Анна Шорина
Проект «Коммуникативная культура педагога»
▼ Скачать
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования Московской области
«Академия социального управления»
Кафедра развития образования
Проект
«Коммуникативная культура педагога»
ШОРИНОЙ АННЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
воспитателя МАДОУ д/с №41 «Радуга»
комбинированного вида п. Свердловский
Щелковского района Московской области
Публикация «Проект „Коммуникативная культура педагога“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Содержание проекта :
Введение. 3
Глава 1. Формирование и развитие коммуникативной культуры
педагогов ДОУ
1.1Ключевыепонятия. 4
1.2Формирование коммуникативной культуры педагоговДОУ. 6
1.3Развитие коммуникативной культуры педагогов ДОУ. 11
Глава 2. Общение как компонент коммуникативной культуры
2.1. Содержание, цели, условия общения. 12
2.2. Классификация общения, его виды. 14
2.3. Секреты продуктивного общения. 16
Заключение. 18
Приложение. 20
Литература. 24
Введение
Тему «Коммуникативная культура педагога» я выбрала не случайно. Около 15 лет приоритетным направлением в моей работе является проблема речевого развития детей дошкольного возраста, которая меня очень волнует. К сожалению современное состояние речевой культуры в России оставляет желать лучшего. Его можно расценивать как кризисное и в плане речевого этикета, и в плане обедненности лексики, неумения связно и логично выразить свои мысли или чувства.
Общеизвестно, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога, ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, умелое руководство им поэтапным выстраиванием обучения мотивации общения. У младших детей преобладают деловые мотивы, они нуждаются в помощи взрослого в процессе практической деятельности, полностью поглощены действиями с предметами. В среднем дошкольном возрасте появляются познавательные интересы, и взрослый становится партнером по игре. У старших дошкольников уже преобладают познавательные и личностные мотивы общения с взрослыми, связанными с повышенным интересам к людям и их взаимоотношениям.
Цель проекта : выявить значимость коммуникативной культуры педагога в процессе воспитания и образования личности.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Рассмотреть ключевые понятия.
3. Рассмотреть структурные компоненты коммуникативной культуры педагога.
4. Определить содержание, цели, условия общения.
Глава1. Формирование и развитие коммуникативной культуры
педагогов ДОУ
1.1. Ключевые понятия
Термин «культура» (cultura) латинского происхождения, первоначально он означал «возделывание почвы, ее культивирование».
Существует множество определений понятия «культура».
«Под культурой в общем смысле понимаются все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности».
«Культура (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (Энциклопедический словарь).
«Культура – все, что возделано человеком за историю его существования на Земле, совокупность достижений человека в производительном, общественном, интеллектуальном отношении» (Л. В. Тодоров).
Важнейшей функциональной особенностью культуры является способность к самообновлению, порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей. С развитием потребности людей развивается и культура.
Культура не наследуется генетически, а усваивается только методами
обучения. Вопрос об уровне культуры в обществе – это проблема
эффективности такого рода обучения (т. е. механизмов социализации
личности: следование системе ценностей, которые выработаны человечеством – нормы поведения, законы и т. п.).
Коммуникативная культура –совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности, оказывающая успешное воздействие на воспитанников и позволяющая наиболее эффективно организовывать процесс обучения и воспитания и регулировать коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач.
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.
Коммуникативные умения педагога :
- умения устанавливать эмоциональный контакт, завоёвывать инициативу в общении;
- умения управлять своими эмоциями;
- наблюдательность и переключаемость внимания;
- социальная перцепция, т. е. понимание психологического состояния по внешним признакам;
- умение «подавать себя» в общении;
- речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.
1.2. Формирование коммуникативной культуры педагогов ДОУ
Проблема коммуникативной культуры не переставала быть актуальной на протяжении многих лет. Успех в любой сфере деятельности во многом определяет коммуникативная культура.
Межличностное коммуникативное взаимодействие обусловлено владением средствами общения, механизмами психологического воздействия, многообразием воспитательных средств, приемов, методов, форм работы и осознанием индивидуальных экспрессивных возможностей.
Необходимость развития коммуникативной культуры педагога обуславливается тем, что объектом труда данной профессиональной группы является не какой-либо объект, а человеческая индивидуальность во всей ее неповторимости. Воспитатель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с детьми, коллегами, родителями. В связи с этим, существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности, развивать общую и коммуникативную культуру. Поэтому воспитатель ДОУ как специалист системы «человек-человек» должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, так как они развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности педагогов ДОУ.
