Людмила Рыбакова
Очерк о жизни и творчестве художника В. Г. Перова «Душа болит, когда я думаю о детях…»
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Душа болит, когда я думаю о детях…» О жизни и творчестве художника В. Г. Перова.
Русский художник Василий Григорьевич Перов (1834 – 1882) был незаконнорожденным в семье тобольского прокурора, обрусевшего немецкого барона Г. К. Криденера и А. И. Ивановой. После рождения сына, родители обвенчались, но отец свою фамилию и титул сыну не дал, хотя сына любил, и до своего разорения, принимал участие в его судьбе.
Публикация «Очерк о жизни и творчестве художника В, Г, Перова „Душа болит, когда я думаю о детях…“» размещена в разделах
В. Г. Перов. Автопортрет. 1870.
В детстве Вася, наблюдая за работой приглашенного к отцу художника, подражая ему, проявил не только интерес к рисованию, но и желание быть художником. Местный дьячок, будучи сам грамотным, обучал мальчика и крестьянских детей грамоте, счету, письму, - заметил усердие Васи в красивой каллиграфии - «написании пером», прозвал его «перовым». Так прозвище, полученное семилетним отроком, стало фамилией художника. В. Перов учился в Арзамасской школе живописи, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Материально всегда было тяжело, но обучение профессии приносило радость и удовлетворение.
«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы». 1862.
«Охотники на привале». 1871.
Уже, в пору ученичества, художник выбирает свой путь: от юмористически - критического до обличительного изображения реальной жизни, за что его называли: «Гоголь и Некрасов в живописи».
Окончив Императорскую Академию Художеств в Санкт- Петербурге с Серебряными и Золотой медалью, получает возможность 5 лет бесплатно стажироваться в Европе; посещает Берлин, Дрезден, Дюссельдорф, Париж.
«Парижская шарманщица» 1864.
Наблюдая за окружающей его жизнью богатых и бедных, делает множество эскизов, пишет наброски, которые станут картинами.
В сюжетах его картин городские изгои, и, прежде всего бездомные дети, страдающие от нищеты, голода и холода.
«Соваяр. Спящий мальчик с сурком» 1864. Савойя – юг Франции. Бедные многодетные семьи, от бессилия и отчаяния, отдавали детей в бродячий цирк, где малыша обучали «выступать» с сурком, «удивлять» публику, - а попросту, выпрашивать милостыню, чтобы совсем не умереть с голоду.
Не закончив стажировку, Василий Перов через 2 года возвращается в Москву, с непреодолимым желанием осуществить задуманную «Тройку. Ученики - мастеровые везут воду»…
«Свидание» В. Маковский 1883.
60-е годы ХIХ века. Отмена крепостного права. Помещик – дворянин распускает «свой двор» на все 4 стороны, либо сразу, либо с отработкой, растянувшейся еще на несколько лет. Отправляясь на заработки, родители отдавали детей в ученики-мастеровые в лавки, магазины, фабрики и заводы, на «обучение» к сапожнику, шляпнику, строителю, где все «обучение» сводилось к использованию в хозяйстве детского труда, по тяжести не уступающему взрослому.
«Спящие дети» 1870.
Не мог Василий Григорьевич не волноваться за судьбу русских детей, которая была, не менее печальна, чем у французских, хотел обратить внимание, нарушить покой общества, рассказать об участи детей, желая изменить их жизнь к лучшему.
Сюжетом картины «Тройка. Ученики - мастеровые везут воду»
стал случай из жизни, свидетелем которого был сам художник: дети зимой на санках везли бочку воды, на крутом склоне бочка перевернулась…
Место действия картины. Крутой склон Рождественского бульвара, вдоль стен Богородице – Рождественского женского монастыря. Склон и сейчас крут, налегке подняться и то ощутимо.
Водозаборный Фонтан на Театральной площади с отдельными поилками для лошадей – это один из двух фонтанов, дошедших до нашего времени.
В начале подъема в гору Рождественского бульвара, был сооружен водозаборный фонтан (не сохранился, у которого собирались водовозы и водоносы, доставлявшие воду в квартиры горожан за 25 копеек / ведро (по тем временам цена 1 поросенка – 30 коп, что не всем москвичам было по карману.
Ночью воду на самовывоз можно было брать бесплатно. Вот и посылал хозяин за водой, вверенных ему детей, с большущей бочкой да с ведрами. Зима не шутит: метель да ветер в лицо, одежонка да обувка, - ношена – переношена. Холодно да голодно.
Редкий прохожий, вьюгой гонимый, домой спешит…
Ветер такой сильный, того гляди, попону с бочки сорвет, - да чтоб только бочку не перевернул. Птичка малая, и та о детках своих волнуется, - домой их собирает.
По знакомой дороге с горы спуститься просто, а возвращаться с полной бочкой, - каждый пригорок горой кажется.
Вода выплёскиваясь на морозе, бочку и сани сосульками покрыла. Спасибо, парень молодой помог, да и ему, видно, эта повозка по ухабам да сугробам, - «не снежинка на варежке». Правду говорят: «Мир не без добрых людей!»
И только спокойно и тихо горела в фонаре монастырская свеча.
В 1867 году пять картин В. Г. Перова, в их числе и «Тройка», были представлены на Всемирной Парижской выставке, где вызвали интерес пришедших зрителей и профессиональных художников. Позже, Василий Григорьевич Перов, будучи академиком, профессором живописи, помимо преподавания живописи молодым художникам, помимо организации «Товарищества Передвижных выставок», помимо написания картин, увлечется литературной деятельностью. Он напишет «Рассказы художника».
В рассказе «Тетушка Марья» поведает историю героев картины «Тройка. Ученики - мастеровые везут воду». Всех прототипов-детей он нашел сразу, кроме мальчика, стоящего в центре. Среди паломников, идущих в Лавру, он приметил мать с сыном. Долго объяснял матери цель своего предложения, уговаривая ее разрешить Васе ему позировать. Марья была не согласна, видя в рисовании грех и дурное предзнаменование. Уговорил, накормил, дал ночлег.
Рисовал Васю. Рассказала тем временем Марья горькую свою долю: потеряла мужа и всех своих деток. Только Вася – сынок, кровиночка ее, один остался…
Картину для своей галереи сразу покупает П. Третьяков, - она и сейчас там. Через несколько лет Тетушка Марья приходит по знакомому адресу к художнику Перову, протягивает все заработанные ею «сиротские» деньги и просит продать ей картину, как единственную память, об умершем от оспы, ее сыночке Васеньке. Перов приводит женщину в галерею. Вернувшись за ней, художник находит Марью перед картиной: убитая горем женщина всё это время простояла на коленях, плакала и молилась, видя «Васеньку, как живого… вот и зубик – то твой выбитый»…
Василий Григорьевич выполнил обещание: написал и подарил Марье портрет Васи, «украсив его вызолоченною рамкою». «Матушка Марья повесила портрет Васи к образам и молила бога о его упокоении и о здравии художника».
Василий Григорьевич Перов всю жизнь тяготился своим происхождением, пережил раннюю смерть любимой жены, а следом и двоих старших детей. Младший сын Владимир (1868 – 1898) пойдет по его стопам, будет художником. В. Г. Перов прожил 49 лет, умер от туберкулеза, оставив после себя картины, знакомые нам с детства, про которые и мы расскажем нашим детям. Картины В. Г. Перова и сегодня актуальны, есть о чем поговорить с детьми, посещая вместе с семьей библиотеки, музеи, галереи, онлайн-экскурсии - дело полезное, познавательное и обоюдно интересное.