Ольга Писарева
Проект «Кто я, мальчик или девочка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Кто я,мальчик или девочка?"
Вид проекта : краткосрочный, познавательный.
Продолжительность проекта : 2 недели (с 16 марта по 30 марта)
Участники проекта : дети первой младшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность проблемы: В настоящее время акцентным вектором в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку. Осуществление такого подхода невозможно без учёта гендерных особенностей детей. В связи с этим вопрос воспитания детей в соответствии с их полом является важной задачей педагогической работы и особенно это актуально в работе с детьми раннего возраста. Ведь именно в раннем возрасте идёт первое осознание своего пола. Поэтому задача формирования у детей гендерной и семейной принадлежности включается в основу образовательную программу каждого ДОУ.
Публикация «Проект „Кто я, мальчик или девочка?“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Цель проекта : Закрепить у детей представления об особенностях мальчиков и девочек (физических, поведенческих, нравственно-ценностных и т. д.)
Задачи проекта :
1. Развитие игровой деятельности;
2. Формирование гендерной, семейной принадлежности;
3. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Предполагаемый результат:
1. Дети научатся играть в сюжетно-ролевые игры;
2. Научатся доброжелательному взаимоотношению со сверстниками;
3. Получат элементарные представления о росте и развитии ;
Подготовительный этап:
На этом этапе мы с детьми рассматривали всевозможный иллюстративный материал, беседовали о строении тела. У детей появился интерес к этой теме, возникли вопросы «А у всех всё одинаково? А как у малышей, а как у взрослых? и т. п. Мы решили провести исследование – понаблюдать, сравнить себя и своих близких.
Организационный этап:
Подытожили то, что мы знаем, выяснили, что хотелось бы узнать. Решили расширить свои представления о себе, своём теле, о наших различиях и сходствах. Некоторые дети принесли из дома свои фотоальбомы «Как я расту». Наметили план исследования.
Продуктивно-практический этап. Реализация плана исследования:
Начать продуктивный этап мы решили с исследования своей внешности и провели беседу на тему: «Какие мы?»
Беседа «Какие мы?»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть себя в зеркало и обсудить свою внешность.
Примерные вопросы для беседы:
1. Какие глаза у вас? (круглые, большие, добрые, маленькие)
2. Где находятся глаза? (на лице)
3. Для чего вокруг глаз ресницы? (защищают)
4. Что находится над глазами? (брови, лоб)
5. Что находится под глазами? (нос, щёки)
6. Какой у вас нос? (прямой, длинный, короткий, большой, маленький)
7. Надуйте щёки. Какие они? Сколько их? Что могут щёки делать? (надуваться, вытягиваться)
8. Рассмотрите в зеркало губы. Какие они у вас? (пухлые, тонкие)
9. Что могут делать губы? (дуть, помогают говорить, захватывают пищу, улыбаются, вытягиваются)
10. Какие у вас волосы? (длинные, короткие, светлые, тёмные)
11. У девочек волосы длинные или короткие? А у мальчиков?
12. Какую одежду носят мальчики? А девочки?
13. Как зовут девочек в нашей группе?
14. Как зовут мальчиков в нашей группе? и т. п.
В завершении беседы детям предлагается вспомнить все обсуждения и совместно с родителями нарисовать рисунок на тему: «Мой портрет».
Дальше мы решили провести исследование : У кого ладошки больше?
После рассмотрения рук мы поручили детям выполнить несколько игровых заданий:
1. Сосчитать, сколько пальцев на руке? (много)
2. Ответить, что могут делать руки? (держать ложку, рисовать, лепить)
3. Сравнить ладошки – у кого больше. Можно сравнивать, прикладывая ладони друг к другу, а можно обвести на лист ватмана ладошки всех детей и сравнивать путём зрительного соотнесения.
В ходе сравнения дети заметили, что у девочек ладошки уже, чем у мальчиков, а пальчики тоньше.
Затем мы приступили к обследованию своих ног.
Воспитатель: Какие у вас ноги? Для чего они? Что умеют делать наши ноги? (Ходить, бегать, прыгать, приседать, сгибаться).
Ещё одним из мероприятий проекта стало проведение аппликации «Домашние тапочки». Задание заключалось в том, чтобы смастерить домашние тапочки. Детям были предложены заготовки для тапочек (подошвы разных размеров и цветов, полоски для верхней части, украшения, необходимо было выбрать шаблон, назвать для кого изделие и выполнить поделку.
