Астафьева Мария Андреевна
Проект «Космическое пространство»
▼ Скачать + Заказать документы
Космическое пространство
Актуальность проекта - интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В раннем возрасте им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
Гипотеза: чем шире мировоззрение детей и имеется интерес к самостоятельной практической деятельности, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной.
Проблема: Поверхностные знания детей о космосе, созвездиях, первом человеке полетевшим в космос.
Тип проекта: познавательно-информационный, творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада.
Срок реализации: краткосрочный (22.04.2024 -29.04.2024.)
Цель проекта: Расширение знаний у детей подготовительной группы ТНР о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи проекта:
• Продолжать расширять представление у детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях, происходящих в космическом пространстве.
• Дать детям представление о том, что Вселенная – это множество звезд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах. Ввести понятия «Спутники», «Метеориты», «Планеты», «Созвездие».
• Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым летчиком – космонавтом А. Ю. Гагариным.
• Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
• Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
• Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
• Привлечь родителей к совместной деятельности в создании выставки поделок и альбома рисунков.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
• Наглядный (методы иллюстраций и демонстраций): рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д. ;
• Игровой.
• Словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.
• Практический: рисунки «Космос глазами детей», конструирование «Ракета», аппликация «Созвездие» .
• Наблюдения: наблюдение за звездным небом.
• Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)
Планируемые результаты:
• Сформированы представления детей о космическом пространстве (звездах, планетах и др., людях, покоривших космическое пространство первыми).
• Дети думают творчески.
• Расширен словарный запас.
• Дети с увлечением воспринимают информацию о прошлом нашей страны. Высокий уровень мотивации к получению знаний.
• Дети знают о первых космонавтах нашей страны.
• Дети много знают о звездах, солнечной системе и созвездиях.
• Развита речь, мышление и творческие способности дошкольников, умения обобщать собственные наблюдения.
• Развита активность, самостоятельность.
Продукт проекта:
• заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• Принесение детьми из дома своей литературы для чтения.
• Создание альбома из рисунков детей «Космос глазами детей»
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Сделать аппликацию «Созвездие»
• Совместно с родителями смастерить поделки и поучаствовать в выставке поделок на тему: «Среди звезд и галактик».
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие:
• Активно вводить в разговор поисковые и проблемные вопросы.
• Развивать любознательность ребят.
• Формировать навыки грамотного ведения диалога и логического выстраивания монологических высказываний.
• Воспитывать уважение к собеседнику и его мнению.
Речевое развитие:
• Уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки, воспитывать любовь, уважение к окружающему миру, воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя, активизировать словарный запас.
• Вызвать интерес и любовь к художественной литературе.
• Приобщить детей к поэзии.
• Развивать память, воображение, интонационную и выразительную речь.
• Воспитывать интерес к произведениям российских авторов; воспитывать эстетические чувства.
Социально-коммуникативное развитие:
• Развитие умения самостоятельно определять правила, импровизировать во время игры.
• Побуждение к использованию образов и сюжетов художественных произведений в играх (из сказок и рассказов, фильмов и мультфильмов).
• Активизация диалогической речи.
Художественно-эстетическое развитие:
• Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем мечтали, рассказывали. Учить доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе, умение помочь сверстникам.
• Обогатить лексический запас детей словами и образными выражениями: космическая ракета, первым на планете, подняться к звездам, спутник, метеорит, планеты.
• Закрепить знания детей об освоении космоса, которые автор описал в строках стихотворения: фамилия первого космонавта планеты Гагарин, космический корабль – ракета, на котором Гагарин полетел в космос, назывался «Восток», первый полёт человека в космос состоялся в апреле.
• Развивать эмоциональную отзывчивость детей.
• Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
• Развивать творческие способности детей.
• Совершенствовать навыки выразительного исполнения песен, танцев;
• Развивать мелкую моторику, чувство ритма.
• Развивать двигательную и музыкальную активность детей.
• Развитие навыков правильного носового дыхания.
• Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение действовать в коллективе.
• Развивать познавательные интересы, умение сравнивать, рассуждать.
