ольга Анатольевна пименова
Проект «Красным жёлтым и зелёным, осень выкрасила клёны!»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления № 58 «Незабудка»
«Красным, жёлтым и зелёным, осень выкрасила клёны»
Экологический, познавательно-творческий проект
в средней группе.
Воспитатель: Пименова Ольга Анатольевна
Клён встречает самым первым осени приход.
Кружит в воздухе весёлый листьев хоровод.
Землю быстро укрывает золотым ковром,
Публикация «Проект „Красным жёлтым и зелёным, осень выкрасила клёны!“» размещена в разделах
- Дерево Клен, кленовые листья
- Деревья и кустарники
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Пусть родная засыпает долгим зимним сном.
Е. Серова
Вид проекта : экологический, познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный – (октябрь)
Участники проекта : дети, педагоги, родители средней группы.
Актуальность проекта :
• Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Природу важно воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, запахов. Сколько возможностей для развития чувств, речи, движений, воображения. Это формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
• Красота золотой осени в душе ребёнка оставляет неизгладимый след. Своей яркостью, разнообразием красок воздействует на его чувства. Разноцветная резная листва клёна, листопад – всё это привлекает внимание детей. Разработка и реализация проекта позволяют обратить внимание, что осенью листья на деревьях меняют окраску и опадают, проследить взаимосвязь между окружающей средой и деревьями в это время года.
• Осень благоприятное время года для наблюдения за сезонными изменениями у деревьев. Данный проект позволяет познакомить детей с прекрасным осенним явлением, как листопад, помогает в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания о сезонных изменениях у деревьев на примере – клёна в осенний период и применить приобретённые знания с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
Гипотеза:
Если ребёнок ничего не знает о деревьях, о клёнах, не интересуется их значимостью, не видит их красоту, то не будет относится к ним бережно. Мы должны показать, что деревья играют важную роль в нашей жизни.
Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес проявляют к животным, так как животные двигаются. Дерево клён – прекрасный объект для наблюдения. Дерево имеет ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой.
Цель проекта :
Осознанное освоение понятия, «осенние изменения у деревьев, на примере клёна», посредством познавательной, игровой, коммуникативной, художественной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
2. Закреплять навыки поведения в природе.
3. Содействовать познавательной деятельности.
4. Закреплять знания о приспособленности деревьев к окружающей среде, сезонным явлениям.
5. Формировать умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности.
6. Обобщать, систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.
Развивающие:
1. Содействовать развитию креативного мышления путём решения проблемных ситуаций, воображения, тактильного восприятия.
2. Развивать умение самостоятельно находить признаки осени.
3. Развивать у детей познавательный интерес.
4. Развивать у детей умение создавать образ клёна, кленового листа, разными видами творчества.
5. Развивать стремление участвовать в познавательно-творческой деятельности.
6. Развивать связную речь.
7. Обогащать активный словарь детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
2. Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение, любовь к растительному миру.
3. Воспитывать эмоциональный отклик к красоте осенней природы.
4. Помочь детям увидеть красоту и богатство осенней природы.
Для родителей:
1. Вовлекать родителей в педагогический и творческий процесс.
2. Укреплять заинтересованность родителей в сотрудничестве.
3. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности в условиях детского сада.
Для педагогов:
1. Расширять образовательное пространство, придавая ему новые формы для эффективного развития творческой и познавательной деятельности.
2. Повышать уровень познавательного развития по теме, компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
3. Повышать творческий потенциал, самореализацию.
Ожидаемые результаты для детей:
Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности.
Обобщение представлений детей об изменениях происходящих в жизни деревьев осенью.
Формирование у детей осознанного отношения к природе.
Систематизация и расширение знаний о клёне и кленовых листьях.
Повышение познавательного интереса к клёну через различные виды деятельности.
Развитие познавательных и творческих способностей детей.
Обогащение активного словаря детей.
Для родителей:
• Вовлечение родителей в проектную деятельность.
• Повышение заинтересованности родителей к вопросу экологического воспитания детей.
• Создание единого воспитательного пространства на основе доверительно-партнёрских отношений.
• Положительное отношение и интерес к творческой деятельности детей.
Для воспитателей:
• Самореализация, повышение творческого потенциала.
• Повышение уровня познавательного развития по данной теме.
• Повышения уровня компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Этапы проекта :
Этапы Содержание работы Время проведения
подготовительный Определение темы проекта. Формирование целей и задач. Подбор необходимого материала: - методической литературы; - художественной литературы; - иллюстраций, аудиозаписей; - игротеки; - пособий для опытов и экспериментов; - создание предметно-развивающей среды.
Сентябрь
Этапы Содержание работы Время проведения
Основной
Заключительный • Беседы: «Что мы знаем о деревьях?», «Люблю я осень золотую.», «Почему могут быть опасны засохшие деревья?», «Настроение, которое возникает во время прогулки в осеннем парке.»