Затем мы приступили к исследованию друг друга. В ходе этой работы дети закрепили представления о том, что каждый человек, мальчик и девочка имеют как сходства, так и различия. Мы выяснили, что дети нашей группы отличаются:
1. По росту и размеру тела (самый высокий и крупный, самый маленький и худенький)
2. По цвету глаз и волос (темные, светлые)
3. По размеру ноги (самый большой – маленький)
Далее после проведённых исследований мы прослушали песню Ю. Чичкова : «Из чего же сделаны наши мальчишки, из чего же сделаны наши девчонки?» и решили провести беседу на тему: «А из чего состоят девчонки и мальчишки нашей группы?».
Мы обсуждали следующие вопросы:
1. Во что любят играть мальчики?
2. А во что девочки?
3. Какие причёски могут быть у девочек? А у мальчиков?
4. Какую одежду носят девочки? А какую мальчики?
5. Какие цвета в одежде присутствуют у девочек? А какие у мальчиков? и т. п.
В качестве итогового мероприятия проекта мы провели открытое занятие на тему: «Я мальчик, я девочка».
Вот к каким выводам мы пришли:
Все дети нашей группы отличаются друг от друга внешним видом, цветом волос и глаз, ростом;
Мальчики от девочек отличаются привычками, игровыми интересами, манерой одеваться, строением тела.
Но в девочках и мальчиках очень много сходства:
Все любят играть, слушать сказки, ходят в детский сад, любят петь и танцевать, заниматься физкультурой, рисовать и лепить.
Приложение 1
Конспект НОД «Я мальчик, я девочка»
Цели:
Учить детей различать свой пол; называть свои имя;
Выучить стихотворение и соответственно ему движения новой зарядки;
Активизировать в речи детей знакомые слова: шорты, платье, кофта, штаны и другие;
Развивать мышление (сравнение);
Воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу.
Оборудование:
Ваня и Катя; картинки с одеждой, с изображением мужчины и женщины, мальчиков и девочек; набор одежды для мальчика и девочки – кукол для дидактической игры «Одень куклу».
Ход совместной деятельности:
Куклы Ваня и Катя у нас в гостях
Воспитатель демонстрирует детям в соответствующей одежде.
Ребята, посмотрите, сегодня у нас в гостях наши друзья Ваня и Катя. Поздороваемся с ними.
Я вам уже рассказывала, что все люди различаются по полу: мальчики и девочки, мужчины и женщины, дедушки и бабушки. Посмотрите на наших гостей. Кто у нас Ваня – мальчик или девочка? А Катя кто?
Да, ребята, Ваня – мальчик, а Катя – девочка. Чем же мальчик отличается от девочки? А наш Ваня от Кати?
Мальчики и девочки различаются одеждой.
Что носят мальчики? (Шорты, рубашки, у них другая обувь.)
Что носят девочки? (Платья, юбки, сарафаны, красивые кофточки, туфли и др.)
Ещё Ваня и Катя отличаются причёской. Какие у Вани волосы? (Короткие.) А у Кати? (Длинные).
Ещё девочки (или ваши мамы) носят серьги в ушах, бусы, брошки и др. А мальчики и папы не носят таких украшений.
Когда ваша мама, стоя перед зеркалом, собирается на работу, что она делает со своим лицом? (Красит губы, глаза, щёки.) А папы этого никогда не делают.
Воспитатель показывает картинку, где изображены мужчина и женщина.
Теперь встаньте сначала девочки, а потом – мальчики.
Дети по очереди встают.
Игра «Найди девочку, найди мальчика»
Я разложу перед вами картинки с изображением мальчиков и девочек. А вы должны по очереди сначала найти мальчиков и отдать картинки Ване, а потом – девочек и отдать картинки Кате.
Зарядка для малышей.
Ножками потопали (топ-топ-топ).
Ручками похлопали (хлоп-хлоп-хлоп).
Сели, встали (приседают в такт словам,
Снова сели
И вокруг все посмотрели (повороты в стороны).
Круг доброты
Звучит спокойная музыка. Воспитатель предлагает детям встать в кружок, протянуть друг другу ладони и подарить «добро», обняться, погладить по головке, улыбнуться. Затем воспитатель проходит и каждого ребёнка называет ласково по имени, одновременно гладя по голове.
- Вот видите, ребята, каждого из вас я назвала по имени. Я не говорила: мальчик или девочка, я называла только ваше имя. С рождения каждому младенцу родители дают имя и только его фамилию. И сейчас мы с вами поиграем в игру, где будем учиться правильно называть свои имя.
Сюжетная игра «Здравствуйте, ребята!»
Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, котята? (Нет.)
Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, козлята? ( Дети отвечают: «Нет»).
Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, поросята? (Нет.)
А кто вы?
Как вас зовут?
Дети называют свои имя. Воспитатель помогает.