Физическое развитие:
• Формировать интерес к профессии, уважительное отношение к специалистам, имеющим отношение к ракетно-космической отрасли России;
• Формировать желание быть похожими на них.
• Совершенствовать двигательные способности, ловкость, внимание детей.
• Развивать коммуникативные навыки.
• Воспитывать интерес к физической культуре.
Ход проектной деятельности
№п/п Общая структура проектной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Приемы, побуждающие детей с ОВЗ к проявлению инициатив ых действий
Первый этап - погружение в проект
1. Мотивация деятельности Воспитатель услышав разговор детей, решила провести беседу на тему: «Космическое пространство».
Девочка рассказала ребятам, что увидела, как падала звезда в небе. Дети сказали, что такого не может быть и устроили спор. Дети задали вопросы:
«Как построить ракету?»
«Почему падают звезды? Почему они светятся?»
«Что такое созвездие»
«А кто ещё летал в космос?»
2. Выбор темы проекта Выбор темы педагогам обусловлен тем, что проект отражает в себе образовательную деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Так же в результате проектной деятельности появится продукт, который доставит детям эмоциональные удовлетворения. Воспитанники выполняют задание педагога найти дополнительную информации о космосе с помощью взрослого. «Ребята предлагаю просмотреть мультфильм: «Тайна третьей планеты».
«Что ещё интересного о космосе, вы оттуда узнали?»
3. Формулирование проблемы проекта Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшим в космос. Пополнение знаний и представления о космосе, конкретизировать знания о планетах, солнечной системы. Рассказать другим детям. «Как звали человека, который первый полетел в космос?»
«На чем он полетел?»
«Сколько планет в космосе?»
4. Определение цели и задач проекта – поиск способа или способов решения проблемы проекта Цель: Расширение знаний у детей подготовительной группы ТНР о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
-Продолжать расширять представление у детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях, происходящих в космическом пространстве.
-Дать детям представление о том, что Вселенная – это множество звезд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах. Ввести понятия «Спутники», «Метеориты», «Планеты», «Созвездие».
-Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым летчиком – космонавтом А. Ю. Гагариным.
-Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
-Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
-Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
-Привлечь родителей к совместной деятельности в создании выставки поделок и альбома рисунков. Цель: Пополнение знаний и представления о космосе, конкретизировать знания о планетах, солнечной системы. Рассказать другим детям.
Задачи:
-Спросить у взрослого о космосе, рассмотреть иллюстрации в книгах о космосе.
-Посмотреть мультфильм о космосе.
-Сконструировать ракету.
-Сделать аппликацию «Созвездие».
-Поучаствовать совместно с родителями в выставке поделок на тему: «Среди звезд и галактик».
-Оформить альбом с рисунками детей на тему: «Космос глазами детей».
Второй этап - организация проектной деятельности
5. Организация деятельности детей в группах Распределение детей в группы по желанию, учитывать стремление детей работать индивидуально. Поставить цель перед детьми и способы ее достижения. Разъяснить каждой группе, что в конечном результате должно получится и каким способом, какими инструментами, приспособлениями и приемами можно воспользоваться. Корректно исправлять ошибки детей. Предложение воспитанникам самим выбрать с кем они хотят работать. Если выполнение работы требует групповой подход, суметь ненавязчиво подвести ребенка к собственному решению работать в команде. Определение роли каждого члена группы. Учесть желание детей выполнять конкретную работу проекта, помочь сомневающимся выбрать работу по силам, побудить сильных воспитанников помогать более слабым, подключить к работе специалистов для индивидуальной работы с детьми ТНР. Проконтролировать наличие у каждого воспитанника задания, материалов, инструментов для выполнения конкретной задачи. Проверить удобство, освящение, технику безопасности. По просьбе детей оказывать помощь советом, непосредственно при выполнении работы. Дети делятся на группы по желанию. Высказывают свои предложения, каким видом работы хотят заниматься. Расскажите, «Что вы знаете о космосе, о планетах, о первом человеке полетевшим в космос?».
«Какую работу по данному проекту вы бы хотели выполнить?».
«С кем в команде вы бы хотели работать?».
«Что у вас должно получится в конечном результате?».
