Элла Прокопенко
Проект «Осень, осень, в гости просим»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Осень, осень, в гости просим».
Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей средней группы.
Разработали: Прокопенко Э. Г.
Цитата по теме: "Осень — это вторая весна, когда каждый лист — цветок". Альбер Камю.
Публикация «Проект „Осень, осень, в гости просим“» размещена в разделах
Актуальность проблемы
: Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».
Учитывая, что представление детей 4-5 года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчиво, а практические умения продолжают свое формирование, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования её ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать подрастающее поколение первых лет жизни, любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности
Цель:
способствовать формированию целостной картины осеннего времени года через различные виды деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
-расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
-развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
-развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
-формировать навыки читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и навыки драматизировать небольшие отрывки.
-передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать эстетическое восприятие.
-формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.
-привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи.
Новизна проекта состоит:
-вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ
-заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ через реализацию проекта с использованием ИКТ
Период проведения проекта в рамках перспективно-тематического планирования блок «Кладовая осени» темы «Осень», Овощи и Фрукты», «Деревья осенью» Сроки реализации с 13.09 по 01.10.2021 года.
Материал и техническое обеспечение:
-подбор методического, художественного, иллюстративного, наглядного, дидактического, игрового материала;
-взаимодействие с родителями, рекомендации;
-организация предметно-развивающей среды в группе;
-использование ИКТ;
Участники проекта:
1. Дети и родители средней группы (4 года).
2. Воспитатели: Э. Г. Прокопенко; музыкальный руководитель А. С. Лебедева
Вид проекта: Фронтальный, социальный, краткосрочный. (3 недели)
Тип проекта: творчески-информационный.
Методы: наглядный, практический, словесный, интерактивный.
Форма:
-беседа, рассматривание, слушание, чтение, игровая, продуктивная, трудовая НОД, досуговая деятельность, участие в творческой выставке, конкурсе;
Мероприятия (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно -досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д…. ,но обязательно интегрируемые)
Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие:
«Золотая осень»: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. «Дары осени»: Закрепить знания детей об овощах и фруктах и месте их произрастания. «Деревья осенью»: Обогащать знания детей о лесе, уточнять представления об изменениях происходящих осенью в жизни деревьев.
Беседы:
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?» ,«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»: познакомить детей с правилами безопасного поведения в природе; воспитывать бережно относиться к окружающему миру. «Осень наступила»: учить детей в слове передавать красоту наблюдаемой природы в осеннее время; развивать коммуникативные способности; воспитывать умение любоваться родной природой. «Приметы осени»: познакомить детей с приметами осени и осенними явлениями
Дидактические игры:
«Уточни признаки», «Чей листок», «Что растет в саду», «Что лишнее», «Я готовлю сам»: продолжать знакомить с признаками осеннего времени года; развивать связную речь, коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мышление; совершенствовать грамматический строй речи; воспитывать любознательность.
Подвижные игры:
«Кто скорее соберет?»: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность. «Такой листок - лети ко мне» : развивать внимание, наблюдательность; упражнять в нахождении листьев по сходству; активизировать словарь. «Ветерок»: развивать двигательные навыки, упражнять в умении менять движения в соответствии с текстом.
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин»: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «продукты питания», «овощной магазин». "Строим дом": познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал». «Детский сад»: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Рассматривание:
Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»: учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа природы. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, выказывать эстетические суждения. Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищённое, праздничное, спокойное). Воспитывать интерес к произведениям живописи. Формировать эстетическое восприятие. Обобщать и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе осенью. Рассматривание художественно-дидактических иллюстраций «От зерна до хлеба: продолжать учить внимательно рассматривать иллюстрации, понимать их содержания, высказывать свои суждения. Рассматривание сюжетной картины «Осенний день»: учить детей составлять повествовательные рассказы по картине.
Наблюдения: "Осень в гости к нам пришла»: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; формировать представление об осенних месяцах; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время. «В гости к деревцам»: напомнить о деревьях растущих на участке; учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев; уточнить приметы осени, её признаки; развивать логическое мышление. «Во саду ли в огороде дружно поработаем»: активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям; побуждать принимать активное участие в сборе урожая. «Кто, кто в садик хлеб нам привез!» уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин; развивать познавательную деятельность; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.
Чтение художественной литературы:
Н. Сладков "Осень на пороге": Дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени; развивать слух и голос; учить слушать сказки. И. Бунин «Листопад» (отрывок) : развивать внимание, память, учить отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу. Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение, выразительность речи детей. Сказка «Репка» :развивать интерес к произведениям народной культуры; учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки; воспитывать культуру общения, умение слушать товарищей, не перебивать друг друга. Сказка «Вершки и корешки»: учить детей слушать сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст. Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость. Г. Юдин «Как варить компот»: учить слушать произведение, отвечать на вопросы
Заучивание стихотворений к осеннему празднику: способствовать развитию эмоционально-выразительной речи, развитию правильной интонации, темпу, громкости, тембру, голоса; соответствию образцу речи взрослого.