• Выбор объекта наблюдения – дерево клён.
• Чтение художественной литературы:
И. Соколов-Микитов «Осень в лесу»;
М. Ходякова «Осень"
А. Плещеев «Осень наступила»;
М. Ивенсен «Падают листья»;
В. Митрович «Листопад, листопад»;
• Чтение пословиц и загадок об осени, клёне;
• Оформление альбома «Наш клён» (изменение листьев);
• Дид. игры: «Разноцветные листья», «Куда упал листочек»;
• Подв. игры: «Лети листок ко мне в кузовок», «Я назову, а ты беги».
• Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»
• Ручной труд: сбор природного материала: кленовые листочки;
• Экскурсия «Разные деревья в нашем парке»;
• Рассматривание-исследование листьев (использование лупы).
• Беседа: «Листья клёна, как вы красивы!» «Что необходимо клёну?»; изготовление знаков- условий, необходимых для клёна (мнемотаблицы);
• Опыты-эксперименты, исследования:
• «Какие листочки падают с деревьев в первую очередь?»
• «Может ли жить, наш клён, без воздуха и воды?»
• Экскурсия: «Осень золотая в гости к нам пришла!»;
• Консультация для родителей: «Осенняя пора, очей очарованье»
• Дид. игры: «Что лишнее?», «От какого дерева листок?»;
• Подв. игры «Листья кружатся, летят», «Красный, жёлтый и зелёный выбирай себе любой»;
• Слушание музыкальных произведений П. И. Чайковский «Времена года. Осень.»;
• Оформление календаря наблюдений за клёном
• Выставка: «Волшебный листок» (изготовление, украшение кленового листа нетрадиционными методами в рисовании, лепке и аппликации);
• Коллективная работа «Жар-птица из кленовых листьев», «Букет из кленовых листьев»;
• Создание гербария «Осенние листья клёна»;
• Инсценирование «Путешествие кленового листа»;
• Экскурсия «Клён, ты наш опавший!»
• Фото - выставка «Осень бывает разная» (взаимодействие с родителями);
• Развлечение «Поможем дедушке – Клёну!»
Продукт проекта :
1. Фото - выставка «Осень бывает разная».
2. Творческие коллективные работы: «Жар-птица из кленовых листьев», «Букект из кленовых листьев», «Наше дерево клён».
3. Выставка творческих работ «Волшебный листок».
4. Гербарий «Осенние листья клёна».
5. Развлечение «Поможем Дедушке – Клёну!»
Результаты реализации:
Разработанный и реализованный проект по повышению уровня познавательно-творческого интереса в рамках экологического воспитания дошкольников в повседневной и образовательной деятельности показал свою эффективность.
Для детей:
1. У детей сформирована система знаний о жизни деревьев на примере клёна в осеннее время года.
2. Углубились представления об основных потребностях дерева в свете, воздухе, воде, тепле.
3. Повысился уровень познавательных умений: наблюдать, сравнивать, экспериментировать, делать выводы.
4. У детей появился интерес узнавать новое о жизни деревьев, желание беречь деревья, ухаживать за ними. Дети способны прогнозировать будущие изменения в жизни деревьев осенью.
5. Повысились навыки экологической грамотности, нравственного поведения в окружающей действительности.
6. Дети освоили различные способы изображения осеннего листа клёна.
Для родителей:
1. Родители принимали активное участие в проекте.
2. Проявили заинтересованность в экологическом воспитании детей, создавая воспитательное пространство на основе доверительно-партнёрских отношений.
3. Повысился интерес и уровень вовлечённости родителей в сотрудничество с педагогами.
Для воспитателей:
1. У воспитателей по данной теме повысился творческий потенциал, самореализация.
2. Повысился уровень познавательного развития по данной теме, компетентность использования новых педагогических технологий (работа в парах, «кейсовый» метод).
Вывод:
У детей появилось стремление узнавать, чем же интересна осень.
Дети получили эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.
Литература:
1. Т. А. Шорыгина, «Деревья какие они?» м. 2006 год.
2. М. Н. Сигимова, «Познание мира растений». Д-П 2010,
3. С. Н. Николаева «Юный эколог». Н. Рыжова «Наш дом природа», «Экологический проект», «Наше дерево». К-Д 2006 год.
4. О. А. Воронкевиц «Добро пожаловать в экологию». М. 2005год.
5. Н. В. Ёлкина «Учим детей наблюдать и рассказывать». Л. 1995год.
6. Л. Е. Осипова «Работа детского сада с семьёй.» 2008 г.
7. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М. ТЦ 2003 год.
8. С. Вохринцева «Окружающий мир. Деревья и листья.» 2003 год.
9. Л. Прохорова «Развитие творческой активности дошкольников».
10. Л. М. Шипицина, О. В. Заширинская «Азбука общения.» 2004 г.