Елена Миневич
Проект по взаимодействию с родителями «Когда все вместе — то и душа на месте»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Рябинка»
Проект
«Когда все вместе – то и душа
на месте»
(вид проекта - долгосрочный)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родите-лями, которое, предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия - общение педагога с родителями.
Публикация «Проект по взаимодействию с родителями „Когда все вместе — то и душа на месте“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Возникает еще одно противоречие, которое разрешается посредством мето-дической работы в ДОО. Старший воспитатель, или, как его принято называть, методист оказывает педагогическую помощь воспитателям в установлении контакта с родителями воспитанников, выявлении их трудностей, положи-тельного опыта.
Масштабные преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современно-сти диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОО. Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования воз-можно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в т. ч. с семьёй как социальным институтом.
Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т. д. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.
Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных си-туациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в по-ведении. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОО и семьи занимались Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Л. В. Виноградова, А. В. Козлова, О. В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова, раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А. В. Козлова, Е. П. Арнаутова, предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О. В. Солодянкина).
Цель проекта: изучение форм взаимодействия воспитателя ДОО с семьями детей. Создание разноплановых условий, способствующих развитию речевой, познавательной и творческой культуры дошкольников, а также их родителей.
Задачи:
1. Изучить формирование семьи как ячейки общества.
2. Уточнить основы социально-педагогической работы с семьей.
3. Определить общие подходы к организации работы в ДОО.
4. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
6. Формирование единого детско-взрослого коллектива.
7. Обогащение словарного запаса детей.
8. Совершенствование связной речи детей.
9. Развитие познавательных процессов дошкольников.
10. Развитие мелкой моторики рук.
11. Развитие творчества участников проекта.
Примерное комплексно-тематическое планирование.
№ п/п Время проведения Содержание работы Ответственные
Сентябрь
1. Анкетирование родителей.
2. Обработка анкет.
3. Постановка целей, задач. Актуальность.
4. Подбор литературы
5. Составление проекта. воспитатели
Октябрь
1. «Возрастные особенности детей 4-5 лет» - папка – передвижка.
2. Семейный конкурс «Красные, жёлтые листья по ветру вьются, летят…»
3. Советы доктора Айболита «Как выбрать средство от простуды и гриппа»
4. «Семейный альбом» консультация для родителей. Воспитатели
Ноябрь
1. «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей» папка-передвижка.
2. «Ребёнок и дорога. Правила поведения на улицах посёлка» макет, беседа.
3. Праздник для бабушек «Бабушки и внуки - лучшие друзья». Совместное чаепитие.
4. Родительское собрание «Проектная деятельность в детском саду».
5. «Как лечить простуду и грипп в сезон заболеваний» - консультация для родителей. воспитатели
Декабрь
1. Творческая мастерская «Изготовление атрибутов для новогоднего праздника».
2. «Помогите ребёнку укрепить здоровье» папка - передвижка.
3. Участие в конкурсе на лучшее украшение группы к новому году.
4. Совместный праздник «Новогодний магазин игрушек» воспитатели
Январь
1. Кукольный спектакль «Новогодняя сказка»
2. Беседа «Рождество».
3. Творческая мастерская «Пальчиковый театр из спичечных коробков».
4. «Как отвечать на детские вопросы» папка – передвижка.
5. Беседа «Старый новый год».
6. Опытно – поисковая деятельность «О чём поспорили Кока-кола и Вода?» совместно с мамой (бабушкой). Воспитатели, родители, дети.
Февраль
1. «Роль отца в воспитании ребёнка» консультация для родителей.
2. «Детские музыкальные инструменты своими руками» совместно с дедушкой.
3. «Речевые игры и упражнения для детей средней группы» - создание альбома.
4. Фотовыставка «Семейные зимние забавы».
5. «Папин день» семейный праздник. воспитатели
Март
1. Праздник «Наша любимая мама».
2. Папка – передвижка «Берегите зубы».
3. Вместе с бабушкой печём печенье…
4. Творческая мастерская «Изготовим игрушки из спичечных коробков» совместно со старшими братьями и сестрёнками.
5. «Домик для мамочки» поделка (аппликация)
6. Выставка семейных альбомов. воспитатели
Апрель
1. Поисково – познавательная деятельность «Откуда берутся звуки?»
2. «Игры наших бабушек» игротека совместно с бабушками.
3. «Компьютер в жизни ребёнка – дошкольника» консультация для родителей и не только…
4. Выставка «Мои любимые игры…» (коллекция игрушек, лего и т. д.)
5. Мероприятие совместно с родителями «Мусорная мода 2017».
6. Посадка огорода на подоконнике. Воспитатели, музыкальный руководитель.
Май
1. «Вместе с бабушками мастерим, лоскутки ткани в куклу превратим».
2. Конкурс на лучшую поделку для участка группы.
3. Мастерим совместно со старшими братьями и сёстрами «Роботы и машинки из коробок»
4. Семейный досуг «Когда все вместе и душа на месте».
5. Памятка для родителей «Проведём лето с пользой». воспитатели