Коммуникативная культура может быть формой деятельности людей - выражать саму суть культуры и интегрировать все остальные ее характеристики. Она является сущностной характеристикой человека, связанной с чисто человеческой способностью целенаправленного преобразования окружающего мира, в ходе которой создается искусственный мир вещей, символов, а также связей и отношений между людьми.
По определению А. В. Мудрика, коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности педагогов представляет собой систему знаний, норм, ценностей и образов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении.
Коммуникативная культура выражается в умении установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с детьми, родителями воспитанников и коллегами, что предполагает наличие у специалиста:
- ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;
- способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;
- умения давать положительную обратную связь другому;
- умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;
-конкретных коммуникативных умений : приветствовать, общаться,
задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить,
поддерживать, отказывать и т. д. ;
- уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения
использовать их в собственной деятельности;
-способности осуществлять педагогическую поддержку организации
совместной деятельности и межличностного общения воспитанников;
-речевой культуры.
В основе коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень ее развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Поэтому, в максимальной степени коммуникативная культура включает сущностные личностные характеристики, а именно - способности, знания,
умения, навыки, ценностные ориентации, установки, особенности характера, и является необходимым условием успешной реализации личности.
Коммуникативные умения и позиции развивают важные психологические
качества, которые являются составляющими компетентности специалиста. К ним относятся педагогический такт, педагогическая эмпатия, педагогическая общительность, обладание педагогической этикой (знаниями гуманистических норм своей профессии и следование им).
Педагогический такт - есть чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности учащегося как главной ценности; это тонкая грань между отдельными воздействиями, это естественность, простота, обращения без фамильярности, искренность без фальши, доверие без попустительства, просьба без упрашивания, рекомендации и советы без навязчивости, воздействия в форме предупреждения, внушения и требования без подавления самостоятельности, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухости. Педагогический такт есть одна из форм реализации педагогической этики.
В тесной связи с педагогическим тактом (или как его составную часть) рассматривают педагогическую эмпатию. Эмпатия включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности; эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств; стремление содействовать, помогать другому человеку.
Важнейший принцип коммуникативной культуры - толерантность (терпимость). Этот принцип связан с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого рода. Это относится к случайным, порой неосознанным проявлениям высокомерия, к психологической несовместимости характеров, стрессам и т. п. Толерантность может быть отнесена и к форме поведения как на производстве, так и в быту. Везде она, как правило, рождает взаимное доверие, понимание, откровенность,
помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, помогает психологической «притирке» характеров.
Опираясь на мнение О. П. Соколовой: «Коммуникативная культура индивида определяется как система знаний, умений, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении» и, соглашаясь с А. В. Мудриком, что коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности педагога представляет собой систему знаний, норм, ценностей и образов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении; мы рассматриваем коммуникативную культуру как комплекс сформированных знаний, норм, ценностей, навыков, мотивов, образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно, непринужденно реализовывать их в общении, контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств общения в процессе решения педагогических задач; при этом коммуникативная культура обладает общими признаками культуры, отражая специфический характер коммуникаций.
Основные компоненты коммуникативной культуры : содержательный, мотивационный и личностно-деятельностный.
В содержательный компонент коммуникативной культуры включаются такие знания как: знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности; психологических приемов привлечения и удержания внимания; атрибутов общения (внешний вид, средства, формы, время, пространство); стандартов коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т. п.); особенностей монологической и диалогической форм общения; соблюдение норм современного литературного языка; учет функциональных стилей общения; знания в области межкультурного общения и др.
В мотивационном компоненте коммуникативной культуры содержатся мотивы и потребности (желание получать, передавать и создавать информацию, получать эмоциональную поддержку от партнера, интерес к личности партнера, потребность переживания радости от общения, стремление к идентификации, эмпатии и рефлексии в процессе общения и др.).
Личностно-деятельностный компонент коммуникативной культуры включает коммуникативные, информационные, аналитические, конструктивные, прогностические, организаторские, рефлексивные и перцептивные умения.