«Как вы думаете, что вам потребуется для выполнения конкретной задачи?».
«Как вы думаете, пригодиться ли вам моя помощь?».
«Где можно найти нужную информацию?».
«Какие есть вопросы?».
6. Планирование работы по решению задач проекта
Планирование этапов действий по решению задач проекта, их последовательность. использовать в работе иллюстрации, видео, фотоматериалы, информацию из интернета, личные беседы и рассказы и т. д. Дети задают вопросы, получают консультацию и помощь от взрослых. «Что мы должны знать, чтобы выполнить конкретные задачи?».
«Как вы считаете, всю ли необходимую информацию вы собрали, чтобы успешно выполнить поставленную перед собой задачу?».
7. Обсуждение возможных форм презентации результатов
Выбрать самую приемлемую форму презентации для данного проекта: выставка поделок, создание макета, демонстрация альбома рисунков имея конечный результат. Обсудить с детьми возможность демонстрации его для согруппников, ребят других групп, родителей. Дети предлагают свои варианты презентации конечного продукта проекта,
«Понравился ли вам наш проект?».
«Что понравилось больше всего?».
«Какие моменты вам запомнились?».
«Какие моменты вам запомнились?».
«Что было самое сложное?».
«Хотели бы вы показать результаты своего проекта, кому?».
«Давайте подумаем, как лучше представить наш проект?».
Третий этап – осуществление проектной деятельности
8. Изготовление проектного продукта
Педагог размещает детей по подгруппам или индивидуально заранее подготовленные столы, где расположены все необходимые материалы и инструменты. Педагог может сам включится в работу и параллельно оказывать ненавязчивую помощь воспитанникам. Работа по проекту выполняется в несколько этапов. Работа выполняется одновременно всеми детьми группы самостоятельно или по просьбе, с помощью педагога и других специалистов. Дети могут по желанию выполнить дополнительные элементы дома с родителями. На своем примере педагог может заинтересовать детей к действию. Показ образца или готовых деталей. Предложить выбор заготовок, сменить вид деятельности по желанию ребенка, потом вернуться к работе.
9. Обобщение полученных данных
Педагог подводит итоги работы. Рекомендует воспитанникам продемонстрировать свои работы. Отмечает качественную, красивую работу всех без исключения, благодарит за сотрудничество. Предложить построить солнечную систему Дети показывают свои работы и рассматривают работы других. «Ребята, хочется услышать от каждого мнения о результате нашей работы?».
«Что нравиться, что не нравится?».
«Что вам заполнилось?»
10. Подготовка презентации результатов
Организация выставки и создание альбома по рисункам детей, оформление макета солнечной системы. Дети принимают участие в выставке и приносят рисунки для создания альбома, лепят планеты для макета. Дети задают друг другу вопросы, что ты нарисовал в космосе
Четвертый этап – представление результатов проектной деятельности
11. Доклад (презентация)
Показ выставки, презентация альбома и макета солнечной системы Положительный отклик, гордость, удовлетворение проделанной работой.
12. Подведение итогов
Педагог вместе со специалистами анализирует, достигнута ли цель проекта, справились ли дети с ТНР с поставленными задачами. Дети предлагают новые варианты использования изделий проекта.
Заключение
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей подготовительного дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности;
Систематизировались знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми
Обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и др.
У детей повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Значительно расширился кругозор детей по теме «Космос» в процессе организованной образовательной деятельности, бесед, чтения художественной и научно-познавательной литературы, просмотра презентаций, проведении исследовательской деятельности. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней.
В процессе реализации данного проекта удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Список литературы:
1. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007
2. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
3. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М. : ОЛМА Медия Групп, 2013г.
4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
6. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
7. Гризик Т. И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М. ,2001г
8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М. : Сфера, 2002г.
9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
10. Левитан Е. П. Малышам о звездах. - М. ,1986г.
11. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. - М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
12. Носов Н. «Незнайка на луне».- М. : РОСМЭН, 1996г.
13. Шорыгина Т. А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М. : Книголюб, 2005г.
14. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
15. Интернет ресурсы.