Демидова Ольга Александровна
Проект «Космос» для детей старшего дошкольного возраста
Технологическая карта проекта
Название проекта : «КОСМОС» для старшей -подготовительной группы.
Тип: обучающий – игровой
Вид: творческий- игровой.
Продолжительность: краткосрочный
Сроки реализации проекта : 2 недели
Участники проекта : воспитатели группы, дети, родители.
Основания для разработки проекта :
Поверхностные знания детей о космосе, о планетах, о работе космонавтах и достижениях человека в этой области.
Публикация «Проект „Космос“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми, развитие образного мышления и воображения.
Задачи:
- познакомить детей с миром космоса, физическими законами, развивать интерес к познанию Вселенной;
- познакомить детей с историей освоения человеком космоса, дать им представление о том, что полет в космос- это результат труда многих людей;
- познакомить детей с тем, в чем состоит практическое значение освоения космоса;
- познакомить с профессией космонавта;
- воспитывать гордость за свою страну, первой в мире осуществившей запуск космического корабля с человеком на борту;
- развивать у детей творческое воображение, закреплять конструктивные навыки и умения;
- привлечь родителей к совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- получение знаний и представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, подготовке и работе космонавтов;
- развитие коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнера) ;
- развитие познавательной деятельности детей;
-формирование желания заниматься изобретательной деятельностью, проявлять фантазию и воображение.
Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.
Актуальность проекта :
Космос- далёкая, недоступная для ребенка часть природного мира. История освоения космоса человеком относится к социальной действительности. Расширение представлений о космосе становится еще одним фактом, который влияет на социализацию ребенка- дошкольника. Рассказывая детям о первооткрывателях космоса, взрослые передают знания о том, что такое космос, почему люди стали его осваивать, как появилась такая сфера человеческих знаний, как космонавтика. В результате реализации проекта дети должны получить устойчивые знания о личности Ю. А. Гагарина, космонавта, лётчика- испытателя.
Этапы реализации проекта
1 Этап – подготовительный:
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, атрибутов.
4. Просмотр познавательных фильмов и мультфильмов о космосе.
2 этап этап реализации:
Художественно-продуктивная деятельность:
Лепка «Космическая ракета в полете»;
ИЗО «Космос», «Космонавты в открытом космосе»;
Аппликация «В космосе»;
Конструирование «Космическая ракета», «Построим ракету», «Шлем для космонавта», «Чемоданчик с продуктами питания для космонавтов».
НОД:
«Планеты солнечной системы», «Почему солнце светит днем, а звезды ночью», «День космонавтики», «На орбите».
Беседы:
«Первые в космосе», «Зачем люди осваивают космос?», «Кто такой космонавт?», «Детство Юры Гагарина», «Я хочу стать космонавтом».
Опытно- исследовательская деятельность:
Исследование «Удобно ли жить в невесомости?», «Какую опасность таит в себе пуговица в космосе?», опыты с карманами «Почему карманы на скафандре находятся на колене и ниже колена?», опыты с одеждой «Какой ширины могут быть брюки у космонавта?».
Работа с родителями по заданной теме.
Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
Викторина «Что мы знаем о космосе» -совместно с библиотекарем
сельской библиотеки.
3 этап – заключительный:
1. Организация выставки творческих работ;
2. Спортивное развлечение «Тренировка космонавтов».
Предварительная работа:
1. Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».
3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.
4. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
Содержание проекта.
Беседы с использованием презентаций.
1. Беседа «Первые в космосе».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Зачем люди осваивают космическое пространство?».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа «Детство Юрия Гагарина».
Цель: формировать устойчивый интерес детей к личности Ю. А. Гагарина.
4. Беседа «Планеты солнечной системы».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы
5. Беседа «Почему солнце светит днем, а звезды ночью».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
НОД
1. Познание
Тема: «День космонавтики»
Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.
2. Конструирование
Тема: «Космическая ракета».
Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из природного материала, соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.
3. Рисование
Тема: «Космос»
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе, о созвездиях; развивать и поддерживать интерес к изобразительной деятельности.
4. Аппликация
Тема: «В открытом космосе».
Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.
5. Лепка
Тема: «Полет в космос».
Цель: закрепить лепку круглых, овальных и фантастических форм предметов; развивать моторику рук; прививать желание больше узнать о космосе, доводить начатое дело до конца, учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путём примазывания одной части к другой.
Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космическая Эстафета», «Солнышко и дождик», «Солнце-чемпион», «Ракетодром», «Космонавты».
Сюжетно-ролевые игры:
" Космонавты тренируются»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитывать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей : «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос», «состояние невесомости».
«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космодром»
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры: (см. приложение №2)
- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее»
- «Подбери созвездие».
- «Найди недостающую ракету»
- «Добавь словечко»
-«Куда летят ракеты»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов «Незнайка на луне»
-Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине»;
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.
Музыка:
«Марш юных космонавтов» (муз. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, «Знаете, каким он парнем был» (муз. А. Пахмутовой)., космическая музыка.
Индивидуальная и групповая работа:
- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе);
- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»);
- выкладывание картинок из счетных палочек Кюизенера;
- рисование на крупе;
- нетрадиционное рисование на пленке;
- индивидуальная работа по развитию речи игра “ Скажи наоборот” .
Итог:
1. Выставка творческих работ;
2. Спортивное развлечение «Тренировка космонавтов».
Приложение 1: Подвижные игры:
«Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.
«Космонавты»
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету «У-У-У!» : Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р» : движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!» : Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
«Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
«Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.
«Солнце – чемпион».
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
Приложение 2
Дидактические игры:
«Восстанови порядок в солнечной системе»
Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
«Добавь словечко»
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая (Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).