1.3. Развитие коммуникативной культуры педагогов ДОУ
Основным показателем развития коммуникативной культуры педагога является степень сформированности ее структурных компонентов: содержательного, мотивационного и личностно-деятельностного.
Компетентность в общении представляется в знаниях, умениях, навыках, реализованных через социальные установки и опыт личности в ситуациях межличностного общения. Поэтому для развития коммуникативной культуры педагогов ДОУ необходима практика психологического воздействия, названная коммуникативным тренингом.
Целями и задачами тренинговых занятий является: развитие навыка рефлексивного слушания; развитие уверенности в себе; стрессоустойчивости, психологической защиты; овладение вербализацией; развитие умения слушать партнёров; жанровое формулирование вопросов, ведение своей линии; контролирование эмоций, выслушивание критики своих предложений; расширение лексикона и тезауруса; развитие аудиального канала; отработка приёмов преодоления коммуникативных барьеров.
Тренинг - эффективное средство психологического воздействия, позволяющее решить широкий круг задач в области развития компетентности в общении.
Глава 2. Общение как компонент коммуникативной культуры
2.1. Содержание, цели, условия общения
Общение — взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.
Толкование родственных слов с корнем общ- следующее:
Общий – свойственный всем, касающийся всех, касающийся всех, коллективный, принадлежащий всем.
Общаться – поддерживать общение, взаимные отношения.
Общительный – легко вступающий в контакт, незамкнутый.
Общность – совокупность, единство, целостность.
Вывод: без общения, как без воздуха, человек не может существовать.
Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.
Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.
Д. С. Лихачев говорил, что общаясь друг с другом, люди учатся смотреть на мир, узнавать жизнь, понимать и оценивать окружающих, сообща, совместно, учитывая мнение друг друга. Тем самым они обогащаются и как бы формируют, создают друг друга и самих себя.
Культура речевого общения - совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умения прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации.
Что же представляет собой общение, каковы его слагаемые?
1-е условие.
«У человека рождается мысль. чтобы он передал ее другому». Значит,разговор состоится, если в нем участвуют не менее двух человек.
2-е условие. У одного из них должна появиться мысль, возникнуть в сознании предмет разговора, тема для обсуждения.
3-е условие. Необходимо знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства говорящего становятся доступными и понятными другому.
Вывод: чтобы общение состоялось, необходимо наличие субъекта, адресата, общего языка и предмета разговора.
2.2. Классификация общения, его виды
Существуют различные подходы к классификации общения. Прежде всего выделяют общение:
- бытовое (связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом);
- деловое 9общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов и т. п.)
В зависимости от различных признаков как бытовое, так и деловое общение можно разделить на следующие виды:
- по цели: фатическое и нефатическое;
- по средствам: вербальное и невербальное;
- по положению в пространстве: контактное и дистантное;
- с учетом формы используемой речи: устное и письменное;
- в зависимости от переменой и постоянной позиции (я - говорящего и ты – слушающего) : диалогическое – монологическое;
- с точки зрения количества участников и условий: межличностное – массовое, частное – официальное.
Фатическое общение – содержательно и информативно. Люди обмениваются мыслями, чувствами, идеями.
Нефатическое общение - формальное общение, для поддержания контакта.
Вербальное общение – при помощи слов.
Невербальное общение – мимика, жесты.
Контактное общение – непосредственное общение (беседа, разговор, доклад).
Дистантное общение – опосредованное общение, при котором общение происходит на расстоянии. Собеседники разделены временем и пространством (телефон, письмо).
Диалог – форма речи, характеризующаяся сменой высказываний двух или нескольких говорящих или обменом репликами. Первичная естественная форма языкового общения.
Монолог – форма развернутого речевого высказывания, представляющая собой речь, обращенную к самому себе или другим, в отличии от диалога не расщитанную на непосредственную реакцию другого лица (доклад, личное письмо, выступление на конференции). В монологе находят выражение размышление, переживания, эрудиция говорящего, наиболее ярко раскрывается личность и речевое мастерство человека.
Полилог – обмен репликами, при котором более двух респондентов.
Межличностное общение – «один – один» или «говорящий – слушащий» (письмо, записка).
Групповое общение – «один – немного».
Массовое общение – «один – много» (радио, телевидение, концертный зал).