«Загадки с грядки»: развивать познавательные способности детей, закрепить представление о характерных признаках осени, развивать мышление, воображение; воспитывать любовь к родному краю, чувство взаимопомощи; активизировать использование в речи детей названия овощей, фруктов, ягод, грибов; обогащать речь детей определениями и образными выражениями. Потешка «Купим мы бабушка тебе курочку», «Положили через речку», “Сапожки” : развивать: интерес к чтению посредством малых фольклорных форм.
Художественно эстетическое развитие:
«Помидоры на тарелочке»: учить вырезать круги из квадратов; развивать мелкую моторику рук, творческое мышление; воспитывать аккуратность при работе с клеем. «Грибочки для ежика»: закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы (раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, (прищипывание) ; развивать мелкую моторику рук, воображение, творческую самостоятельность, расширять знание детей о съедобных и несъедобных видах грибов; воспитывать аккуратность, усидчивость. «Осенние деревца»: продолжать учить детей скатывать шар, раскатывать цилиндр-колбаску из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне. Учить детей наносить пластилин на поверхность; развивать сообразительность, мышление, мелкую моторику рук. «Листопад»: Учить детей рисовать осеннее дерево, правильно передавая его строение (внизу ствол широкий, вверху узкий; ветви снизу толстые, вверху- тонкие). Упражнять в умении проводить толстые линии всей кистью, тонкие- кончиком кисти, листья- способом примакивания. Закреплять умение располагать изображение в центре листа. Развивать воображение, творческие способности. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. «Наливные яблочки»: Учить детей изображать яблоко, используя средство выразительности: цвет, форму, размер, правильное расположение на листе. Закреплять навыки формообразующих движений и ведение кисти по ворсу. Воспитание эстетического восприятия.
Трудовая деятельность:
«Посадили мы кустики»: Знакомить с особенности роста и развития растений и способах ухода за ними. Формировать у детей умение трудиться в большом коллективе, учить оценивать общий труд. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, заботу о живом. формирование основ экологической культуры «Мы маленькие помощники природы»: формирование у детей положительное отношение к их труду, формирование навыков экологически грамотного поведения в природе, умения прогнозировать последствия своей деятельности.
Прослушивание и пение песен на осеннею тематику: обучать детей выразительному пению, правильно передавать мелодию, прислушиваться к пению других детей.
Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь»;А. Вивальди «Осень»: учить детей искусству «слышать музыку»; воспитывать чувства сопереживания ей; обогащать и активизировать словарный запас детей; прививать детям любовь к классической музыке, желание слушать её.
Творчество без границ. Организация выставки работ детей совместно с родителями «Осенние фантазии»: способствовать созданию условий для развития творческого потенциала детей и родителей в рамках культурно-образовательного пространства учреждения.
Проведение праздничного мероприятия «Осенний листочек»: создать условия для развития творческой любознательности в процессе художественно-эстетической деятельности детей; учить детей выразительно исполнять песни и танцы, читать стихи; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе; развивать творческие способности детей через театральную деятельность; формировать навыки поведения детей на мероприятии.
Совместная деятельность детей и родителей:
- Конкурс творческих семейных поделок «Осенние фантазии» https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-s-vystavki-osenie-fantazi-1385489.html
- Привлечение родителей к подготовке осеннего праздничного мероприятия «Осенний листочек» https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-s-prazdnika-osenii-listochek.html
https://www.instagram.com/mbdou_6_prol/
Новостная неделя:
https://11616.maam.ru/maps/news/474028.html
https://11616.maam.ru/maps/news/476868.html
-Наглядная информация для родителей «Осенняя папка-передвижка».
Ожидаемые результаты (продукт проекта)
Обобщились и систематизировались представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях; расширились представления детей о многообразии природных материалов и пользе осенних даров природы; развивалось умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, при рассматривании иллюстраций и картин художников; расширился и активизировался речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем мире посредством чтения художественной литературы; дети стали бережней относиться к окружающей их природе.
Список литературы:
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по организации образовательной деятельности в среднейгруппе на период 2021-2022 учебный год. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014;,Составители: Прокопенко Э. Г.
- Картотека потешок https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2021/02/18/kartoteka-poteshok
- Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», АРКТИ, 2006 год
- Николаева С. Н. «Юный эколог», Москва, «Мозаика Синтез», 2006 год
- https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2019/10/04/stihi-pro-osen
- «Комплексные занятия в средней группе» под редакцией М. А. Васильевой, В. В Гербовой, Т. С. Комаровой