Татьяна Бесчастная
Проект «Куда улетают воздушные шары?»
▼ Скачать + Заказать документы
Куда улетают воздушные шары?
(для детей 4-5 лет)
Бесчастная Татьяна Васильевна, воспитатель
Садовникова Светлана Леонидовна, воспитатель
Актуальность
В период дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, важное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. В свете современных педагогических тенденций, это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Н. Н. Поддьяков в своем исследовании отмечает, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Ребенок дошкольного возраста сам по себе является исследователем, он проявляет живой интерес к различной исследовательской деятельности, в том числе к экспериментированию. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Цель
- развивать познавательную мотивацию и активность детей
- поддерживать интерес детей к исследовательской и экспериментальной деятельности
- способствовать формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях окружающего мира
Задачи
- формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
- развивать умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые способы использования обычных вещей;
- способствовать расширению представлений детей о свойствах газообразных веществ, воды;
- обогащать словарь, активизировать речь детей;
- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта
- готовые мыльные пузыри; составляющие для самостоятельного приготовления мыльного раствора
- воздушные шары разных цветов, форм и размеров
- баллон с гелием
- необходимое оборудование для научных опытов (в зависимости от выбора воспитателей)
- крупный строительный материал
- материалы для творчества, измерений, счета
Этапы реализации проекта
1. Планирование:
- Сбор информации с использованием технологии «Три вопроса» : моделирование игровой ситуации, опрос, наблюдение.
Игровая ситуация.
В гости к детям приходит игрушка Буратино с воздушными шариками. Буратино не знает, что это такое, и для чего это нужно. Дети рассказывают о том, что они знаю о воздушных шарах. Буратино задает детям вопросы о свойствах шаров:
- Как можно надуть воздушный шар?
- Из чего сделан шар?
- Почему некоторые надутые шары улетают, а другие падают на пол?
и т. п.
Отвечая на вопросы, дети демонстрируют уже имеющиеся у них знания, на которые можно опираться при планировании деятельности. Новые вопросы, которые появляются у детей в ходе обсуждения, фиксируются воспитателем и также используются при планировании. В ходе беседы дети под руководством воспитателя подбирают способы решения возникших вопросов. Например, для того чтобы понять почему шары улетают, нужно провести опыт. А для того, чтобы узнать какие бывают воздушные шары и где их можно применить, надо сходить в библиотеку.
Семьи воспитанников тоже могут оказать посильную помощь. Например, мама поможет приготовить раствор для мыльных пузырей.
Реализация проекта
Центр активности Описание деятельности Образовательные области
Математика Аппликация из геометрических форм (овал и круг) «Воздушные шарики для клоуна» Худож. -эстетическое. ,
познавательное,
физическое
Изготовление настольной игры-бродилки с кубиком «Мыльные пузыри» (знакомство с цифрами, порядковый и количественный счет) Познавательное,
физическое,
соц. – коммуникативное,
речевое
Измерение окружности шаров с использованием условной мерки Познавательное,
физическое
Наука Приготовление раствора для мыльных пузырей (по маминому рецепту) с использованием мерки для сыпучих продуктов Соц. – коммуникативное,
познавательное, физическое
Опыты с использованием гелия и воздуха Познавательное
Презентация научных опытов. Воспитатели демонстрируют детям чудесные свойства воздушных шаров Познавательное
Искусство Лепка из пластилина для панно «Запускаем воздушные шары» Худож. – эстетическое,
физическое
Коллективная аппликация из бросового материала «Полет на воздушном шаре» Соц. - коммуникативное,
познавательное,
художественно-эстетическое,
физическое
Рисование мыльными пузырями с добавлением гуаши «Мыльная фантазия» Худож. – эстетическое, познавательное,
физическое
Рисование иллюстраций к стихам «Мыльные пузыри» Э. Фарджен, «Шар» А. Шибаев Худож. – эстетическое, познавательное,
физическое
Литература и грамота Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» Познавательное,
речевое,
худож. - эстетическое
Печатание желаний на записках для итогового мероприятия Социально-коммуникативное,
познавательное
«Слово дня» : в течение дня дети пишут выбранное слово разными способами (обведение по точкам, приклеивание букв, мелом на доске и т. д.) Познавательное,
речевое
Запись рецепта раствора для мыльных пузырей Познавательное,
социально-коммуникативное
Разучивание стихотворения для инсценировки Зои Александровой «Шарик» Познавательное,
речевое,
худ. - эстетическое
Разучивание стихотворений «Мыльные пузыри» Э. Фарджен, «Шар» А. Шибаев Познавательное,
речевое,
худ. - эстетическое
Строительство Конструирование воздушного судна для путешествия на воздушном шаре (крупный строительный материал) Соц. –коммуникативное,
познавательное,
физическое
Театрализованные игры Инсценировка по стихотворению Зои Александровой «Шарик» Соц. –коммуникативное,
познавательное,
речевое,
худ. – эстетическое,
физическое
Воды и песка Игры с мыльными пузырями Социально-коммуникативное,
познавательное,
физическое
Итоговое мероприятие
Коллективный запуск шаров (флеш-моб, надутых гелием. Каждый ребенок и родители, приглашенные на мероприятие, привязывают к шарику записку со своим собственным желанием, мечтой. Запуск шаров происходит на открытой площадке всеми участниками одновременно. Это позволяет долго любоваться улетающими в небо шарами.
Ожидаемые результаты
- дети знакомятся с такими геометрическими формами, как овал и круг
- у детей закрепляется навык вырезания округлых форм
- продолжают знакомиться с цифрами от 5 до 9
-упражняются в прямом и обратном счете
- учатся использовать условную мерку для измерения округлых предметов
- дети учатся ставить перед собой задачу и находить способ для ее решения
- дети знают некоторые свойства газообразных веществ и воды
- дети закрепили навыки рисования, в том числе в нетрадиционных техниках
- дети закрепили навыки лепки округлых форм
- дети получили навыки работы в малой группе
- дети могут выразительно читать стихотворения
- дети могут использовать сюжеты знакомых произведений литературы в сюжетных играх
- дети могут узнавать и находить заданные буквы, составлять слово по образцу
Список использованной литературы
Горячев А. В. Работа над темой. Методические рекомендации. - М. : ТОО «Гендальф», 1999
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общей редакцией Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003