2.3. Секреты продуктивного общения
Одна из потребностей, которой определяется стремление к общению - быть оцененным, признанным, понятым. Поэтому важно проявлять уважение к партнеру по общению, дать возможность собеседнику почувствовать свою значимость. С этим связан первый секрет продуктивного общения: не начинать разговор со своих проблем; никогда не критиковать, не похвалив перед этим за что-нибудь.
Второй секрет: не спешите сказать «нет».
Третий секрет: избегайте повелительного наклонения.
Потренируйтесь в способности, обращаясь к воспитанникам, коллегам, домашним, свою просьбу выражать, запрещая себе использовать повелительное наклонение. Например, вместо: «Уберите книги со стола!» скажите: «Вы не забыли убрать книги со стола?», «Можно попросить вас убрать книги со стола?». Чувствуете, как по-разному звучит?.
Глава 3. Заключение
Коммуникативная культура педагога — это качественная характеристика субъекта педагогической деятельности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию личности в коммуникативной деятельности. Коммуникативная культура педагога является основой профессионального мастерства и определяет его успешность. Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального похода, как одной из сторон коммуникативной деятельности педагога, также определяет успех его работы. Воспитатель должен заметить и учесть особенности воспитанника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ребенка, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта воспитателя. Надо помнить, что именно коммуникативные компонента деятельности воспитателя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результате воспитания.
Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения. Педагог с низким уровнем общительности, с отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, со слабо сформированными коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения, не способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личность обучающегося, его полноценное развитие.
Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А. Б. Добрович) :
- Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.
- Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл вашей работ.
- учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.
- Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.
- Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя вовремя общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.
- Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой. Вызывает у других стремление общаться с вами.
- Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения – А. Сент–Экзюпери.
Приложение
Игра в круге «Я учусь у тебя».
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.
Упражнение «Составим письменный портрет».
- 1 подгруппа описывает качества - «Самый приятный родитель в общении».
-2 подгруппа - «Самый трудный родитель в общении».
Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…» (развитие воображения, фантазии)
Раздаются листочки с началом стихотворения. Вы должны продолжить в положительном ключе, смысле (работа в малых группах).
- Все любят послушных, приветливых деток.
Капризных, упрямых – не любит никто…
- Утром настроение плохое,
глаз накрасить не могу никак…
- Родители, часто сердясь и бранясь,
с ребёнком теряют душевную связь…
-Генетику можно во всем обвинять,
на зеркало даже не стоит пенять…
- Чтобы значимость другому показать,
щёки вовсе и не стоит надувать…
Прочитайте стихи коллегам.
Тест «Важней всего погода в ДОУ»
Примите результаты теста без обид и задумайтесь …
Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.
2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик. Или съедаете что-то другое.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.
Если Вы выбрали первый вариант, значит это человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым превосходством – уж он-то не позволит застать себя врасплох.
Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.
Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного сотрудника быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.
Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя чёткости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не было конфликтов.
Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам такой сотрудник относится как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по его правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Зная об особенностях сотрудников, можно грамотно использовать их сильные стороны и не дать проявиться слабым.
Рефлексивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы».
Из прочитанной фразы нужно найти положительные и отрицательные моменты для себя как педагога (раздаются листочки с фразами) :
- Коллеги отозвались не лестно о вас…
- Родители группы воспринимают вас как не опытного педагога…
- Вы сегодня поздно встали и не успели накраситься и попить кофе.
- Администрация сада предложила участвовать в районном конкурсе другому педагогу…
«Вверх по радуге»
Упражнение способствует стабилизации эмоционального состояния. Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжают с неё, как с горки. Упражнение повторяется трижды, затем желающие делятся впечатлениями.
Упражнение «В круге света» Передавая по кругу прозрачную вазу с плавающими свечами, закончить фразу «Для меня наша встреча сегодня…»
Литература:
1. Ельцова О. М. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов. Волгоград, 2011.
2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. Москва, Издательский центр «Академия», 2000.
3. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Москва, Издательство МГУ, 1991.
4. Хрестоматия «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики». Составители: Алферова Л. В., Башмакова Е. А., Водянский А. М., Гоглова М. Н., Кирсанова В. Г., Кумарина Г. Ф., Мошнина Р. Ш., Шепель В. М., 2011.
5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Москва, Мозаика – Синтез, 2004.
6. Электронное пособие «Коммуникативная деятельность дошкольников». Волгоград, издательство «Учитель», 2012.