Алла Птушенко
Проект «Комнатные растения в детском саду» старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у детей прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.
Публикация «Проект „Комнатные растения в детском саду“ старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно - действенного и эмоционально - чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.
Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.
Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности. В современном мире лечение цветом – цвета-терапия стала очень популярна.
Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.
Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами.
Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.
Вывод:
Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Целью данной работы является конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления с комнатными цветами старших дошкольников.
2. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
3. Познакомить детей с новым способом выращивания растения – черенкованием, учить приемам правильной посадки черенков.
4. Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.
Объектом исследования являются дошкольники старшей группы, а также их знания о комнатных растениях.
Предметом исследования являются комнатные растения, а также условия жизни комнатных растений в детском саду.
Гипотеза исследования: если конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений, тогда:
- дети познакомятся с жизнью и условиями размножения комнатных растений;
- дети усвоят правила бережного отношения к окружающим их комнатным цветам;
- детям привьётся любовь к комнатным растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.
Теоретическая значимость:
формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Практическая значимость
• расширение зелёного уголка в группе детского сада;
• составление картотеки комнатных растений в детском саду;
• составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;
• создание альбома «Наши комнатные растения».
Новизна
Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетом интеграции образовательных областей.
Ожидаемые результаты
• сформированы глубокие знания детей о комнатных растениях, уходе, размножении;
• повысилась активность участия родителей в педагогическом процессе группы;
I этап предварительный
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания старших дошкольников, в частности о комнатных растениях;
2. Разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
3. Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
4. Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
5. Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
II этап практический
Задачи:
1) Осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
2) Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;
3) Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатораи т. д.);
4) Изготовить совместно с родителями воспитанников иллюстрированный детскими рисунками альбом «Наши комнатные растения».
III этап обобщающий
Задачи:
1) Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
2) Обобщить результаты деятельности по теме проекта;
3) Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;
4) Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.
Перспективный план
Сентябрь
• Экологическое занятие «Знакомство с комнатными растениями»
• Конспект трудовой деятельности в уголке природы «уход за комнатными растениями»
• Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин»
• Д/и «Узнай растения», «Найди по описанию растения», «Что изменилось»
• Конспект нод по познавательному развитию «Комнатные растения –спутники нашей жизни»
•Конспект нод по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Фиалка»
• пальчиковые игры «Алые цветы», «Цветок».
• беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом».
• П/и «Цветы и ветер», «Солнышко и дождик»
• занимательные опыты: «С водой и без воды», «На свету и в темноте»
• заучивание стихотворения «Бальзамин»
• отгадывание загадок о комнатных растениях
• подбор пословиц и поговорок «Комнатные растения»
• Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семецветик».
Форма работы с родителями
•Анкета «Что вы знаете о комнатных растениях»
•составление рассказа детей совместно с родителями «о своём комнатном цветке»
•консультация «О пользе комнатных растений»
Октябрь
• беседа «Растение живой организм»
• викторина между детьми группы «Знатоки цветов»
• посадка ростков комнатных растений
• Д/игры «Найди такой же», «Магазин цветов», «Где растут цветы»
• Конспект нод по коммуникативному развитию с использованием моделирования «Комнатное растение Фиалка»
• Просмотр презентации «Растение в нашем уголке природы»
• Конспект нод по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Букет для мамы»
• Х/игра «Мы на луг ходили»
• Пальчиковые игры «На окошке в горшочках», «На лугу растут цветы»
• П/и «Садовник», «Косари»
• Занимательные опыты: «Может ли растения дышать», «Есть ли у растения органы дыхания»
• чтение стихотворений про цветы.
• Чтение сказки С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
• Нарисуй любимое комнатное растение
Форма работы с родителями
• Памятка «Правила ухода за растениями»
• выставка детских работ совместно с родителями «Мой любимый комнатный цветок»
Ноябрь
• дежурство в уголке природы
(полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)
• трудовые поручения – индивидуальные и коллективные
• занимательные опыты: «Что нужно для питания растению», «Лабиринт»
• П/и «Цветы и ветерок»
• конспект нод по коммуникативному развитию «В уголке природы»
• конспект нод по художественно-эстетическому развитию (лепка) «Фиалка»
• беседы с детьми: «Уход за комнатными растениями»
• Х/и «Галя по садочку ходила»
• Д/и «Где спряталась матрешка», «Чего не стало», «Найди о чем расскажу»
• работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях
• чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»
• просмотр презентации «Комнатные растения»
• развлечение «В мире комнатных растений»
Форма работы с родителями
• работа с родителями «Книжка своими руками о комнатных растениях»
• создании альбома «Наши комнатные растения»
Итоги проекта.
Проведенные мною анкетирование родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях?» и диагностика детей по теме «Комнатные растения в нашей группе» позволили составить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатных растений.
Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.
После проведённых мною практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших питомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.
Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.
Дальнейшее развитие проекта.
• Обмен практическим опытом по ознакомлению старших дошкольников с жизнью комнатных растений.
• Участие в педагогических конкурсах передового опыта.
• Целенаправленная деятельность, обращенная на воспитание детей в интересах устойчивого развития;
•Познакомить детей с жизнью растений в природных условиях.