности, личные качества, воспитывать чувство коллективизма, ответственности, инициативности, самостоятельности. Развивать способность к образному перевоплощению. Показ театрализованного представления по мотивам русской народной сказке «Царевна - Лягушка»